Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.
Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы
На своевременном этапе
произошли изменения в
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Изменилась система
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуют счётную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые
органы финансового контроля: органы
государственной налоговой
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию
системы органов, осуществляющих финансовый
контроль, продолжались: Государственная
налоговая служба РФ, преобразованная
в Министерство РФ по налогам и
сборам, изменена система органов, осуществляющих
государственный страховой
Проблемы, связанные с
собиранием и расходованием
К задачам Совета отнесены:
формирование тактики и методологии
государственного финансового контроля;
определение его основных направлений
и механизма; согласование практических
мероприятий по осуществлению государственного
финансового контроля; утверждение
программы совместных ревизий и
проверок; подготовка предложений по
расширению источников средств федерального
бюджета и внебюджетных государственных
фондов, по эффективности государственного
финансового контроля; обобщение
и распространение опыта
Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
1.2 Функции и сущность финансового контроля
Любая система функционирует
без значительных сбоев и неполадок
только в том случае, если налажен
механизм контроля за ее деятельностью.
Этот механизм позволяет вовремя
выявить нарушения и принять
меры к выправлению ситуации. Финансовая
система в данном случае не является
исключением: существует отлаженная система
финансового контроля, который можно
охарактеризовать как совокупность
мероприятий, направленных на выявление,
анализ и пресечение нарушений и
злоупотреблений в сфере
Таким образом можно выделить
основные функции финансового контроля:
(1) предупредительную (аналитическую)
и (2) штрафную. В первой функции заложен
позитивный смысл: пресечь правонарушение,
выявить самые корни его
Глава II. Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
В экономически развитых странах
финансовый контроль распадается на
две, взаимодействующие, но обособленные
сферы: государственный и
Государственный финансовый
контроль — комплексная и
Государственный финансовый
контроль призван отслеживать
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе
многолетнего опыта разработало
основные принципы организации государственного
финансового контроля, к реализации
которых стремится каждое современное
цивилизованное государство. Эти принципы
изложены в Лимской декларации ИНТОСА.
К ним относятся такие
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность
предъявляемых контролерами
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
6. согласованность действий
различных контролирующих
2.2 Классификация финансового контроля
Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:
1. Регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2. Время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля —
президентский, контроль
4. Объекты контроля —
бюджетный, контроль за
Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.
Текущий финансовый контроль
проводится в процессе исполнения финансовых
планов, в ходе осуществления хозяйственно-
Последующий финансовый контроль
осуществляется после завершения отчетного
периода и финансового года в
целом. Проверяется целесообразность
расходования государственных денежных
средств при исполнении бюджетов,
выполнении финансовых планов предприятий
и организаций, смет бюджетных учреждений.
Оценка проведенных мероприятий
производится в результате анализа
использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, законности
совершенных хозяйственно-
По приемам и способам
осуществления финансового
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового
контроля предполагает детальное изучение
периодической или годовой
Ревизия — наиболее глубокий
и всеобъемлющий метод
Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория