Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.

Содержание работы

Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фин.контроль.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

- результаты экспертизы  организации бухгалтерского (финансового)  учета, составление соответствующей  отчетности и состояние внутреннего  контроля;

- факты выявленных в  ходе аудиторской проверки существенных  нарушений установленного порядка  ведения бухгалтерского учета  и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность,  а также нарушений законодательства  Российской Федерации при совершении  хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут  нанести ущерб собственникам  экономического субъекта, государства  или третьих лиц;

в) в итоговой части аудиторского заключения находится запись о подтверждении  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

В случае если экономическим  субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей  отчетности и соблюдения законодательства Российской Федерации, в итоговой части  аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения  достоверности бухгалтерской или  финансовой отчетности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, подтверждающим проверку, и заверяется его личной печатью.

При проведении проверки аудиторской  фирмой аудиторские заключение, кроме  того, подписывается в целом руководителем  аудиторской фирмы либо уполномоченном и иным должностным лицом аудиторской  фирмой и заверяется печатью аудиторской  фирмы.

Экономический субъект обязан предоставить заинтересованным лицам  только итоговую часть аудиторского заключения.

Важным вопросом аудиторской  деятельности являются взаимоотношения  аудитора и организации - клиента. Право  выбора аудитора предоставлено организации. Аудитор не обязательно должен проживать  в населенном пункте, где находится  экономический субъект.

Выбор метода и проведения аудиторской поверки зависит  прежде сего от того, впервые или  нет она проводится в данной организации. Аудитор по своему усмотрению выбирает процедуру получения аудиторских  доказательств. Это:

1. Проверка арифметических  расчетов клиента, в зависимости  от плана проверки, оценки системы  внутреннего контроля и аудиторского  риска она бывает выборочной  или сплошной.

2. Наблюдение или участие  в инвентаризации различных активов  клиента. Инвентаризация в данной  ситуации - метод получения ценных  и достоверных доказательств  о реальности и точности активных  статей баланса и фактов совершения  хозяйственных операций. Участие  в инвентаризации или наблюдение  за ее проведением помогут  правильно оценить систему бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  организации.

3. Наблюдение за выполнением  отдельных хозяйственных и бухгалтерских  операций. Эта процедура также  важна для оценки системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.

4. Устный опрос персонала  и руководства организации-клиента  и получения от клиента письменных  представлений. Как правило, эти  процедуры используются на начальной  стадии, когда аудитор знакомится  с проверяемой организацией и  планирует проверку.

5. Проверка документов, полученных  клиентом от третьих лиц. Проводя  эту процедуру, обращают внимание  на правильность составления  и оформления документов, а также  на точность и своевременность  их отражения в бухгалтерском  учете.

6. Проверка документов, подготовленных  организацией - клиентом. Информация, полученная  в ходу такой проверки, являющейся  внутренней, и ее достоверность  и ценность зависят от качества  системы внутреннего контроля  клиента.

7. Аналитические процедуры,  т.е. анализ и оценка полученной  аудиторам информации, исследование  важнейших финансовых и экономических  показателей с целью выявить  необычные факты и показатели  и исследовать причины их возникновения.  Типичные виды аналитических  процедур: сопоставление остатков  по счетам за различные учетные  периоды; сопоставление показателей  периода финансовой отчетности  с прогнозировавшимися руководством  организации; оценка соотношений  между различными статьями отчетов  и сопоставлений их сданными  предыдущих периодов; сопоставление  финансовых показателей деятельности  организации со среднеотраслевыми;  сопоставление финансовой и нефинансовой  информации (например, сведения об  объеме выпуска продукции в  денежных и натуральных единицах).

Заключая договор организации - клиенту, следует помнить, что аудит  не подменяет и не заменяет собой  государственный контроль, который  осуществляют государственные органы, например Государственная налоговая  служба, таможенные органы. 

 

4.2 Контроль банков

финансовый государственный  аудиторский контроль

С целью контроля за соблюдением  условий работы с денежной наличностью  и порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки  проводят проверки соответствия ведения  кассовых операций на предприятии Положению N 40 “О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве”, утвержденному  Центральным банком Российской Федерации 22 сентября 1993 года, а именно:

- созданы ли условия,  необходимые для обеспечения  и сохранности денежных средств  при доставке их из банка  и при сдаче в банк, а именно  обеспечение охраной, автотранспортом  и так далее;

- полноту и своевременности  оприходования денег, полученных  из банка, путем проведения  сверок с выписками банка;

- понтону оприходования  других поступлений (плата за  квартиру квартиросъемщиков, плата  родителей за содержание в  детских учреждениях и т.д.), путем  сверки по банным бухгалтерского  учета ( по лицевым счетам квартиросъемщиков  и т.д.);

- правильность оформления  приходных и расходных кассовых  ордеров, кассовой книги, журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров;

- имеются ли подписи  в получении денег, особое внимание  уделяется соответствию подписей  при выплате депонированных сумм;

- правильность ведения  операций в кассовой книге  и выведение в ней остатков  на конец дня;

- погашены ли приходные  и документы штампом “Получено”, а расходные “Оплачено”, с указанием  даты;

- правильности итогов  подсчетов платежных ведомостей;

- правильность оформления  документов при депонированной  заработной плате;

- правильность выдачи  денег по доверенностям;

- соблюдается ли лимит  наличных денег в кассе, а  также порядок расчетов, а также  порядок расчетов наличными деньгами  с юридическими лицами. Лимит  хранения наличных денег в  кассе устанавливается учреждениями  банков, в котором обсушивается  предприятие. Предельный размер  расчетов наличными деньгами  с юридическими лицами устанавливается  Правительством Российской Федерации;

- при наличии на предприятии  нескольких кассиров проверяется  правильность ведения книги учета  приняты и выданных денег, которые  должны быть открыты на каждого  кассира;

- где хранятся дубликаты  ключей от сейфов кассы. Они  должны храниться в опечатанных  пеналах (пакетах и так далее)  у руководителя предприятия;

- созданы ли на предприятии  комиссии по проведению инвентаризации  кассы и осуществляет ли он  свои обязанности;

- выполняется ли Закон  “О применении контрольно - кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением” и других  нормативных документов, изданных  в соответствии с этим Законом.

За несоблюдение условий  работы с денежной наличности предприятие  и их руководители несут ответственность  в виде:

- за расчеты наличными  денежными средствами с другими  предприятиями, учреждениями организациями  сверх установленных норм - штрафа  в 2-х кратном размере суммы  произведенного платежа;

- за неоприходование (неполное  оприходование) в кассу денежной  наличности - штрафа в 3-х кратном  размере выявленной неоприходованной  суммы;

- за несоблюдение действующего  порядка хранения свободных денежных  средств, а также за накопление  в кассах наличных денег сверх  установленных лимитов - штрафа  в 3-х кратном размере выявленной  превышающей лимит кассовой суммы;

- на руководителя предприятия,  допустившего указанные нарушения,  налагается административный штраф  в размере 50 - кратного установленной  минимальной месячной оплаты  труда.

За нарушение требований Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов с  населением” к предприятиям применятся штрафные санкции:

- в 350 - кратном установленном  законом размере минимальной  месячной оплаты труда, в случае  ведения предприятия расчетов  с населением без применения  контрольно - кассовых машин;

- при использовании для  расчетов неисправных контрольно- кассовых машин - 200 установленных  законом размеров минимальной  месячной оплаты труда;

- если предприятие не  вывесило ценники на подаваемый  товар или прейскурант на оказываемые  услуги, в этом случае налагается  штраф в размере 100 установленных  законом размеров минимальной  оплаты труда;

- в 10-ти кратном установленном  законом размере минимальной  месячной оплаты труда, но не  менее 20% от стоимости покупки  или услуги в случае невыдачи  чека лицом, обязанным выдать  его покупателю, и при даче  чека с указанными суммами  менее уплаченной.

 
 

Заключение

 

Рассмотрев все теоретические  вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые  выводы.

Организация государственного финансового контроля в настоящее  время в России имеет множество  недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается  в усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономических  отношений. Например, используя мировой  опыт, в России создана Счетная  Палата, что является, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена. Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной  Палатой России финансового контроля по использованию денежных средств государственного бюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета является частью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новом контрольном органе, который бы осуществлял указанные функции.

К проблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по подготовке проекта  бюджета и его исполнением, оценку эффективности организационных  и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных постановлениях и других нормативных актах также. Требуется  также усиление государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора экономики.

Важным есть обновление и  функций внутреннего контроля. Его  организация, согласно закона России о  предприятиях, возложена на руководителя предприятия.

В осуществлении внутреннего  контроля важнейшее место занимают работники бухгалтерии, кроме главных  бухгалтеров. Но главный, также как  руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответственность  за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную  деятельность. Функцию контроля главный  бухгалтер выполняет отдельно и  через аппарат бухгалтерии. На больших  же предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности  контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).

Обновление внутреннего  контроля, по моему мнению, усилит контрольную  функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой  для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые  являются внешними для предприятия.

Что касается аудита, то одним  из направлений усовершенствования аудиторского контроля в России является ускорение разработки качественной целостности системы национальных стандартов аудита, базой.

Все это свидетельствует  о необходимости коренной реорганизации  системы хозяйственного контроля в  России. Основными ее направлениями  являются:

Разграничение объектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формами собственности (государственная и разные виды коллективной и частной собственности) на контроль за исполнением государственного бюджета, контроль за использованием средств  государственного бюджета, подтверждением достоверности финансовой информации предприятия негосударственного сектора  экономики, контроль за формированием  себестоимости и финансовыми  результатами предприятия;

Разграничение объектов контроля на государственный, аудиторский и  внутренний.

В современных условиях каждая форма государственного контроля в  России имеет свои задачи и направления  развития и требует своего усовершенствования.      

 
 

Список литературы

1. Конституция РФ (принятая  всенародным голосованием 12.12.1993) ( с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

2. ФЗ « Об аудиторской  деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ

3. ФЗ «О счетной палате  Российской Федерации» от 11.05.1995 №4-ФЗ

4. ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) от 10.07.2002 №86-ФЗ ( в ред. от 25.11.2009)

5. Постановление Правительства  Российской Федерации от 30.06.2004 №320 «О министерстве финансов Российской  Федерации» (ред. 20.02.2010)

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория