Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.

Содержание работы

Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фин.контроль.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

Налоговые органы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операции по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют право  наложения административных штрафов  и принудительного взыскания  недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой  полиции, ее территориальные и местные  подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

1. выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

2. защиту сотрудников  налоговой инспекции от противоправных  посягательств при исполнении  ими служебных обязанностей;

3. предупреждение, выявление  и пресечение коррупции и налоговых  органах.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном  страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с  сохранением основных задач и  функций.

Департамент страхового надзора  и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами  нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила  формирования и размещения страховых  резервов, методика расчета соотношений  между активами и обязательствами  страховой фирмы, а также порядок  учета страховых операций и формы  отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному банку России (ЦБР). Как  орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение — Департамент  банковского надзора, который проверяет  соблюдение коммерческими банками  банковского законодательства и  установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками  неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения  вправе прибегнуть к определенным методам  воздействия: штраф; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства  коммерческого банка; применение более  жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке  на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением  налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации.  

 

 

Глава IV. Негосударственный  финансовый контроль

 

4.1 Аудит

 

Аудит - это системный  процесс получения и оценки объективных  данных об экономических действиях  и событиях, устанавливающих уровень  их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и  логику и основывается на структурном  подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и  оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.

Независимая оценка объективных  данных об экономических действиях  осуществляется внешними аудиторами и  относится к внешнему контролю (аудиту).

Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности  бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой  службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.

Правовые основы осуществления  в Российской Федерации аудиторской  деятельности определены в ФЗ «Об  аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ. Согласно этому закону аудиторская  деятельность (аудит) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим  в Российской Федерации.

Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.

1. Независимость выражается  в том, что при проведении  аудиторской проверке и составлении  заключения аудиторы не зависят  от аудируемой организации, от  любой третьей стороны, в том  числе от государственных органов,  поручившим им проведение проверки, а также от собственников и  руководителей аудиторских фирм, в которых он работают.

Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися  учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители дети супругов);

б) аудиторскими фирмами:

- в отношении экономических  субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами,  страховщиками, а также в отношении  которых эти аудиторские фирмы  являются учредителями, собственники, акционерами;

- в отношении экономических  субъектов, являющихся их дочерними  предприятиями, филиалами (отделениями)  и представительствами или имеющих  в своем капитале долю этих  аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и  ведению бухгалтерского учета, а  также составлению финансовой отчетности.

2. Обязательность. Как установлено  Временным положением “Аудиторской  деятельности в Российской Федерации”  аудиторская проверка может быть  обязательной и инициативной. При  этом если инициативная проверка  проводится по решению собственников  аудируемой организации, то обязательная  не зависит от ее воли или  желания.

Обязательная проверка может  проводиться по поручению государственных  органов. Это могут быть органы дознания и следователь, которые при наличии  санкции прокурора, прокурор, суд  и арбитражный суд вправе в  соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение  о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии  в производстве указанных органов  возбужденного (возобновляемого производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного  арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать  обязательствам, послужившим основанием дела для возбуждения (возобновления  производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновлению производством) гражданского дела или дела, подведомственного  арбитражному суду. Срок поведения  аудиторской проверки по такому поручению  определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом  дознания, прокурором, следователем, судом  и арбитражным судом.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской  проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой взыскание  на основании решения суда или  арбитражного уда по искам, предъявляемым  прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой  службы и органами налоговой полиции.

3. Ответственность, в том  числе материальная, предусматривается  в отношении как организаций,  уклоняющийся от аудиторской  поверки или препятствующей ее  проведению, так и аудитора, допустившего  неквалифицированные аудиторские  процедуры.

При осуществлении аудита аудиторские фирмы и аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актив  Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим  субъектом либо содержания органа дознания, прокурора, следователя, суда или арбитражного суда;

б) проверять у экономических  субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения  по возникающим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской  проверки;

в) получать по письменному  запросу необходимую для осуществления  аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при  содействии государственных органов, поручивших проверку;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской  проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом  необходимой документации, а также  в случае необеспеченная государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы и аудиторские  фирмы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать  при осуществлении аудиторской  деятельности требования законодательства Российской Федерации;

б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести проверку о  невозможности своего участия в  проведении аудиторской проверки данного  экономического субъекта, а также  о необходимости привлечения  к участию в поведении проверки дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом  работ или каким-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или поручения поручителя;

в) квалифицированно проводить  аудиторские проверки, а также  оказывать иные аудиторские услуги;

г) обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без  согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности  до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том  объеме, в котором они признают это возможным.

Проверяемый экономический  субъект имеют право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую  информацию о требованиях законодательства, касающихся проведению аудиторской  проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением  аудитора (аудиторской фирмы) - о  нормативных атак, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставить экономическому субъекту эту информацию.

Результатом аудиторской  поверки является заключение аудитора или аудиторской фирмы - документ, имеющий юридическое значение для  всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Заключение аудитора или аудиторской  фирмы по результатам проверки, проведенной  по поручению государственных органов, приравнивается к заключению к экспертизы, назначенной в соответствии процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение договора аудитора или аудиторской фирмы должно состоять из трех частей - вводной, аналитической  и итоговой:

а) в водной части указывается:

для аудиторской фирмы : юридический  адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление  аудиторской деятельности, а также  срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

для аудитора, работающего  самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего  лицензию на осуществление аудиторской  деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

б) в аналитической части  указывается:

- наименование экономического  субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория