Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.
Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы
Налоговые органы имеют право
в соответствии с налоговым законодательством
проверять любые денежные документы
у юридических и физических лиц,
включая совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства;
получать от них необходимые справки
и сведения (за исключением составляющих
коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового
законодательства и правильность исчисления
налогов; обследовать любые используемые
для извлечения доходов производственные,
складские и торговые помещения;
применять меры принудительного
воздействия в отношении
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:
1. выявление, предупреждение
и пресечение налоговых
2. защиту сотрудников
налоговой инспекции от
3. предупреждение, выявление
и пресечение коррупции и
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.
Департамент страхового надзора
и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности
и регулирования единого
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении
финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как
орган государственного управления,
наделенный властными полномочиями,
он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране. ЦБР осуществляет
надзор за деятельностью коммерческих
банков. С этой целью создано специальное
подразделение — Департамент
банковского надзора, который проверяет
соблюдение коммерческими банками
банковского законодательства и
установленных ЦБР нормативов банковской
деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении банками
неполной или недостоверной информации,
ЦБР в зависимости от вида нарушения
вправе прибегнуть к определенным методам
воздействия: штраф; выполнение требований
ЦБР по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства
коммерческого банка; применение более
жестких нормативов; запрет на проведение
отдельных операций и на открытие
филиалов на срок до одного года; назначение
временной администрации в
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
Аудит - это системный
процесс получения и оценки объективных
данных об экономических действиях
и событиях, устанавливающих уровень
их соответствия определенному критерию
и представляющий результаты заинтересованным
пользователям. Он имеет свою цель и
логику и основывается на структурном
подходе к принятию решений. Он не
является беспорядочным и
Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко
применяемый в мировой
Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ. Согласно этому закону аудиторская деятельность (аудит) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Основной целью аудиторской
деятельности является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и
Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.
1. Независимость выражается
в том, что при проведении
аудиторской проверке и
Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
- в отношении экономических
субъектов, являющихся их
- в отношении экономических
субъектов, являющихся их
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
2. Обязательность. Как установлено
Временным положением “
Обязательная проверка может
проводиться по поручению государственных
органов. Это могут быть органы дознания
и следователь, которые при наличии
санкции прокурора, прокурор, суд
и арбитражный суд вправе в
соответствии с процессуальным законодательством
Российской Федерации дать аудитору
или аудиторской фирме
С согласия аудиторов проверка
может проводиться по документам
финансовой отчетности, изъятым (затребованным)
в установленном порядке
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного уда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции.
3. Ответственность, в том
числе материальная, предусматривается
в отношении как организаций,
уклоняющийся от аудиторской
поверки или препятствующей ее
проведению, так и аудитора, допустившего
неквалифицированные
При осуществлении аудита аудиторские фирмы и аудиторы имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актив Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания органа дознания, прокурора, следователя, суда или арбитражного суда;
б) проверять у экономических
субъектов в полном объеме документацию
о финансово-хозяйственной
в) получать по письменному
запросу необходимую для
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
д) отказаться от проведения
аудиторской проверки в случае непредоставления
проверяемым экономическим
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести проверку о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта, а также о необходимости привлечения к участию в поведении проверки дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работ или каким-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или поручения поручителя;
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность
документов, получаемых и составляемых
ими в ходе аудиторской проверки,
и не разглашать их содержания без
согласия собственника (руководителя)
экономического субъекта, за исключением
случаев, предусмотренных
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в котором они признают это возможным.
Проверяемый экономический
субъект имеют право получать
от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую
информацию о требованиях
Результатом аудиторской
поверки является заключение аудитора
или аудиторской фирмы - документ,
имеющий юридическое значение для
всех юридических и физических лиц,
органов государственной власти
и управления, органов местного самоуправления.
Заключение аудитора или аудиторской
фирмы по результатам проверки, проведенной
по поручению государственных
Заключение договора аудитора или аудиторской фирмы должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:
а) в водной части указывается:
для аудиторской фирмы : юридический
адрес и телефоны; порядковый номер,
дата выдачи и наименование органа,
выдавшего лицензию на осуществление
аудиторской деятельности, а также
срок действия лицензии; номер регистрационного
свидетельства; номер расчетного счета;
фамилия, имя и отчество всех аудиторов,
принимавших участие в
для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;
б) в аналитической части указывается:
- наименование экономического
субъекта и период его
Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория