Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность финансового контроля, виды и методы
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
1.3 Бюджетный контроль как вид государственного финансового контроля
2. Практика осуществления финансового контроля РФ
2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности
2.2 Контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета
2.3 Практика проверок целевого и эффективного использования средств бюджета Тюменской области, выделенных на реализацию областных целевых программ
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список используемой литературы
После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе – комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии – на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.
Информационной основой контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе ревизии исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные законы и иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные отношения. Во-вторых, – база данных Счетной палаты, сформированная посредством обработки всех ставших основанием для операций со средствами федерального бюджета первичных платежных документов, полученных из Минфина и Банка России, а также от иных участников бюджетного процесса, база данных отчетности, исходя из которых составляется отчет Минфина России об исполнении федерального бюджета. В-третьих, – первичные платежные документы, банковские выписки по проведенным операциям, данные бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и годовые) министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении федерального бюджета.
Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2009 году представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий
Таблица 1.1.1
Кому направлены представления |
Количество представлений | ||||||
Направлено |
В стадии рассмотрения (срок исполнения не истек) |
Не рассмотрено (ответ не получен, срок исполнения истек) |
Рассмотрено (получен ответ) |
Выполнено |
Выполнено в неполном объеме |
Не выполнено | |
Всего: |
451 |
38 |
35 |
378 |
261 |
114 |
3 |
Правительство Российской Федерации |
59 |
3 |
7 |
49 |
32 |
17 |
- |
Минфин России |
49 |
6 |
5 |
38 |
27 |
11 |
- |
Минэкономразвития России |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
МНС России |
19 |
2 |
2 |
15 |
11 |
4 |
- |
Минимущество России |
8 |
1 |
- |
7 |
5 |
2 |
- |
Правоохранительные органы: Генпрокуратура России, МВД России |
13 |
1 |
- |
12 |
2 |
10 |
- |
Прочие федеральные органы исполнительной власти |
132 |
16 |
5 |
111 |
73 |
38 |
- |
Итоги ревизии служат основным
материалом для подготовки Счетной
палатой заключения на проект представляемого
Правительством РФ в Государственную
Думу закона об исполнении федерального
бюджета за соответствующий год.
Анализ и сопоставление информации,
полученной в течение трех лет
разными методами и на основе сочетания
разных форм контроля, позволяют дать
максимально достоверное
Правительства РФ об исполнении
федерального бюджета. Это заключение
и является итоговым документом всей
деятельности Счетной палаты в рамках
единого трехлетнего
Важнейшее направление работы Палаты связано с контрольными мероприятиями, проводимыми по поручениям палат Федерального Собрания и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такие поручения и обращения, согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации», являются для нее обязательными.
Тематика поручений палат
Федерального Собрания может охватывать
вопросы исполнения тех или иных
статей бюджетов за ряд лет, касаться
деятельности различных получателей
бюджетных средств (в том числе
и не являющихся субъектами ведомственной
структуры) и даже любых юридических
лиц, так или иначе связанных
с федеральным бюджетом (например,
пользующихся налоговыми льготами, участвующих
в схемах бюджетных взаимозачетов,
имеющих отношение к
В структуре Счетной палаты
функционирует специальная
Эффективность и целесообразность деятельности госпредприятий оцениваются исходя из интересов государства (стратегических, финансово – экономических, инвестиционных, социальных и др.) применительно к каждому предприятию. Налаживанию действенного контроля препятствует отсутствие полного реестра государственных унитарных предприятий, который должен, в частности, содержать информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Применяемые методы контроля за эффективностью управления пакетами акций, долями (паями) Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени участия государства (с этой точки зрения выделяются хозяйственные общества и товарищества с долями участия государства более 50%, в 25–50% и менее 25%, а также с использованием специального права «Золотая акция»). Здесь прежде всего проводится экспертиза учредительных и уставных документов и анализируется ведение реестра акционеров. Контролю подлежат: а) работа представителей государства в органах управления рассматриваемых предприятий; б) эффективность и целесообразность учредительной деятельности и кредитной политики последних; в) изменения их уставов и уставных капиталов; г) реализация задач государства в работе хозяйственных обществ и товариществ.
Особое внимание уделяется
контролю за распределением прибыли, в
том числе за начислением дивидендов
на госпакет акций и капитализацией
части прибыли обществ. А главные
государственные приоритеты, принимаемые
во внимание при определении эффективности
управления пакетами акций, равно как
и в установлении самой необходимости
их закрепления в федеральной
собственности, таковы: а) выполнение хозяйственными
обществами и товариществами функций
поддержания национальной безопасности
и обороноспособности; б) осуществление
социальных программ; в) регулирование
естественных монополий; г) реструктурирование
предприятий и создание вертикально
интегрированных структур; д) привлечение
инвестиций и улучшение финансово-
Контроль за распоряжением
федеральной собственностью в первую
очередь включает проведение проверок
целесообразности и законности принятия
решений об отчуждении государственного
имущества, соблюдения органами приватизации
предусмотренных
1) целесообразности выбора
объектов приватизации и ее
конкретных параметров (таких, как
величина отчуждаемых пакетов
акций, способ приватизации и
ее сроки, начальная цена
2) характеристики участников
аукционов и конкурсов по
3) степени легитимности
и достоверности источников
1.3 Бюджетный контроль,
как один из главных видов
государственного финансового
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государством по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов.
Задачи бюджетного контроля:
Объектом бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом размерах.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
Субъектами контроля, т.е., проверяющими органами могут выступать различные органы, службы и др. (табл. 1.3.1)
Таблица 1.3.1. Субъекты контроля
№ п\п |
Субъекты контроля |
Проверяющие органы |
1 |
Государственный бюджетный контроль |
Органы государственной власти (Президент РФ и главное контрольное управление при Президенте, Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание и Счетная Палата, Министерство финансов Российской Федерации в лице контрольно-ревизионного управления, Федеральное Казначейство РФ, Государственная Налоговая служба РФ. |
2 Ведомственный контроль |
Проводится контрольно – ревизионным управлением. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку. | |
3 |
Общественный контроль |
Осуществляется неправильными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от непосредственных задач. |
4 |
Независимый контроль |
Проводится аудиторскими службами и фирмами |
5 |
Внутрихозяйственный контроль |
Осуществляется финансово- хозяйствования |
6 |
Правовой контроль |
Проводится |
7 |
Гражданский контроль |
Осуществляется |
По времени проведения выделяют:
А) предварительный контроль;
Б) текущий контроль;
В) последующий контроль.
По методам бюджетного контролю выделяют: