Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить содержание и виды финансового контроля
- выявить методы финансового контроля
- рассмотреть организацию финансового контроля
- выявить пути совершенствования финансового контроля.

Содержание работы

Введение 2
1. Содержание и задачи финансового контроля 4
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 4
1.2. Основные задачи финансового контроля 6
1.3. Принципы финансового контроля 6
2. Виды и методы финансового контроля 7
2.1. Виды финансового контроля 7
3. Организация финансового контроля в РФ 16
3.1. Организационно – правовые основы финансового контроля 16
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ 16
4. Пути совершенствования Финансового контроля в РФ 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая работа.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1.  Содержание  и задачи финансового контроля 4

1.1 Финансовый  контроль в системе управления  финансами 4

1.2. Основные  задачи финансового контроля 6

1.3. Принципы  финансового контроля 6

2. Виды и  методы финансового контроля 7

2.1. Виды финансового  контроля 7

3. Организация  финансового контроля в РФ 16

3.1. Организационно  – правовые основы финансового  контроля 16

3.2. Финансовый  Контроль со стороны Счетной  палаты РФ 16

4. Пути совершенствования  Финансового контроля в РФ 24

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе управления финансами особое место с точки  зрения эффективности их формирования, распределения и использования  в общественном воспроизводстве  занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать  и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового  оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность  хозяйственных операций

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в условиях многоукладной  экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка  и рынка капиталов возникла потребность  в налаживании жесткой системы  финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными  процессами.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Реальный механизм финансового  контроля проявляется не как единая, строго заданная система методов  и приемов, а как динамичная совокупность различных инструментов, влияющих на экономику.

Финансовый контроль является как бы заключительной стадией  процесса управления финансами. Финансовый контроль - элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

 Цель финансового  контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства.

 Одна из важных  задач финансового контроля - проверка  неукоснительного выполнения законодательств,  а по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения Финансовых  обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками,  а также взаимных обязательств, предприятий и организаций по  расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники  финансовой системы, казначейства и  налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В  зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и  независимым (аудиторским). В российской практике используются различные формы  финансового контроля.

Цель курсовой работы - обобщения  теоретических аспектов финансового  контроля и выявления путей его  совершенствования.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- изучить содержание и  виды финансового контроля

- выявить методы финансового  контроля

- рассмотреть организацию  финансового контроля

- выявить пути совершенствования  финансового контроля.

Предметом исследования данной курсовой работы является организационно правовые аспекты финансового контроля.

Объектом исследования является существующие методы финансового контроля

1.  Содержание и задачи  финансового контроля

1.1 Финансовый контроль  в системе управления финансами

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально экономических процессов в обществе - это важная сфера деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев действующей в стране многообразной системы контроля является финансовый контроль, который представляет собой совокупность проводимых субъектами контроля мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов государственной власти, муниципальных образований, организаций, учреждений, населения с применением специфических форм и

методов их проведения [6, 113].

Субъектами финансового  контроля являются законодательные и исполнительные органы власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами права.

К объектам финансового контроля относятся денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех сферах экономики.

В отличие от других видов  контроля (административного, санитарного, экологического) предметом финансовых проверок выступают стоимостные категории (показатели), такие как доходы, прибыль, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоги, отчисления в различные фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их формированием и динамикой охватывает все стороны хозяйственной деятельности, включая финансово-кредитные взаимосвязи хозяйствующих субъектов и государства. Сфера финансового контроля охватывает практически все операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль по своему содержанию включает в себя проверку:

• соблюдения требований экономических законов (например, на макроуровне - соблюдение оптимальных пропорций распределения ВВП и НД) и финансово-хозяйственного законодательства;

• правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (контроль за доходами и расходами бюджетов);

• соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и налоговых деклараций;

• эффективности использования  финансовых, материальных и трудовых ресурсов организаций, предприятий, учреждений.

В условиях рыночной экономики  роль финансового контроля многократно возрастает, так как в стране функционируют миллионы самостоятельно хозяйствующих субъектов.

Рыночная экономика - это, с одной стороны, свободное предпринимательство, а с другой - предпринимательство по правилам, устанавливаемым законодательством. Государство определяет эти правила, в том числе финансовые, и оно же призвано обеспечивать неукоснительное соблюдение этих правил всеми участниками финансовых отношений. Именно на это и направлен финансовый контроль со стороны государства.

Финансовый контроль призван  обеспечивать интересы и права не только органов власти, но и хозяйствующих субъектов, населения. Его главное назначение - содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.

1.2. Основные задачи финансового  контроля

Основные задачи, стоящие перед финансовым контролем:

• обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;

• содействие сбалансированности потребности в финансовых ресурсах и размеров формируемых денежных фондов государства и хозяйствующих субъектов;

• обеспечение соблюдения действующего законодательства, своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;

• выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения финансовых ресурсов предприятий;

• обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;

• проведение профилактической работы по укреплению финансовой дисциплины.

В системе финансового  контроля выделяют основные и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта  финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового  контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового  контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Процесс финансового  контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс  финансового контроля включает следующие основные этапы:

  1. Планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
  2. Проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
  3. Систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
  4. Реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

1.3. Принципы финансового контроля

На основе многолетнего опыта  мировое сообщество выработало принципы финансового контроля, которые зафиксированы в Лимской декларации 1977 г. ИНТОСАИ (Международной ассоциации высших органов финансового контроля): независимость; объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность.

Принцип независимости финансового контроля означает, что контролирующий орган должен обладать:

• финансовой независимостью;

• полномочиями его руководителей  на более длительный срок по сравнению со сроками полномочий органов власти и управления (прежде всего, парламентской власти).

Принцип объективности и компетентности предполагает:

• неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства;

• высокопрофессиональный уровень работы контролеров на основе установленных стандартов проведения различных видов контроля.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Принцип разграничения финансовых полномочий между различными органами финансового контроля заключается в отсутствии дублирования в деятельности этих органов. Положениями об органах финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, определен перечень полномочий государственных финансовых органов, в том числе и по проведению финансового контроля. Например, ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, Федеральная налоговая служба контролирует соблюдение налогового законодательства [10, 53].

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами