Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить содержание и виды финансового контроля
- выявить методы финансового контроля
- рассмотреть организацию финансового контроля
- выявить пути совершенствования финансового контроля.

Содержание работы

Введение 2
1. Содержание и задачи финансового контроля 4
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 4
1.2. Основные задачи финансового контроля 6
1.3. Принципы финансового контроля 6
2. Виды и методы финансового контроля 7
2.1. Виды финансового контроля 7
3. Организация финансового контроля в РФ 16
3.1. Организационно – правовые основы финансового контроля 16
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ 16
4. Пути совершенствования Финансового контроля в РФ 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая работа.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская  проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская  проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих  субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:

• постановку и ведение  бухгалтерского учета;

• составление налоговых  деклараций;

• проведение финансового  анализа;

• обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;

• консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основные задачи аудиторской  проверки:

• установить правильность ведения бухгалтерского учета в  соответствии с требованиями законодательства;

• установить достоверность  финансовой отчетности, насколько адекватно  она отражает истинное финансовое состояние  проверенной организации;

• проверить законность осуществленных финансовых операций;

• проверить правильность составления налоговых деклараций.

Результаты аудиторской  проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:

• положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;

• с замечаниями, когда аудиторы, давая в целом положительное  заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;

• отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации - заказчика проверки).

Аудиторское заключение имеет  юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. Это могут быть взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность [11, 39].

Аудиторский финансовый контроль в России развивается. Сфера его деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.

 

 

 

3. Организация финансового  контроля в РФ

3.1. Организационно – правовые  основы финансового контроля

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной  и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной  власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

• предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения  законов (решений) о бюджете и  по другим финансовым вопросам;

• текущий контроль при  рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

• последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового  контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные  структуры. Например, парламентский  контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации  РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ [2, 186].

3.2. Финансовый Контроль  со стороны Счетной палаты  РФ

Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4_ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной  палаты РФ подлежат все государственные  органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются  контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных  проверок и ревизий к так называемому  аудиту эффективности - новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и  непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и  исполнения федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина  России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и  надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово(бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

• за использованием средств  федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• за соблюдением валютного  законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

• за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных  кредитов и бюджетных инвестиций;

• за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности документы, встречные проверки (сличение записей, документов);

• направлять в проверенные  организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления  или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая  служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она  осуществляет через территориальные органы - налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

• обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты  бюджетной системы РФ;

• осуществляют возврат  излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;

• проводят проверки налогоплательщиков;

• ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями  и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

• контролируют своевременность  представления плательщиками бухгалтерских  отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и  уплатой платежей в бюджет;

• ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет [3, 158].

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

• проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

• проверять документы, связанные  с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

• приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

• проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные  функции возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами