Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить содержание и виды финансового контроля
- выявить методы финансового контроля
- рассмотреть организацию финансового контроля
- выявить пути совершенствования финансового контроля.
Введение 2
1. Содержание и задачи финансового контроля 4
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 4
1.2. Основные задачи финансового контроля 6
1.3. Принципы финансового контроля 6
2. Виды и методы финансового контроля 7
2.1. Виды финансового контроля 7
3. Организация финансового контроля в РФ 16
3.1. Организационно – правовые основы финансового контроля 16
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ 16
4. Пути совершенствования Финансового контроля в РФ 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию информации и манипулированию рынком [5, 63].
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
Основные направления деятельности Счетной палаты на 2013 - 2014 годов
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными актами законодательства Российской Федерации.
При подготовке Заключения Счетная
палата Российской Федерации (далее - Счетная
палата) учитывала необходимость
реализации положений, сформулированных
в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 29
июня 2011 года (далее - Бюджетное послание),
содержащем основные направления и
ориентиры бюджетной политики в
2012 - 2014 годах, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, Программе
Правительства Российской Федерации
по повышению эффективности
При подготовке Заключения использованы результаты 61 проверки и экспертно-аналитического мероприятия, проведенных в 62 субъектах бюджетного планирования, главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 84 акта (заключения).
Проанализирована работа Министерства
экономического развития Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации,
иных субъектов бюджетного планирования
и главных распорядителей средств
федерального бюджета по составлению
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов и
показателей проекта
Заключение утверждено Коллегией Счетной палаты (протокол от 7 октября 2011 г. № 47К(814).
1.2. Законопроект внесен Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в срок, установленный статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, в основном соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации [12].
Динамика отдельных
Рис.1 Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 – 2014 годах
Роль финансового контроля в
создании адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ [9, 1].
В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов [9, 6].
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме
финансовых нарушений, выявляемых в
ходе осуществления финансового
контроля, является нецелевое использование
бюджетных средств. При этом недостаточно
четко определены основания, по которым
использование бюджетных
Важной проблемой
Для повышения эффективности
Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.
Органы налогового и таможенного
контроля должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и Счетной
палатой РФ. Кроме того, повышению
эффективности налогового контроля
будут способствовать: решение задач,
связанных с разработкой форм
и методов контрольной работы
в отношении
Использование новых информационных
технологий должно стать фактором повышения
совершенствования
В целях совершенствования
Важным направлением совершенствования
аудиторского контроля в РФ должно
стать изменение характера
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами