Процесс
финансового контроля, осуществляется
с использованием определенных
методов. Под методами финансового
контроля понимают конкретные
способы осуществления контрольных
действий и операций. Внешнее
выражение контрольных действий
и операций реализуется в определенной
форме контроля. Установленный порядок
осуществления контрольных действий
и операций составляют процедуры
контроля. Определенная последовательность
процедур финансового контроля
в совокупности с используемыми
методами составляет механизм
финансового контроля.
Как правило,
процесс финансового контроля
включает следующие основные
этапы:
1. Планирование,
которое предполагает определение
объекта, целей, задач и форм
контроля и формирование набора
количественных и качественных
показателей, по которым будет
производиться оценка реализации
финансовых решений;
2. Проведение
контроля, целью которого является
сбор оперативных данных, характеризующих
состояние объекта контроля, и
их предварительная оценка;
3. Систематизация
результатов контроля (обобщение
и упорядочение полученной информации
по определенным критериям) и
составление отчетности;
4. Реализация
результатов, которая предполагает
доведение принятых по результатам
контроля решений до всех заинтересованных
лиц, выработку и проведение
мероприятий по устранению выявленных
нарушений и недостатков.
1.2. Принципы
финансового контроля
Финансовый
контроль организуется и проводится
на основе определенных принципов.
Принципы финансового контроля,
которые легли в основу организации,
прежде всего государственного
финансового контроля в Российской
Федерации, были приняты IX Конгрессом
Международной организации высших
контрольных органов (ИНТОСАИ)
в 1977 г. в городе Лиме (Франция)
и нашли свое отражение в
Лимской декларации руководящих принципов
контроля. [17,142]
Основными
принципами финансового контроля
являются следующие: законности,
независимости, объективности, гласности,
ответственности, разграничения
функций и полномочий, системности.
Принцип
законности предусматривает наличие
правовой базы, обеспечивающей проведение
контроля в соответствии с
его целями и задачами. Независимость
органов финансового контроля (организационная,
функциональная, финансовая) гарантируется
действующим законодательством.
Под объективностью понимают
отсутствие предвзятости и невмешательство
в оперативную деятельность субъекта
хозяйствования (контроля), обоснованность
выводов по результатам контрольных
мероприятий. Принцип гласности
предполагает общедоступность результатов
финансового контроля при соблюдении
установленных норм и правил,
касающихся государственной и
коммерческой тайны. Принцип ответственности
предполагает добросовестное отношение
сотрудников органов финансового
контроля к своим должностным
обязанностям. Реализация принципа
разграничения функций и полномочий
заключается в отсутствии дублирования
в деятельности органов финансового
контроля. Принцип системности означает
единство правовой базы, установление
периодичности в проведении тех
или иных финансовых контрольных
мероприятий.
Существуют
и другие принципы, носящие более
прикладной характер, в том числе:
1. результативность
контроля;
2. четкость
и логичность предъявляемых контролерами
требований;
3. неподкупность
субъектов контроля;
4. обоснованность
и доказательность информации, приведенной
в актах проверок и ревизий;
5. превентивность
(предупреждение) вероятных финансовых
нарушений;
6. презумпция
невиновности (до суда) подозреваемых
в финансовых преступлениях лиц;
7. согласованность
действий различных контролирующих
органов и др.
1.3. Осуществление
финансового контроля
Информационное
обеспечение финансового контроля
представляет собой всю информацию,
используемую при осуществлении
процесса контроля, характеризующую
объект контроля, его специфику,
а также используемые при осуществлении
контроля информационные технологии.
К такой информации относят: планово-экономическую,
отчетную, статистическую информацию,
информацию о состоянии документооборота,
данные бухгалтерского, а также управленческого
и финансового учета и др. Большое значение
для осуществления финансового контроля
приобретает «качество информации», т.
е. ее достоверность, своевременность,
полнота и необходимость. Основным источником
информации для осуществления финансового
контроля являются данные бухгалтерского
учета, главная задача которого - предоставление
информации внешним и внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности.
Правовое
и методическое обеспечение финансового
контроля включает [17,143]:
1. Финансово-правовые акты,
в которые входят: законы, подзаконные
нормативные правовые акты органов
общей и специальной компетенции,
принимаемые во исполнение законов;
2. Стандарты, представляющие
собой утверждаемые компетентным
органом нормативно-технические
документы, устанавливающие комплекс
норм, правил по отношению к
предмету стандартизации (например,
правила (стандарты) аудиторской
деятельности);
3. Кодексы профессиональной
этики;
4. Методические документы,
которые содержат конкретные
вопросы организации финансового
контроля, разъясняют способы и
приемы практического осуществления
тех или иных процедур контроля
(например, инструкция о порядке
осуществления проверок или по
работе с документами и т.п.).
Осуществление
финансового контроля предполагает
наличие ответственности субъектов
хозяйствования, органов государственной
власти и местного самоуправления,
а также органов, осуществляющих
финансовый контроль, и их должностных
лиц. При нарушении установленных
норм права возникает административная,
гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная
ответственность. Кроме того, должностные
лица органов государственной
власти и органов местного
самоуправления несут ответственность,
предусмотренную законодательством
о государственной и муниципальной
службе.
Неисполнение
или ненадлежащее исполнение
участниками процесса контроля
своих прав и обязанностей
влечет применение определенных
мер принуждения, основными из
которых являются: предупреждение;
наложение штрафа, начисление пени;
запрещение или ограничение деятельности;
запрещение на осуществление
тех или иных; изъятие материальных
и денежных средств; компенсации;
конфискации. Применяемые меры
принуждения, выраженные в денежной
форме, называют финансовыми санкциями,
под которыми понимают финансовые
меры со стороны государственных
и иных органов. Основной целью
применения финансовых санкций
является сокращение нарушений
субъектами финансовых отношений
установленных норм права и
предупреждение таких нарушений.
Меры
принудительного воздействия, или
санкции, применяются органами
государственной власти и их
должностными лицами в соответствии
с их полномочиями при наличии
определенных оснований. Основанием
для применения мер принуждения
являются: неисполнение закона (решения)
о бюджете; нецелевое использование
бюджетных средств, несвоевременное
и неполное перечисление бюджетных
средств их получателям; непредоставление
бухгалтерской (финансовой), налоговой
отчетности; уклонение от уплаты налогов
и др. Эти нарушения отражаются в итоговом
документе, на основе которого применяются
меры принуждения.
Глава 2. Виды и методы финансового
контроля
2.1. Виды финансового контроля
Для определения
видов финансового контроля, как
правило, исходят из таких наиболее
существенных признаков классификации,
как субъект и объект контроля.
В зависимости от определенных
признаков классификации выделяют
следующие виды финансового контроля
(табл. 1).
Таблица
1
Основные виды финансового
контроля [17,145]
|Признак классификации
|Виды финансового контроля
|
|Субъект контроля
|Государственный, негосударственный
(аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
|
|Объект контроля
|Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный,
страховой, денежно-кредитный и др.
|
В зависимости
от субъектов, осуществляющих
контроль, выделяют: государственный
финансовый контроль и негосударственный
финансовый контроль, который включает
аудиторский, внутрихозяйственный
и общественный контроль.
Государственный
финансовый контроль представляет
собой совокупность действий
и операций, осуществляемых органами
государственной власти, а также
специально созданными ими органами,
с использованием специфических
форм и методов его организации
за соблюдением субъектами хозяйствования
и органами государственной власти
норм права с целью обеспечения
законности, целесообразности, эффективности
образования, распределения и
использования финансовых ресурсов
государства. Государственный финансовый
контроль охватывает не только
государственный сектор экономики,
но и распространяется на субъекты
хозяйствования всех форм собственности,
главным образом путем проверки
соблюдения ими налогового законодательства,
выполнения государственных и
муниципальных заказов, целевого
использования субсидий, дотаций,
бюджетных кредитов, а также эффективности
предоставления и законности
использования налоговых льгот.
Следовательно, объектом государственного
финансового контроля выступают
все денежные отношения, складывающиеся
в процессе деятельности субъектов
хозяйствования, связанные с формированием
и использованием финансовых
ресурсов государства.
Цель государственного
финансового контроля - максимизация
поступления денежных средств в
казну и недопущение их нецелевого и неэффективного
расходования. [18,342]
Формирование
основ рыночной экономики повышает
роль тех видов финансового
контроля, которые проводятся на
основе российских законов, но
без посредственного участия государственных
контролирующих органов.
Негосударственный
финансовый контроль включает
в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный
финансовый контроль и общественный
контроль.
Аудиторский
контроль представляет собой
деятельность, осуществляемую аудиторскими
организациями либо аудиторами,
по независимой проверке бухгалтерского
учёта и финансовой (бухгалтерской)
отчётности организаций и индивидуальных
предпринимателей. Целью аудита
является выражение мнения о
достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчётности и о соответствии
порядка ведения бухгалтерского
учёта действующему законодательству,
которое позволяет её пользователю
делать правильные выводы о
результатах хозяйственной деятельности,
финансовом и имущественном положении
субъектов хозяйствования и принимать
базирующиеся на этих выводах
обоснованные решения. Аудит не
подменяет государственного контроля
достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчётности, осуществляемого в соответствии
с законодательством. Официальным итоговым
документом, в котором отражаются результаты
проведённого аудита, является аудиторское
заключение. Оно предназначено для пользователей
финансовой (бухгалтерской) отчётности,
к которым относятся члены организации
или собственники её имущества, налоговые
органы, органы статистики.
В соответствии
с характером и целями проведения
выделяют такие формы аудита,
как: обязательный, проводимый в
отношении определённых субъектов
хозяйствования и инициативный
аудит. Целью обязательного аудита
является получение информации
о финансовом положении организации,
пользователями которой являются:
исполнительный орган организации,
её участники (собственники), а
также органы государственной
власти, осуществляющие контроль
как в определённых сферах
финансовых отношений (например,
деятельность внебюджетных фондов),
так и за процессом образования,
распределения и использования
государственных средств. Инициативный
аудит проводится с целью получения
информации о финансовом положении
организации, состоянии её взаимоотношений
с контрагентами, налоговыми органами
и т.п., которая необходима исполнительному
органу или участникам (собственникам)
организации для принятия управленческих
решений.
Аудиторский
контроль имеет свои особенности: аудит
осуществляется на договорных началах;
субъект хозяйствования имеет определённую
самостоятельность в выборе аудиторской
организации (аудитора); выявленные в ходе
аудиторской проверки нарушения действующего
законодательства влияют на форму выражения
мнения аудиторской организации о достоверности
отчётности, но не влечёт за собой применения
финансовых санкций (например, в отличие
от органов налогового контроля). В международной
практике аудита в настоящее время выделяют:
операционный аудит, представляющий собой
проверку функционирования отдельных
частей хозяйственного механизма организации
в целях оценки их эффективности, надёжности
и полезности; аудит на соответствие, который
предполагает проверку соблюдения норм
законодательных актов и инструктивных
материалов, предписанных персоналу администрацией;
аудит финансовой отчётности, который
проводится для того, чтобы определить,
согласуется ли учётная и отчётная информация
с общепринятыми правилами бухгалтерского
учёта.
Внутрихозяйственный
контроль осуществляют специальные
подразделения, предусмотренные
управленческой структурой субъекта
хозяйствования, а также отдельные
специалисты. Внутрихозяйственный
контроль имеет ряд особенностей:
работники, его осуществляющие, непосредственно
подчиняются руководителю; этот
вид финансового контроля осуществляется
постоянно, а не периодически;
кроме того, отсутствует единая
регламентация объёма и характера
процедур контроля, порядка их
документирования (определяется, как
правило, самой организацией). Внутрихозяйственный
контроль организуют, в основном,
на средних и крупных предприятиях;
его осуществление при условиях
правильной организации способствует:
повышению ответственности должностных
лиц и работников; сохранности
и рациональному использованию
финансовых ресурсов организации;
предотвращению негативных явлений
в финансово-хозяйственной деятельности
организации; получению необходимой
оперативной информации для осуществления
управления.