Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансовых отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами. Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка. Кардинально изменился подход к управлению финансами предприятий, резко возросли требования к достоверности и своевременности информации, используемой финансовым менеджером для принятия решений по использованию финансовых ресурсов, инвестициям, выбору банка, страховой компании. Вопросы эффективности и действенности финансового контроля приобретают важное значение в условиях низкой собираемости налогов, неправильного использования бюджетных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля ….………………...……...6
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами …………………...6
1.2. Принципы финансового контроля ……………………………………….......10
1.3. Осуществление финансового контроля………………………………………11

Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………….……………...14

2.1. Виды финансового контроля.............................................................................14
2.2. Формы финансового контроля ……………………………………………….18
2.3. Методы финансового контроля……………………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ ……………………………..22
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………..22
3.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ…………………………22
3.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...…23
Глава 4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

примерная курс 1.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

       Процесс  финансового контроля, осуществляется  с использованием определенных  методов. Под методами финансового  контроля понимают конкретные  способы осуществления контрольных  действий и операций. Внешнее  выражение контрольных действий  и операций реализуется в определенной  форме контроля. Установленный порядок  осуществления контрольных действий  и операций составляют процедуры  контроля. Определенная последовательность  процедур финансового контроля  в совокупности с используемыми  методами составляет механизм  финансового контроля.

       Как правило,  процесс финансового контроля  включает следующие основные  этапы:

     1. Планирование, которое предполагает определение  объекта, целей, задач и форм  контроля и формирование набора  количественных и качественных  показателей, по которым будет  производиться оценка реализации  финансовых решений;

     2. Проведение  контроля, целью которого является  сбор оперативных данных, характеризующих  состояние объекта контроля, и  их предварительная оценка;

     3. Систематизация  результатов контроля (обобщение  и упорядочение полученной информации  по определенным критериям) и  составление отчетности;

     4. Реализация  результатов, которая предполагает  доведение принятых по результатам  контроля решений до всех заинтересованных  лиц, выработку и проведение  мероприятий по устранению выявленных  нарушений и недостатков.

 

 

 

 

     1.2. Принципы  финансового контроля

       Финансовый  контроль организуется и проводится  на основе определенных принципов.  Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации,  прежде всего государственного  финансового контроля в Российской  Федерации, были приняты IX Конгрессом  Международной организации высших  контрольных органов (ИНТОСАИ)  в 1977 г. в городе Лиме (Франция)  и нашли свое отражение в  Лимской декларации руководящих принципов контроля. [17,142]

       Основными  принципами финансового контроля  являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности,  ответственности, разграничения  функций и полномочий, системности.

       Принцип  законности предусматривает наличие  правовой базы, обеспечивающей проведение  контроля в соответствии с  его целями и задачами. Независимость  органов финансового контроля (организационная,  функциональная, финансовая) гарантируется  действующим законодательством.  Под объективностью понимают  отсутствие предвзятости и невмешательство  в оперативную деятельность субъекта  хозяйствования (контроля), обоснованность  выводов по результатам контрольных  мероприятий. Принцип гласности  предполагает общедоступность результатов  финансового контроля при соблюдении  установленных норм и правил, касающихся государственной и  коммерческой тайны. Принцип ответственности  предполагает добросовестное отношение  сотрудников органов финансового  контроля к своим должностным  обязанностям. Реализация принципа  разграничения функций и полномочий  заключается в отсутствии дублирования  в деятельности органов финансового  контроля. Принцип системности означает  единство правовой базы, установление  периодичности в проведении тех  или иных финансовых контрольных  мероприятий.

       Существуют  и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

        1. результативность  контроля;

        2. четкость  и логичность предъявляемых контролерами  требований;

        3. неподкупность  субъектов контроля;

        4. обоснованность  и доказательность информации, приведенной  в актах проверок и ревизий;

        5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых  нарушений;

        6. презумпция  невиновности (до суда) подозреваемых  в финансовых преступлениях лиц;

        7. согласованность  действий различных контролирующих  органов и др.

 

 

     1.3. Осуществление  финансового контроля

       Информационное  обеспечение финансового контроля  представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении  процесса контроля, характеризующую  объект контроля, его специфику,  а также используемые при осуществлении  контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого - предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

       Правовое  и методическое обеспечение финансового  контроля включает [17,143]:

1. Финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные  нормативные правовые акты органов  общей и специальной компетенции,  принимаемые во исполнение законов;

2. Стандарты, представляющие  собой утверждаемые компетентным  органом нормативно-технические  документы, устанавливающие комплекс  норм, правил по отношению к  предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской  деятельности);

3. Кодексы профессиональной  этики;

4. Методические документы,  которые содержат конкретные  вопросы организации финансового  контроля, разъясняют способы и  приемы практического осуществления  тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке  осуществления проверок или по  работе с документами и т.п.).

       Осуществление  финансового контроля предполагает  наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих  финансовый контроль, и их должностных  лиц. При нарушении установленных  норм права возникает административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная  ответственность. Кроме того, должностные  лица органов государственной  власти и органов местного  самоуправления несут ответственность,  предусмотренную законодательством  о государственной и муниципальной  службе.

       Неисполнение  или ненадлежащее исполнение  участниками процесса контроля  своих прав и обязанностей  влечет применение определенных  мер принуждения, основными из  которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление  тех или иных; изъятие материальных  и денежных средств; компенсации;  конфискации. Применяемые меры  принуждения, выраженные в денежной  форме, называют финансовыми санкциями,  под которыми понимают финансовые  меры со стороны государственных  и иных органов. Основной целью  применения финансовых санкций  является сокращение нарушений  субъектами финансовых отношений  установленных норм права и  предупреждение таких нарушений.

       Меры  принудительного воздействия, или  санкции, применяются органами  государственной власти и их  должностными лицами в соответствии  с их полномочиями при наличии  определенных оснований. Основанием  для применения мер принуждения  являются: неисполнение закона (решения)  о бюджете; нецелевое использование  бюджетных средств, несвоевременное  и неполное перечисление бюджетных  средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе, на основе которого применяются меры принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды и методы финансового  контроля

 

 

 

2.1. Виды финансового контроля

       Для определения  видов финансового контроля, как  правило, исходят из таких наиболее  существенных признаков классификации,  как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных  признаков классификации выделяют  следующие виды финансового контроля (табл. 1).

       Таблица  1

 

Основные виды финансового  контроля [17,145]

 

|Признак классификации                                 |Виды финансового контроля                                                             |

|Субъект контроля                                      |Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)   |

|Объект контроля                                       |Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.        |

 

 

       В зависимости  от субъектов, осуществляющих  контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает  аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

       Государственный  финансовый контроль представляет  собой совокупность действий  и операций, осуществляемых органами  государственной власти, а также  специально созданными ими органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования  и органами государственной власти  норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения и  использования финансовых ресурсов  государства. Государственный финансовый  контроль охватывает не только  государственный сектор экономики,  но и распространяется на субъекты  хозяйствования всех форм собственности,  главным образом путем проверки  соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и  муниципальных заказов, целевого  использования субсидий, дотаций,  бюджетных кредитов, а также эффективности  предоставления и законности  использования налоговых льгот.  Следовательно, объектом государственного  финансового контроля выступают  все денежные отношения, складывающиеся  в процессе деятельности субъектов  хозяйствования, связанные с формированием  и использованием финансовых  ресурсов государства.

      Цель государственного  финансового контроля - максимизация  поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования. [18,342]

      Формирование  основ рыночной экономики повышает  роль тех видов финансового  контроля, которые проводятся на  основе российских законов, но  без посредственного участия государственных контролирующих органов.

      Негосударственный  финансовый контроль включает  в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный  финансовый контроль и общественный  контроль.

      Аудиторский  контроль представляет собой  деятельность, осуществляемую аудиторскими  организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского  учёта и финансовой (бухгалтерской)  отчётности организаций и индивидуальных  предпринимателей. Целью аудита  является выражение мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчётности и о соответствии  порядка ведения бухгалтерского  учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю  делать правильные выводы о  результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении  субъектов хозяйствования и принимать  базирующиеся на этих выводах  обоснованные решения. Аудит не  подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.

      В соответствии  с характером и целями проведения  выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в  отношении определённых субъектов  хозяйствования и инициативный  аудит. Целью обязательного аудита  является получение информации  о финансовом положении организации,  пользователями которой являются: исполнительный орган организации,  её участники (собственники), а  также органы государственной  власти, осуществляющие контроль  как в определённых сферах  финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования,  распределения и использования  государственных средств. Инициативный  аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии её взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами  и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам)  организации для принятия управленческих  решений.

      Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля). В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.

      Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные  подразделения, предусмотренные  управленческой структурой субъекта  хозяйствования, а также отдельные  специалисты. Внутрихозяйственный  контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно  подчиняются руководителю; этот  вид финансового контроля осуществляется  постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая  регламентация объёма и характера  процедур контроля, порядка их  документирования (определяется, как  правило, самой организацией). Внутрихозяйственный  контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях  правильной организации способствует: повышению ответственности должностных  лиц и работников; сохранности  и рациональному использованию  финансовых ресурсов организации;  предотвращению негативных явлений  в финансово-хозяйственной деятельности  организации; получению необходимой  оперативной информации для осуществления  управления.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами