Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансовых отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами. Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка. Кардинально изменился подход к управлению финансами предприятий, резко возросли требования к достоверности и своевременности информации, используемой финансовым менеджером для принятия решений по использованию финансовых ресурсов, инвестициям, выбору банка, страховой компании. Вопросы эффективности и действенности финансового контроля приобретают важное значение в условиях низкой собираемости налогов, неправильного использования бюджетных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля ….………………...……...6
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами …………………...6
1.2. Принципы финансового контроля ……………………………………….......10
1.3. Осуществление финансового контроля………………………………………11

Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………….……………...14

2.1. Виды финансового контроля.............................................................................14
2.2. Формы финансового контроля ……………………………………………….18
2.3. Методы финансового контроля……………………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ ……………………………..22
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………..22
3.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ…………………………22
3.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...…23
Глава 4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

примерная курс 1.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

      К видам  финансового контроля традиционно  относят и  общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно  гражданами, а также общественными  организациями и объединениями,  т.е. без участия специальных  государственных органов.

       Задача  негосударственного финансового  контроля – это повышение эффективности  использования вложенных средств  за счет снижения издержек, включая  и налоговые платежи в пользу  государства.

       В зависимости  от объекта контроля выделяют  такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой  сфере (страховой), денежно-кредитный,  контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

       Бюджетный  контроль, являющийся одним из  важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку  правильности составления и исполнения  доходов и расходов бюджета  в разрезе показателей, установленных  законом о бюджете на соответствующий  год; выявление отклонений в  ходе исполнения бюджета; выявление  финансовых нарушений в бюджетной  сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

      Финансовый  контроль, объектом которого являются  финансовые отношения, складывающиеся  в различных сферах и звеньях  финансовой системы, могут осуществлять  как органы государственного, так  и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль  в страховой сфере осуществляют  специально созданные государственные  органы (например, Федеральная служба  страхового надзора РФ), а также  аудиторские организации. Финансовый  контроль в системе пенсионного  обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная  служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора,  негосударственные пенсионные фонды,  аудиторские фирмы, органы внутреннего  контроля.

 

 

 

       2.2 Формы  финансового контроля

 

    Совокупность контрольных  действий и операций, осуществляемых  субъектами контроля, может быть  выражена в той или иной  форме, зависящей от целого  ряда факторов. С учетом этих  факторов (время и место проведения  контроля, периодичность его проведения  и др.) можно выделить следующие  формы финансового контроля (табл. 2)

    Таблица 2.

 

Основные формы финансового  контроля [17,151]

 

|Признак классификации                                                        |Формы финансового контроля                                            |

|Время проведения контроля                                                    |Предварительный, текущий, последующий                                 |

|Направление воздействия субъекта на объект контроля                          |Внешний, внутренний                                                   |

|Место проведения контроля                                                    |Камеральный, выездной                                                 |

|Полнота охвата проверяемого материала (информации)                           |Сплошной, выборочный                                                  |

|Характер источников контроля                                                 |Документальный, фактический                                           |

|Периодичность проведения контроля                                            |Систематический, периодический, единовременный                        |

|Полнота охвата проверяемых вопросов                                          |Комплексный, тематический, встречный                                  |

|Повторяемость изучения источников контроля                                   |Первичный, повторный, дополнительный                                  |

 

       Предварительный  финансовый контроль проводится  до совершения финансовых операций  и призван предупреждать финансовые  нарушения. Он предусматривает  оценку финансовой обоснованности  планируемых расходов для предотвращения  неэкономного и неэффективного  расходования средств.

       Текущий  (оперативный) финансовый контроль  проводится в момент совершения  денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он  предупреждает возможные злоупотребления  при получении и расходовании  средств, способствует соблюдению  финансовой дисциплины и своевременному  осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют  бухгалтерские службы.

       Последующий  финансовый контроль, проводимый  путем ревизии и анализа отчетной  бюджетной, финансовой и бухгалтерской  документации, призван оценить результаты  финансовой деятельности с точки  зрения законности и эффективности,  как на макро -, так и на микроуровне.

      Исходя из  направления воздействия субъекта  на объект контроля, выделяют  внешний и внутренний финансовый  контроль.

      Внешний  контроль финансовой деятельности  юридических и физических лиц  осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым  проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т.д.

      Внутренний  контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой  частью управления финансами  для достижения тактических и  стратегических целей.

 

2.3. Методы финансового  контроля

      Различают  следующие методы проведения  контроля: [18,346]

        1.  В процессе проведения документальных  и камеральных проверок на  основе отчетной документации  и расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой  деятельности и намечаются меры  для устранения выявленных нарушений.

        2. Обследование  охватывает более широкий спектр  финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта  для определения его финансового  состояния и возможных перспектив  развития.

        3. Надзор  осуществляется контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот  или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов. Несоблюдение нормативов, приводящее  к риску банкротства и ущемлению  интересов клиентов, влечет за  собой отзыв лицензии.

        4. Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение поквартальной  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности в целях общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности  собственным капиталом и эффективности  его использования.

        5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль  со стороны кредитора за использованием  выданной ссуды и финансовым  состоянием клиента. Неэффективное  использование полученной ссуды  и снижение ликвидности могут  привести к ужесточению условий  кредитования либо требованию  досрочного возврата ссуды.

        6. Ревизия  - наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта  в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.  Ревизии могут быть полные  и частичные; комплексные и  тематические, плановые и внеплановые;  документальные и фактические  (т. е. проверка не только  документов, но и наличия денег  и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами  управления в отношении подведомственных  предприятий, а также различными  государственными и негосударственными  органами контроля (Федеральным  казначейством, Банком России, аудиторскими  службами). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого  принимаются меры по устранению  нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных  к ответственности. [15,132]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация финансового  контроля в РФ

3.1. Организационно-правовые  основы финансового контроля  в РФ

      Принцип  разделения власти, закрепленный  в Конституции РФ, предусматривает  контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента РФ и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

      Финансовый  контроль со стороны органов  представительской власти осуществляется  соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации  и Государственной Думы, Счетной  Палатой РФ, контрольно-счетными  палатами субъектов РФ.

      Начало такому  контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного  комитета при Верховном Совете  РФ как органа, независимого в  своих действиях ни от аппарата  Президента РФ, ни от Правительства  РФ. В настоящее время основная  часть его функций передана  комитетам Государственной Думы  по бюджету и налогам, финансам  и банкам, соответствующие подкомитеты  которых проводят экспертно-аналитическую  работу по всем финансовым  вопросам. Так, например, подкомитет  по бюджету дает заключение  по проекту федерального бюджета.  Другие подкомитеты занимаются  оценкой законодательных предложений  соответственно по вопросам налогообложения,  банковской и финансовой деятельности.

 

 

      3.2. Финансовый  контроль со стороны Президента  РФ

       Президентский  контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

       В соответствии  с Указом Президента РФ от 08 июня 2004 № 729 «О контрольном управлении  Президента Российской Федерации»  функцию обеспечения контрольных  полномочий Президента РФ в  сфере государственных финансов  имеет Контрольное управление  Президента РФ.

       Основными  задачами Управления являются:

         1. контроль и проверка исполнения  федеральными органами исполнительной  власти всех уровней, а также  организациями федеральных законов, (в части, касающейся полномочий  Президента РФ, в том числе  по обеспечению прав и свобод  человека и гражданин), указов, распоряжений  и иных решений Президента  РФ;

         2. контроль за реализацией общенациональных проектов;

         3. контроль и проверка исполнения  поручений Президента РФ и  Руководителя Администрации Президента  РФ;

         4. контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;

         5. информирование Президента РФ  и Руководителя Администрации  Президента РФ о результатах  проверок и подготовка на их  основе предложений по предупреждению  и устранению выявленных нарушений. [12]

 

 

3.3. Финансовый контроль  со стороны Правительства РФ

      Правительство  РФ контролирует процесс разработки  и исполнения федерального бюджета,  осуществление единой политики  в области финансов, денег и  кредита. Оно контролирует и  регулирует финансовую деятельность  федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных  ему органов финансового контроля.

      Важнейшим  органом государственного финансового  контроля в системе органов  исполнительной власти является  Министерство финансов РФ. Постановлением  Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов  Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ  осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает  разработку и утверждение:

         1. порядка организации контроля  в финансово-бюджетной сфере;

         2. порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

         3. методологии противодействия легализации  доходов, полученных преступным  путем, коррупции и финансирования  терроризма.

       Министерство  финансов РФ в соответствии  с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства. Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами