Основными
задачами Министерства финансов РФ являются
выработка единой государственной финансовой
(включая бюджетную, налоговую, страховую,
валютную сферы), кредитной, денежной политики,
а также политики в сфере аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, добычи, производства,
переработки драгоценных металлов и драгоценных
камней, таможенных платежей (в части исчисления
и порядка уплаты), включая определение
таможенной стоимости товаров и транспортных
средств. [7]
Министерство
финансов РФ осуществляет следующие
полномочия:
1.
вносит в Правительство РФ проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента
РФ и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства
РФ, по вопросам, относящимся к установленной
сфере ведения Министерства и к сферам
ведения подведомственных ему федеральных
служб, а также проект плана работы и прогнозные
показатели деятельности Министерства;
2.
на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, федеральных законов,
актов Президента Российской
Федерации и Правительства РФ
Министерство принимает нормативные
правовые акты (такие как: порядок
формирования отчетности об исполнении
федерального бюджета; порядок
применения бюджетной классификации
РФ; формы налоговых деклараций,
расчетов по налогам и порядок
заполнения налоговых деклараций;
порядок ведения бухгалтерского
учета и составления бухгалтерской
отчетности и др. формы)
3. осуществляет:
• составление проекта федерального
бюджета;
• управление в установленном
порядке средствами Стабилизационного
фонда РФ;
• управление в установленном
порядке государственным долгом
РФ;
• выполнение функций эмитента
государственных ценных бумаг;
• сбор, обработку и анализ
информации о состоянии государственных
и муниципальных финансов;
Для усиления
контроля за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных средств
Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе»
от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая
централизованная система органов Федерального
казначейства, подчиняющаяся Министерству
финансов РФ.
Федеральное
казначейство включает:
а) Главное
управление Федерального казначейства
Министерства финансов РФ;
б) территориальные
органы Федерального казначейства
по субъектам РФ, городам (кроме
городов районного подчинения), районам
и районам в городах.
Федеральное
казначейство в соответствии со ст. 267
Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный
и текущий контроль за ведением операций
с бюджетными средствами главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств, кредитных организаций, других
участников бюджетного процесса по исполняемым
бюджетам и бюджетам государственных
внебюджетных фондов, взаимодействует
с другими федеральными органами исполнительной
власти в процессе осуществления указанного
контроля и координирует их работу.
Для усиления
контроля и надзора в финансово
- бюджетной сфере, а также валютного
контроля в 2004г. образована
в ведении Министерства финансов
РФ служба финансово-бюджетного
надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278
«Об утверждении положения о
Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора» осуществляет функции
по контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере, а
также функции органа валютного
контроля.
Полномочия
службы [6]:
1.
проводит ревизии и проверки правомерности
и эффективности использования средств
федерального бюджета, средств государственных
внебюджетных фондов и материальных ценностей,
находящихся в федеральной собственности;
2.
осуществляет надзор за исполнением
законодательства РФ о финансово-бюджетном
контроле и надзоре органами
финансового контроля федеральных
органов исполнительной власти,
органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного
самоуправления;
3.
осуществляет контроль за проводимыми
в РФ (кроме кредитных организаций
и валютных бирж) валютными операциями,
а также за соблюдением требований
актов органов валютного регулирования
и валютного контроля, организует
проверки полноты и правильности
учета и отчетности по валютным
операциям;
4.
организует формирование и ведение
единой информационной системы
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере.
Глава 4. Пути совершенствования
финансового контроля в РФ
Коренные
перемены в социально-экономическом
строе России и в методах
управления экономикой сделали
неизбежным радикальное преобразование
одного из важнейших инструментов
управления финансами - государственного
финансового контроля. Адекватная
система государственного финансового
контроля является одним из
непременных условий успеха экономических
реформ и важным инструментом
борьбы с коррупцией и правонарушениями,
а экономической сфере. Создание
отлаженной системы государственного
финансового контроля следует
рассматривать как важнейший
фактор дальнейшего развития
российской экономики.
Создание
методологических основ финансового
контроля в РФ как важнейшей
составляющей общенационального
контроля позволит всем субъектам
контроля и субъектам хозяйствования
получить четкие ориентиры в
процессе определения и реализации
своих задач, функций, полномочий,
а также определить цели, задачи,
принципы, этические нормы финансового
контроля и т.п. Следует также
законодательно определить: виды
финансового контроля, субъекты
и объекты финансового контроля,
разделить сферы внешнего и
внутреннего финансового контроля.
Отсутствие общих подходов к
классификации финансового контроля,
единой терминологии в части
определения таких ключевых понятий,
как вид, форма, методы контроля,
создает трудности в разработке
и применении нормативно-правовых
актов (методических документов
контролирующих органов и т.п.),
способствует возникновению ряда
спорных ситуаций, например, в отношении
мер ответственности за финансовые
нарушения. Необходимо также завершить
разработку единой кодифицированной
системы стандартов финансового
контроля, используя опыт Счетной
палаты РФ.
В вопросах
совершенствования финансового
контроля большая роль принадлежит
различным профессиональным ассоциациям,
объединениям органов финансового
контроля, деятельность которых
позволит решать, как отдельные
вопросы осуществления того или
иного вида финансового контроля
в РФ, так и ключевые вопросы
методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования
государственного финансового контроля
как важнейшей составляющей финансового
контроля в РФ и повышения его эффективности
является принятие единой концепции государственного
финансового контроля в РФ [17,163], которая
должна установить единые методологические
и правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия. В
рамках этих вопросов необходима разработка
научно-методических основ оценки эффективности
деятельности органов государственного
финансового контроля и их сотрудников.
В современных
условиях отсутствует механизм
взаимодействия органов государственного
финансового контроля и законодательной
(представительной) и исполнительной
власти, разработка которого является
ключевым вопросом организации
государственного финансового контроля
в РФ. Важным вопросом является
также определение органа, обладающего
статусом высшего контрольного
органа. Кроме того, необходимо четко
определить статус органов государственного
финансового контроля по отношению
к органам аудиторского контроля,
законодательно закрепив их приоритет
в вопросах методологии финансового
контроля. До сих пор не решен
вопрос о необходимости разработки
основополагающих правовых актов,
таких как Федеральный закон о государственном
финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных
органов.
В целях
повышения эффективности расходования
государственных средств перспективным
направлением совершенствования
контроля является переход к
аудиту эффективности государственных
расходов, который представляет
собой направление деятельности
контрольных органов, предполагающее
анализ результативности и экономности
использования государственных
средств, оценку возможных резервов
их роста и обоснованности
расходования. В настоящее время
отсутствует единая методика
проведения аудита эффективности
государственных расходов, не определены
критерии и показатели эффективности
использования государственных
средств. Требует завершения работа
по конкретизации и законодательному
закреплению критериев неэффективного
использования бюджетных средств,
распоряжения государственной собственностью,
а также ответственность за
их неэффективное использование.
Значительную
долю в общем объеме финансовых
нарушений, выявляемых в ходе
осуществления финансового контроля,
является нецелевое использование
бюджетных средств. При этом
недостаточно четко определены
основания, по которым использование
бюджетных средств может трактоваться
как нецелевое, а также отсутствуют
правовые механизмы, которые должны
быть направлены на усиление
мер ответственности за нецелевое
и неэффективное расходование
государственных средств.
Важной
проблемой осуществления контроля
является низкий процент возврата
бюджетных средств по результатам
проведенных ревизий и проверок.
В связи с этим необходимо
принять комплекс мер:
•
по повышению уровня результативности
контрольных мероприятий, направленных
на уточнение ответственности
государственных должностных лиц
за нарушение требований закона
об исполнении бюджетов и внебюджетных
фондов и о распоряжении государственной
собственностью;
•
по повышению ответственности
должностных лиц за неисполнение
предписаний контрольных органов;
•
по установлению правовых норм,
закрепляющих механизм возврата
бюджетных средств и ответственности
должностных лиц за предоставление
необеспеченных бюджетных кредитов
и ссуд и т.п.
Для повышения
эффективности проведения ревизий
финансово-хозяйственной деятельности
как одного из основных методов
финансового контроля необходимо
в законодательном порядке закрепить
основы проведения ревизии, определив
цель и задачи ревизии, порядок
ее проведения; состав органов,
имеющих право на проведение
ревизии, их права и обязанности;
определить права и обязанности
ревизуемых организаций и т.п.
Важным
вопросом совершенствования контроля
является исключение дублирования
действий контрольных органов,
заключающееся в совершении различными
органами своих функций в отношении
одних и тех же объектов
контроля, - Министерства финансов
РФ, органов федерального казначейства,
Счетной палаты РФ, контрольных
органов, созданных главными распорядителями
и распорядителями бюджетных
средств при осуществлении последующего
финансового контроля.
Органы
налогового и таможенного контроля
должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и
Счетной палатой РФ. Кроме того,
повышению эффективности налогового
контроля будут способствовать:
решение задач, связанных с
разработкой форм и методов
контрольной работы в отношении
налогоплательщиков, представляющих
«нулевые балансы» или не представляющих
налоговую отчетность; дальнейшее
развитие налогового администрирования,
и в первую очередь для субъектов
хозяйствования, осуществляющих деятельность
в приоритетных для данного
региона направлениях деятельности;
введение системы косвенного
контроля, в основу которой положена
оценка риска неуплаты налогов
и других обязательных платежей;
расширение направлений взаимодействия
с общественными организациями
налогоплательщиков; совершенствование
программного обеспечения процедуры
камеральных проверок, а также
стандартизация процедуры выездных
и встречных проверок и др.
Использование
новых информационных технологий
должно стать фактором повышения
совершенствования эффективности
государственного финансового контроля.
Информатизация деятельности органов
государственной власти и государственного
финансового контроля на основе
передовых технологий открывает
перспективы повышения эффективности
использования государственных
ресурсов. С появлением новых
информационных технологий станет
возможным в полной мере обеспечить
открытость бюджетов всех уровней,
возможность в реальном масштабе
времени контролировать расходы
и доходы каждого получателя
бюджетных средств. Наличие оперативной
информации о финансово-хозяйственной
деятельности всех участников
бюджетного процесса будет способствовать
предупреждению нарушений финансово-хозяйственной
деятельности.