Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансовых отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами. Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка. Кардинально изменился подход к управлению финансами предприятий, резко возросли требования к достоверности и своевременности информации, используемой финансовым менеджером для принятия решений по использованию финансовых ресурсов, инвестициям, выбору банка, страховой компании. Вопросы эффективности и действенности финансового контроля приобретают важное значение в условиях низкой собираемости налогов, неправильного использования бюджетных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля ….………………...……...6
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами …………………...6
1.2. Принципы финансового контроля ……………………………………….......10
1.3. Осуществление финансового контроля………………………………………11

Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………….……………...14

2.1. Виды финансового контроля.............................................................................14
2.2. Формы финансового контроля ……………………………………………….18
2.3. Методы финансового контроля……………………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ ……………………………..22
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………..22
3.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ…………………………22
3.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...…23
Глава 4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

примерная курс 1.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

      Основными задачами Министерства финансов РФ являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. [7]

       Министерство  финансов РФ осуществляет следующие  полномочия:

         1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

         2. на основании и во исполнение  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов Президента Российской  Федерации и Правительства РФ  Министерство принимает нормативные  правовые акты (такие как: порядок  формирования отчетности об исполнении  федерального бюджета; порядок  применения бюджетной классификации  РФ; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок  заполнения налоговых деклараций; порядок ведения бухгалтерского  учета и составления бухгалтерской  отчетности и др. формы)

    3.  осуществляет:

               • составление проекта федерального  бюджета;

               • управление в установленном  порядке средствами Стабилизационного  фонда РФ;

               • управление в установленном  порядке государственным долгом  РФ;

               • выполнение функций эмитента  государственных ценных бумаг;

               • сбор, обработку и анализ  информации о состоянии государственных  и муниципальных финансов;

      Для усиления  контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

      Федеральное  казначейство включает:

      а) Главное  управление Федерального казначейства  Министерства финансов РФ;

      б) территориальные  органы Федерального казначейства  по субъектам РФ, городам (кроме  городов районного подчинения), районам  и районам в городах.

      Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

      Для усиления  контроля и надзора в финансово  - бюджетной сфере, а также валютного  контроля в 2004г. образована  в ведении Министерства финансов  РФ служба финансово-бюджетного  надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора в соответствии с постановлением  Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о  Федеральной службе финансово-бюджетного  надзора» осуществляет функции  по контролю и надзору в  финансово-бюджетной сфере, а  также функции органа валютного  контроля.

       Полномочия  службы [6]:

         1. проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

         2. осуществляет надзор за исполнением  законодательства РФ о финансово-бюджетном  контроле и надзоре органами  финансового контроля федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления;

         3. осуществляет контроль за проводимыми  в РФ (кроме кредитных организаций  и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований  актов органов валютного регулирования  и валютного контроля, организует  проверки полноты и правильности  учета и отчетности по валютным  операциям;

         4. организует формирование и ведение  единой информационной системы  контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Пути совершенствования  финансового контроля в РФ

      Коренные  перемены в социально-экономическом  строе России и в методах  управления экономикой сделали  неизбежным радикальное преобразование  одного из важнейших инструментов  управления финансами - государственного  финансового контроля. Адекватная  система государственного финансового  контроля является одним из  непременных условий успеха экономических  реформ и важным инструментом  борьбы с коррупцией и правонарушениями, а экономической сфере. Создание  отлаженной системы государственного  финансового контроля следует  рассматривать как важнейший  фактор дальнейшего развития  российской экономики.

       Создание  методологических основ финансового  контроля в РФ как важнейшей  составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам  контроля и субъектам хозяйствования  получить четкие ориентиры в  процессе определения и реализации  своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового  контроля и т.п. Следует также  законодательно определить: виды  финансового контроля, субъекты  и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и  внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к  классификации финансового контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий,  как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке  и применении нормативно-правовых  актов (методических документов  контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда  спорных ситуаций, например, в отношении  мер ответственности за финансовые  нарушения. Необходимо также завершить  разработку единой кодифицированной  системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной  палаты РФ.

       В вопросах  совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям,  объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых  позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля  в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ [17,163], которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

       В современных  условиях отсутствует механизм  взаимодействия органов государственного  финансового контроля и законодательной  (представительной) и исполнительной  власти, разработка которого является  ключевым вопросом организации  государственного финансового контроля  в РФ. Важным вопросом является  также определение органа, обладающего  статусом высшего контрольного  органа. Кроме того, необходимо четко  определить статус органов государственного  финансового контроля по отношению  к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет  в вопросах методологии финансового  контроля. До сих пор не решен  вопрос о необходимости разработки  основополагающих правовых актов,  таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

       В целях  повышения эффективности расходования  государственных средств перспективным  направлением совершенствования  контроля является переход к  аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет  собой направление деятельности  контрольных органов, предполагающее  анализ результативности и экономности  использования государственных  средств, оценку возможных резервов  их роста и обоснованности  расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика  проведения аудита эффективности  государственных расходов, не определены  критерии и показатели эффективности  использования государственных  средств. Требует завершения работа  по конкретизации и законодательному  закреплению критериев неэффективного  использования бюджетных средств,  распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за  их неэффективное использование.

       Значительную  долю в общем объеме финансовых  нарушений, выявляемых в ходе  осуществления финансового контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом  недостаточно четко определены  основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться  как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны  быть направлены на усиление  мер ответственности за нецелевое  и неэффективное расходование  государственных средств.

       Важной  проблемой осуществления контроля  является низкий процент возврата  бюджетных средств по результатам  проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо  принять комплекс мер:

         •  по повышению уровня результативности  контрольных мероприятий, направленных  на уточнение ответственности  государственных должностных лиц  за нарушение требований закона  об исполнении бюджетов и внебюджетных  фондов и о распоряжении государственной  собственностью;

         •  по повышению ответственности  должностных лиц за неисполнение  предписаний контрольных органов;

         •  по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата  бюджетных средств и ответственности  должностных лиц за предоставление  необеспеченных бюджетных кредитов  и ссуд и т.п.

       Для повышения  эффективности проведения ревизий  финансово-хозяйственной деятельности  как одного из основных методов  финансового контроля необходимо  в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок  ее проведения; состав органов,  имеющих право на проведение  ревизии, их права и обязанности;  определить права и обязанности  ревизуемых организаций и т.п.

       Важным  вопросом совершенствования контроля  является исключение дублирования  действий контрольных органов,  заключающееся в совершении различными  органами своих функций в отношении  одних и тех же объектов  контроля, - Министерства финансов  РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

       Органы  налогового и таможенного контроля  должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной  власти, прежде всего с органами  федерального казначейства и  Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового  контроля будут способствовать: решение задач, связанных с  разработкой форм и методов  контрольной работы в отношении  налогоплательщиков, представляющих  «нулевые балансы» или не представляющих  налоговую отчетность; дальнейшее  развитие налогового администрирования,  и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность  в приоритетных для данного  региона направлениях деятельности; введение системы косвенного  контроля, в основу которой положена  оценка риска неуплаты налогов  и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия  с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных  и встречных проверок и др.

       Использование  новых информационных технологий  должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного  финансового контроля на основе  передовых технологий открывает  перспективы повышения эффективности  использования государственных  ресурсов. С появлением новых  информационных технологий станет  возможным в полной мере обеспечить  открытость бюджетов всех уровней,  возможность в реальном масштабе  времени контролировать расходы  и доходы каждого получателя  бюджетных средств. Наличие оперативной  информации о финансово-хозяйственной  деятельности всех участников  бюджетного процесса будет способствовать  предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами