Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
1.Понять сущность финансового контроля ,его значение и функции
2.Рассмотреть формы и методы финансового контроля
3.Выявить пути совершенствования финансового контроля в Р.Ф.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Финансовый контроль…………………………………………………………..5
1.1.Понятие и значение финансового контроля………………………………...5
1.2.Функции и сущность финансового контроля……………………………….9
2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………13
2.1.Формы финансового контроля……………………………………………...13
2.2.Виды и методы финансового контроля…………………………………….15
3.Государственный, внутрифирменный и независимый контроль…………..18
4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………………...22
5. Опыт бюджетно-финансового контроля других зарубежных стран ……..24
5.1. Структура органов госконтроля…………………………………………...24
5.2. Новый вид контроля в развитых странах………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т. д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного [3, c.124].
Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организаций учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля.
1.2.Функции и сущность финансового контроля
Любая система функционирует без
значительных сбоев и неполадок
только в том случае, если налажен
механизм контроля за ее деятельностью.
Этот механизм позволяет вовремя
выявить нарушения и принять
меры к выправлению ситуации. Финансовая
система в данном случае не является
исключением: существует отлаженная система
финансового контроля, который можно
охарактеризовать как совокупность
мероприятий, направленных на выявление,
анализ и пресечение нарушений и
злоупотреблений в сфере
Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.[9, c.192].
Контроль за состоянием экономики,
развитием социально-
процессов в обществе является важной
сферой деятельности по управлению
народным хозяйством. Одним из звеньев
системы контроля выступает
финансовый контроль. Его назначение заключается
в содействии успешной
реализации финансовой политики государства,
обеспечении процесса
формирования и эффективного использования
финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля при
переходе к рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль,
с одной стороны, является одной
из
завершающих стадий управления финансами,
а с другой, он выступает
необходимым условием эффективности управления
ими. Сложность понимания финансового
контроля обусловлена сложностью самой
категории финансов.Так же как финансы
являются основой любой сферы общественной
деятельности и в то же время отражают
их материальную результативность,
так и финансовый контроль является как
бы лакмусовой бумагой, на которой
реально проявляется весь процесс движения
финансовых ресурсов, начиная
от стадии формирования финансовых ресурсов,
необходимых для начала
осуществления деятельности в любой сфере,
и кончая получением финансовых результатов
этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль
- это совокупность действий и
операций по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением
специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля
создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их
права, обязанности и ответственность
строго регламентированы, в том
числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область
контроля, связанная с
использованием стоимостных категорий,
имеет определенную сферу
применения и соответствующую целевую
направленность. Объектом
финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании
и использовании финансовых ресурсов,
в том числе в форме фондов денежных средств,
на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок
выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль,
доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, отчисления
на различные цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический
характер, поэтому контроль за их выполнением,
динамикой, тенденциями
охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой
деятельности объединений, предприятий,
учреждений, а также механизм
финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются
практически все операции,
совершаемые с использованием денег, а
в некоторых случаях и без них
(бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие
предприятия и организации, но и имеющие
нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
соблюдения требований
экономических законов, оптимальности
пропорций распределения и
перераспределения стоимости валового
общественного продукта и
национального дохода; составления и исполнения
бюджета (бюджетный
контроль); финансового состояния и эффективного
использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов предприятий
и организаций, бюджетных учреждений,
а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие
задачи: содействие
сбалансированности между потребностью
в финансовых ресурсах и размерами денежных
доходов и фондов народного хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов
роста финансовых ресурсов, в том числе
по снижению себестоимости и
повышению рентабельности; содействие
рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях,
а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения
законодательства и нормативных актов,
в том числе в области
налогообложения предприятий, относящихся
к различным
организационно-правовым формам; содействие
высокой отдаче
внешнеэкономической деятельности предприятий,
в том числе по валютным
операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью
предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных
и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины.
Экономические меры воздействия конкретно
проявляются через финансовые
санкции, являющиеся теми рычагами финансового
механизма, которые
содействуют повышению эффективности
производства, его интенсификации,
экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности,
действенности финансового контроля требуют,
с одной стороны, сокращения количества
применяемых санкций, а, с другой, повышения
их результативности.
Сферы финансового контроля.
Необходимым условием эффективности финансового
контроля является система бухгалтерского
учета, обеспечивающая достоверность
и полноту отражения стоимостных показателей
деятельности подотчетного юридического
или физического лица. Только при таком
условии результаты финансового контроля
дают возможность для анализа и объективной
оценки динамики финансовых показателей
и корректировки хода реализации финансовой
политики на определенный период развития
как отдельной сферы деятельности, так
и всего государства.
В странах с рыночной экономикой сфера
государственного финансового
контроля обеспечивает реализацию финансовой
политики государства.
Государственный финансовый контроль
распространяется только на звенья
системы государственных финансов и охватывает
только обобществленную
часть валового продукта. Это прежде всего,
составление и исполнение
государственного бюджета, внебюджетные
правительственные фонды, местные финансы
и финансы государственных предприятий.
Деятельность монополий и частнопредпринимательская
деятельность является объектом
государственного финансового контроля
лишь в части соблюдения финансовой дисциплине
при выполнении монополиями государственных
заказов, при предоставлении монополиям
и частным предпринимателям субсидий
и кредитов, при составлении ими налоговых
деклараций. За сферу государственного
контроля выходит финансовый контроль,
осуществляемый в сфере деятельности
монополий и частного
предпринимательства самим владельцами
финансового капитала или его
отдельных компонентов. Здесь финансовый
контроль осуществляется,
пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо
от его повседневности и строгости
непосредственно зависит финансовая результативность
деятельности самих
владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской
деятельности в
любой сфере, как правило, является обогащение,
т.е. ни что иное как
возрастание первоначального капитала.
Стоимостным звеном финансового контроля
является финансовый контроль
независимых аудиторских служб. Аудиторская
проверка направлена на оценку достоверности
финансовой отчетности, глубокий экономический
анализ финансовой деятельности, оценку
финансовой надежности фирмы,
предприятия, банка, страховой организации
или другого контролируемого
юридического лица и подготовку соответствующего
заключения.[12, c.348]
2.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1.Формы финансового контроля
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две,
взаимодействующие, но обособленные
сферы: государственный и
Государственный финансовый контроль
— комплексная и
государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и
целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом
осуществлять ревизии и
общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний
(внутрифирменный,
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть
методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель
государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.[12, c.380].
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной
характер, в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность
3. неподкупность субъектов
4. обоснованность и
проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
6. согласованность действий
Принимая законы, прямо или косвенно
затрагивающие систему
финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
2.2.Виды и методы финансового контроля
Финансовый контроль можно условно
классифицировать по разным критериям.
В частности, по субъектам проведения
выделяют: государственный, реализуемый
через общегосударственный
По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль
производится в момент совершения денежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд
и субсидий и т. д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при
получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины
и своевременности
Последующий финансовый контроль, проводимый
путем анализа и ревизии
По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки,
охватывает более широкий спектр
финансово-экономических
Надзор производится контролирующими
органами за хозяйствующими субъектами,
получившими лицензию на тот или
иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими установленных
правил и нормативов. Например, осуществляется
надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью
коммерческих банков (со стороны Департамента
страхнадзора Минфина России — за
страховыми фирмами). Несоблюдение нормативов,
приводящее к риску банкротства
и ущемлению интересов
Информация о работе Финансовый контроль. Виды финансового контроля