Финансовый контроль. Виды финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
1.Понять сущность финансового контроля ,его значение и функции
2.Рассмотреть формы и методы финансового контроля
3.Выявить пути совершенствования финансового контроля в Р.Ф.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Финансовый контроль…………………………………………………………..5
1.1.Понятие и значение финансового контроля………………………………...5
1.2.Функции и сущность финансового контроля……………………………….9
2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………13
2.1.Формы финансового контроля……………………………………………...13
2.2.Виды и методы финансового контроля…………………………………….15
3.Государственный, внутрифирменный и независимый контроль…………..18
4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………………...22
5. Опыт бюджетно-финансового контроля других зарубежных стран ……..24
5.1. Структура органов госконтроля…………………………………………...24
5.2. Новый вид контроля в развитых странах………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль. Виды финансового контроля - копия.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций.[10, c.50].

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.[10,c.50].

В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего  контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности и  рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию  общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, обеспечение возможности  участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и  денежных средств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Опыт бюджетно-финансового контроля других зарубежных стран

Представляет известный интерес  накопленный опыт бюджетно-финансового  контроля других зарубежных стран. Действующая  во многих развитых странах мира практика разделения власти между представительными, исполнительными и судебными  органами основывается на дифференциации системы контрольных финансовых органов. Государственным контролем  принято называть наделенные сравнительно широкими полномочиями контрольные  органы при парламенте, конгрессе  или другом высшем органе государственной  власти. Им доступны любые дела министерств  как гражданских, так и военных. Почти во всех странах они осуществляют контроль секретных фондов [15, c. 44].

5.1 Структура органов госконтроля

Структура органов госконтроля  состоит из центральных и периферийных звеньев. На местах имеются контрольные  управления, бюро, посты. В США, например, создано 15 региональных бюро, по одному на три штата. В Великобритании периферийный аппарат госконтроля представляют контролеры по месту расположения крупных  точек государственных заказов, баз снабжения, военных баз и  округов, предприятий и т. д. От местных  органов и центрального аппарата они полностью независимы и подчиняются  только Управлению государственного контроля. Представители государственного контроля находятся и в министерствах.

Твердо соблюдается принцип  независимости от контролируемых. Он обеспечивается назначением главы  контрольного ведомства на длительный срок или даже пожизненно (в США - на 18 лет), высокими окладами работников госконтроля, юридической и материальной независимостью от правительства.

В свою очередь органы госконтроля  неподконтрольны бюджетно-контрольным  парламентским комиссиям, которые  созданы во всех ведущих странах. Основной вид госконтроля в этих странах - финансовый. Логика здесь  такова: поскольку вся реальная деятельность любого учреждения выражается в финансовых операциях, то разумнее всего поставить  функциональный механизм контроля у  этих «финансовых ворот».

Важнейшими функциями Главного контрольно-финансового управления - органа Конгресса США (далее - ГКУ), например, являются оказание помощи Конгрессу  в его законодательной и контрольной  деятельности, контроль и оценка правительственных  программ, оперативной деятельности государственных органов управления и выработка предложений по совершенствованию  госаппарата. Хорошо зная состояние  дел в министерствах и ведомствах, контролеры ГКУ являются консультантами Конгресса по сложным вопросам государственного управления. За год Конгресс принимает  десятки законов, проекты которых  составляются аппаратом ГКУ. Главному контрольно-финансовому управлению подконтрольны все финансовые операции военного ведомства, Центральное разведывательное управление и Федеральное бюро расследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Новый вид контроля  в развитых странах

В последние годы в развитых странах  повсеместно внедряется новый вид  контроля. Он зародился в Швеции в 60-х годах XX века и называется контролем  эффективности. Согласно этому виду контроля формальная законность и бухгалтерская  точность являются не конечной целью, а лишь началом контроля. Основная задача проверки - действенность и  результативность государственных  операций. Те из них, которые результативны (прибыльны и внешне выгодны), но не действенны (не отвечают требованиям  достижения социально-политических целей  данного государства), контролем  осуждаются. Авторы модели контроля эффективности  определили 54 вопроса, посредством  которых оценивается действенность.

Традиционные методы контроля все  в большей степени дополняются  новыми инструментами, например, такими, как «программная оценка», ориентация на конечные результаты, принцип «сансет» и др.

Суть программной оценки состоит  в том, что в ведомственную  систему управления встраивается механизм, позволяющий на регулярной основе:

- следить за ходом реализации  программы;

- своевременно выявлять «узкие  места» и реагировать на них;

- контролировать соблюдение графиков  выполнения отдельных этапов  работ;

- сравнивать достигнутые результаты  с ожидаемыми;

- соизмерять результаты с затраченными  ресурсами, определяя тем самым  фактическую эффективность программы.

В изданном недавно циркуляре административно-бюджетного управления США предусматривается, что на эти цели должно расходоваться  в среднем 0,5-1% ассигнований на программу.

Долгое время в правительственных  ведомствах развитых стран преобладала  тенденция сосредоточиваться либо на основных средствах, либо на других показателях «ресурсного типа» (например, на мощности предприятий, численности  персонала и др.). Постепенно выявились  серьезные недостатки использования  этих характеристик, так как они  слабо иллюстрируют степень эффективности. Так, при контроле в области здравоохранения  подсчет числа имеющихся в  наличии больничных коек или частоты  их использования не свидетельствует  о реальном воздействии медицинского обслуживания на население. Поэтому  в последние годы традиционные характеристики выполнения программ дополняются «конечными»  показателями, в максимальной степени  отражающими реальную отдачу программы, ее всестороннее воздействие на общество [8, c. 84].

Метод «сансет» предусматривает законодательное  ограничение сроков функционирования большинства федеральных ведомств 4-10 годами. При этом требуется проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых им программ. Так, в штате Колорадо (США) в течение года были подвергнуты проверке 13 из 43 правительственных органов, в результате три ведомства были ликвидированы, два - объединены, полномочия трех продлены в полном объеме, вопрос о существовании пяти оставшихся оставлен открытым до завершения более детальной проверки.

Во многих странах при органах  госконтроля созданы свои исследовательские  центры. Они изучают дело контроля в своей стране и за рубежом, разрабатывают  предложения по совершенствованию  контрольной деятельности. В Канаде, например, создан институт исследований по контролю эффективности, в США - контрольно-исследовательский  институт. В связи с тем что  контроль эффективности предусматривает  анализ значительного количества данных о деятельности правительства и  министерств, в контрольных органах  созданы управления информации.

В зарубежных странах предъявляются  очень высокие требования к кадрам контрольных органов. Формирование аппарата осуществляется в основном за счет специалистов высшей категории, научных работников. В ГКУ США, например, 76% всех контролеров - магистры и доктора наук. Все основные должности  в органах госконтроля Франции  замещаются по конкурсу лицами, окончившими  Академию государственного управления с двухгодичной учебой после окончания  вуза. В Великобритании специалистов с вузовским дипломом после приема по конкурсу в контрольное ведомство  направляют на 13-недельные курсы. В  Канаде, Колумбии, США, Филиппинах, ФРГ  действуют 17 центров подготовки и  совершенствования контролеров. Это - факультеты, университеты, курсы, исследовательские  институты, международные центры обмена знаниями и опытом. Процесс самосовершенствования  работников контроля стимулирует и  сложившаяся в ряде стран система  продвижения по служебной лестнице. Установлено до 25 иерархических  ступеней. По мере увеличения опыта, мастерства, повышения уровня знаний контролер  через 2-3 года продвигается вверх по службе, возрастает и оплата труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую государственными органами, а также полномочными негосударственными органами форму государственного контроля за законностью и целесообразностью  действий в области образования, распределения и использования  ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Теория финансового права рассматривает  следующие формы финансового  контроля.

1. В зависимости от времени  проведения различают предварительный  контроль (a priori), текущий и последующий  финансовый контроль (a posteriori).

2. В зависимости от места проведения  контроль имеет форму выездных  или камеральных проверок. Выездные  проверки состоят в выезде  контролеров к проверяемым с  целью ознакомления с условиями  исполнения финансовых операций. Камеральные проверки заключаются  в проверке подтверждающих документов  и бухгалтерских счетов и в  их сопоставлении.

3. В зависимости от содержания  финансовый контроль подразделяется, в частности, на бюджетный,  налоговый, банковский, валютный, таможенный  контроль.

4. В зависимости от органа, осуществляющего  контроль, различают контроль парламентский,  административный, судебный и банковский.

Нормативно-правовую основу деятельности по осуществлению финансового контроля составляют: а) конституции; б) регламенты палат парламента; в) законы и подзаконные  акты, определяющие организацию, структуру  и компетенцию органов финансового  контроля; г) другие законы, регулирующие порядок получения отчетов об использовании государственных  финансовых ресурсов, предоставляемых  негосударственным организациям (например политическим партиям).

 

Роль финансового контроля в  создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

Информация о работе Финансовый контроль. Виды финансового контроля