Финансовый контроль. Виды финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
1.Понять сущность финансового контроля ,его значение и функции
2.Рассмотреть формы и методы финансового контроля
3.Выявить пути совершенствования финансового контроля в Р.Ф.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Финансовый контроль…………………………………………………………..5
1.1.Понятие и значение финансового контроля………………………………...5
1.2.Функции и сущность финансового контроля……………………………….9
2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………13
2.1.Формы финансового контроля……………………………………………...13
2.2.Виды и методы финансового контроля…………………………………….15
3.Государственный, внутрифирменный и независимый контроль…………..18
4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………………...22
5. Опыт бюджетно-финансового контроля других зарубежных стран ……..24
5.1. Структура органов госконтроля…………………………………………...24
5.2. Новый вид контроля в развитых странах………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль. Виды финансового контроля - копия.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

Анализ финансовой деятельности как  разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и  всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности [7, c. 314].

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и  фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к  ответственности.

Государственный контроль направлен  на отслеживание стоимостных пропорций  распределения ВВП, движения во всех каналах денежных средств, связанных  с формированием государственных  финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования, преследуя цель увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение государственных издержек управления.

Негосударственный контроль (главным  образом внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)), напротив, преследует цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с  тем, чтобы повысить норму прибыли  на вложенный, капитал.

При этом, конечно, государственный  и негосударственный контроль ограничены рамками действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственный, внутрифирменный и независимый контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания  классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций  или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный  контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым  в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.[10, c.47].

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов  РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством  РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и  желающие работать самостоятельно, а  также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной  регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения  в государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление  специального аудита выдаются: Центральным  банком РФ для проведения банковского  аудита, Департаментом страхового надзора  Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также  аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской  деятельности — установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.[16, c.26].

Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях, прямо  установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская  проверка может также производиться  по поручению органов дознания, следователя  при наличии санкции суда или  арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской  деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или  предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей  к убыткам для государства  или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут  быть взысканы на основании решения  суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных  органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.[15, c.44].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Пути совершенствования финансового контроля РФ

В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности. Совершенствование  финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Информация о работе Финансовый контроль. Виды финансового контроля