Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль финансового контроля в современной экономике в Республике Беларусь, определить виды, формы, методы финансового контроля, проанализировать направления развития финансового контроля в современных условиях.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- определить методы, предмет и объект исследования;
- изучить роль финансового контроля в современной экономике;
- охарактеризовать основные направления развития финансового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение 4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля 5
1.1 Понятие и содержание финансового контроля 5
1.2 Задачи финансового контроля и его взаимосвязь с контрольной функцией финансов 7
2. Организация финансового контроля 9
2.1 Принципы, виды, формы, методы финансового контроля 9
2.2 Историческое развитие финансового контроля в РБ 16
2.3 Органы финансового контроля в Республике Беларусь 17
3. Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития 20
3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях 20
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовой Финансовый контроль.docx

— 89.19 Кб (Скачать файл)

Вневедомственный контроль в ряде случаев проводят и банки: Национальный банк Республики Беларусь, на который наряду с другими функциями возложена функция надзора за банками,  и коммерческие банки, которые являются агентами валютного контроля.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях

Роль финансового контроля  в  системе управления финансами велика. Поэтому большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличение адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

В Республике Беларусь большое значение придается совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизовывались прежние и создавались новые органы, в функции которых входило осуществление финансового контроля.

В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условиях планово-распределительной  системы преобладал государственный  контроль со стороны органов власти и управления, отделений государственного банка СССР и специально созданных  структур, контролировавших движение денежных фондов всех экономических  субъектов, то в условиях перехода к  рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства  в экономике.

Контроль начинает развиваться  по двум направлениям:

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он всё более концентрируются в сфере макроэкономических процессов, включая контроль над стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массы, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных фирм, кредитных организаций и т.д., меняется его содержание.

2. Происходит постепенный сдвиг от последующего контроля к предварительному. Развитие парламентаризма в республике, повышение профессионального уровня депутатов Национального собрания – Совета Республики и Палаты представителей приводят к более тщательному контролю финансовой деятельности исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и  внебюджетных фондов. Этому способствует создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных субъектов предпринимательской деятельности усиливается внимание к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консалтинговых фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении  финансового контроля играет уровень  организации учета в республике - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового  контроля и его эффективность  во многом зависят от создания новой  концептуальной и законодательной  базы, обеспечивающей его проведение на качественно боле высоком уровне, отвечающем современным условиям хозяйствования.

Замена командно-административных методов  управления экономическими ставит перед контролем новые задачи.

В условиях рыночных отношений необходим  финансово-экономический контроль, т.е. органы вневедомственного и  ведомственного контроля должны подняться  на качественно новую ступень, сосредоточившись на эффективности использования  средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ, т.е. оценка управленческих решений  и действий по целому комплексу показателей (экономических, социальных, правовых, экологических и др.). В государствах с развитой рыночной экономикой  используется до 50-ти таких показателей.

Контроль эффективности – это  выход контроля за сферу бухгалтерской  точности и законности, что требует  от контроля выработки суждений и  оценок о целесообразности проводимых расходов, действенности тех или  иных законодательных актов.

Весь контрольный процесс (Рисунок №1) можно разделить на 4 ступени в зависимости от сложности выполняемых функций:

1- счетная правильность,

2- законная правильность (соблюдение  законов, правил, инструкций),

3- экономическая выгодность (прибыльность),

4- контроль эффективности.

 

 

                                                              Экономическая выгодность                4


                                        3                     Контроль эффективности


                  Законная правильность


Счётная правильность 2



 

Рисунок №1.Контрольный процесс

Примечание. Источник [1, с. 35]

 

Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы.

Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности хозяйственных процессов и финансовых операций, совершаемых субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.

Наряду с этим национальную систему  контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи  республики с ближним и дальним  зарубежьем год от года становятся шире многообразнее. Следовательно, контрольным  органам республики необходимо ориентироваться  и на новые инструменты контроля, которыми пользуются контролеры экономически развитых стран:

    • программную оценку,
    • ориентацию на конечные результаты,
    • принцип «сан сет» и др.

Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную систему управления встраивается механизм, позволяющий на регулярной основе осуществлять слежение за ходом реализации программы; своевременно выявлять "узкие места" и реагировать на них; контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми; соизмерять результаты с затраченными ресурсами, определяя тем самым фактическую эффективность программы.

Метод "сан сет" предусматривает законодательное ограничение сроков функционирования большинства федеральных ведомств 4-10 годами. При этом требуется проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых им программ.[1,с. 36]

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в  ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его  создании, а не о развитии. Следует  законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Важным направлением совершенствования  системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности и  рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной  работы.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки.

Важным направлением совершенствования  аудиторского контроля в РБ должно стать изменение характера проводимого  аудита, который будет заключаться  не только в выражении мнения о  достоверности отчетности, но и в  предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом  финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового  контроля и аудиторских организаций  необходимо расширенно и более четко  формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части  проведения анализа рационального  и эффективного использования организациями  государственных финансовых средств  и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов  всех участников рынка аудиторских  услуг на базе эффективного механизма  его регулирования, который включал  бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а  также учитывал бы систему установленных  этических норм, имеющих сегодня  в основном декларативный характер.

Рассмотрим влияние информационных компьютерных технологий на эффективность деятельности государственных органов при осуществлении ими контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, иными организациями законодательства в различных сферах финансово-экономической деятельности.

Начиная с конца 90-х годов прошлого века в Республике Беларусь произошли существенные изменения в системе государственного управления, которые потребовали выработки новых подходов к осуществлению государственного, и прежде всего финансового контроля.

Сложность самой системы государственного контроля, широта ее полномочий, разветвленность  и необходимость тесных взаимосвязей практически со всеми государственными органами, а в особенности с  Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом, местными исполнительными и распорядительными  органами, предполагают точную координацию  действий всех структур Комитета госконтроля. Поэтому качественное повышение  эффективности государственного контроля может быть достигнуто только за счет:

  • более широкого применения на всех уровнях государственной власти, в том числе и в системе контролирующих органов,
      • современных информационных и
      • internet-технологий.

Кроме того, внедрение электронного документооборота, создание электронного правительства не только сформирует единый государственный информационный ресурс, но и снизит возможность  получения отдельными государственными служащими взяток за принятое решение, поскольку будет практически  исключен личный контакт между «клиентом» и чиновником.

В качестве основных целей информатизации, в том числе и правовой, Комитета государственного контроля можно определить повышение эффективности контроля:

    • за планированием и прогнозированием республиканского бюджета,
    • управлением доходами и расходами республиканского и местных бюджетов,
    • поступлением и целевым использованием государственных средств,
    • соблюдением хозяйственного, финансового и налогового законодательства,
    • а также совершенствование межведомственного взаимодействия и внутреннего взаимодействия подразделений Комитета государственного контроля.

Использование информационных, и в  частности правовых информационных, технологий в работе Комитета государственного контроля с одновременным внедрением электронного документооборота среди  государственных органов, как это  уже сделано в банковской сфере (что, кстати, дает возможность подключения специалистов Комитета государственного контроля к банковской сети), позволит значительно ускорить работу контролирующих органов, реально будет способствовать снижению уровня криминализации экономики Республики Беларусь, откроет новые возможности противодействия экономическим преступлениям и сделает прозрачным прохождение денег из республики за рубеж.

Информация о работе Финансовый контроль