Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль финансового контроля в современной экономике в Республике Беларусь, определить виды, формы, методы финансового контроля, проанализировать направления развития финансового контроля в современных условиях.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- определить методы, предмет и объект исследования;
- изучить роль финансового контроля в современной экономике;
- охарактеризовать основные направления развития финансового контроля в современных условиях.
Введение 4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля 5
1.1 Понятие и содержание финансового контроля 5
1.2 Задачи финансового контроля и его взаимосвязь с контрольной функцией финансов 7
2. Организация финансового контроля 9
2.1 Принципы, виды, формы, методы финансового контроля 9
2.2 Историческое развитие финансового контроля в РБ 16
2.3 Органы финансового контроля в Республике Беларусь 17
3. Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития 20
3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях 20
Заключение 29
Список использованных источников 31
Вневедомственный контроль в ряде случаев проводят и банки: Национальный банк Республики Беларусь, на который наряду с другими функциями возложена функция надзора за банками, и коммерческие банки, которые являются агентами валютного контроля.
3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях
Роль финансового контроля в системе управления финансами велика. Поэтому большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличение адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).
В Республике Беларусь большое значение придается совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизовывались прежние и создавались новые органы, в функции которых входило осуществление финансового контроля.
В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условиях планово-распределительной системы преобладал государственный контроль со стороны органов власти и управления, отделений государственного банка СССР и специально созданных структур, контролировавших движение денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства в экономике.
Контроль начинает развиваться по двум направлениям:
1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он всё более концентрируются в сфере макроэкономических процессов, включая контроль над стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массы, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных фирм, кредитных организаций и т.д., меняется его содержание.
2. Происходит постепенный сдвиг от последующего контроля к предварительному. Развитие парламентаризма в республике, повышение профессионального уровня депутатов Национального собрания – Совета Республики и Палаты представителей приводят к более тщательному контролю финансовой деятельности исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных субъектов предпринимательской деятельности усиливается внимание к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консалтинговых фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в республике - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно боле высоком уровне, отвечающем современным условиям хозяйствования.
Замена командно-
В условиях рыночных отношений необходим
финансово-экономический
Контроль эффективности – это выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности, что требует от контроля выработки суждений и оценок о целесообразности проводимых расходов, действенности тех или иных законодательных актов.
Весь контрольный процесс (
1- счетная правильность,
2- законная правильность (соблюдение законов, правил, инструкций),
3- экономическая выгодность (прибыльность),
4- контроль эффективности.
Законная правильность
Счётная правильность 2
1
Рисунок №1.Контрольный процесс
Примечание. Источник [1, с. 35]
Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы.
Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности хозяйственных процессов и финансовых операций, совершаемых субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.
Наряду с этим национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи республики с ближним и дальним зарубежьем год от года становятся шире многообразнее. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться и на новые инструменты контроля, которыми пользуются контролеры экономически развитых стран:
Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную систему управления встраивается механизм, позволяющий на регулярной основе осуществлять слежение за ходом реализации программы; своевременно выявлять "узкие места" и реагировать на них; контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми; соизмерять результаты с затраченными ресурсами, определяя тем самым фактическую эффективность программы.
Метод "сан сет" предусматривает законодательное ограничение сроков функционирования большинства федеральных ведомств 4-10 годами. При этом требуется проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых им программ.[1,с. 36]
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.
В современных условиях своего решения
требует законодательное
В целях совершенствования аудито
Важным направлением совершенствования
аудиторского контроля в РБ должно
стать изменение характера
Рассмотрим влияние информационных компьютерных технологий на эффективность деятельности государственных органов при осуществлении ими контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, иными организациями законодательства в различных сферах финансово-экономической деятельности.
Начиная с конца 90-х годов прошлого века в Республике Беларусь произошли существенные изменения в системе государственного управления, которые потребовали выработки новых подходов к осуществлению государственного, и прежде всего финансового контроля.
Сложность самой системы государственного
контроля, широта ее полномочий, разветвленность
и необходимость тесных взаимосвязей
практически со всеми государственными
органами, а в особенности с
Министерством по налогам и сборам
и Государственным таможенным комитетом,
местными исполнительными и
Кроме того, внедрение электронного документооборота, создание электронного правительства не только сформирует единый государственный информационный ресурс, но и снизит возможность получения отдельными государственными служащими взяток за принятое решение, поскольку будет практически исключен личный контакт между «клиентом» и чиновником.
В качестве основных целей информатизации, в том числе и правовой, Комитета государственного контроля можно определить повышение эффективности контроля:
Использование информационных, и в частности правовых информационных, технологий в работе Комитета государственного контроля с одновременным внедрением электронного документооборота среди государственных органов, как это уже сделано в банковской сфере (что, кстати, дает возможность подключения специалистов Комитета государственного контроля к банковской сети), позволит значительно ускорить работу контролирующих органов, реально будет способствовать снижению уровня криминализации экономики Республики Беларусь, откроет новые возможности противодействия экономическим преступлениям и сделает прозрачным прохождение денег из республики за рубеж.