Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль финансового контроля в современной экономике в Республике Беларусь, определить виды, формы, методы финансового контроля, проанализировать направления развития финансового контроля в современных условиях.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- определить методы, предмет и объект исследования;
- изучить роль финансового контроля в современной экономике;
- охарактеризовать основные направления развития финансового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение 4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля 5
1.1 Понятие и содержание финансового контроля 5
1.2 Задачи финансового контроля и его взаимосвязь с контрольной функцией финансов 7
2. Организация финансового контроля 9
2.1 Принципы, виды, формы, методы финансового контроля 9
2.2 Историческое развитие финансового контроля в РБ 16
2.3 Органы финансового контроля в Республике Беларусь 17
3. Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития 20
3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях 20
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовой Финансовый контроль.docx

— 89.19 Кб (Скачать файл)

Первым практическим шагом внедрения  и использования современных  информационных технологий в работе Комитета государственного контроля явилось  создание в нем автоматизированной интегрированной системы «Бюджетный контроль». Благодаря ее созданию, в базе данных Комитета госконтроля сосредотачивается поступающая от Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Национального банка, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения информация об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов в разрезе по группам и видам доходов и статьям расходов бюджетной классификации. В результате использования системы обеспечивается полный контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, использованием государственных средств.

Учитывая роль информационных технологий в эффективной организации и  осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и использованием бюджетных средств, необходимо иметь в виду, что информатизация органов государственного контроля должна строиться на единой методологической базе с информационно-телекоммуникационной сетью иных государственных органов.

Поскольку в стране до сих пор  не сформирован единый государственный  информационный ресурс, нет единой системы идентификации данных.

Информатизация государственных  органов на основе передовых информационных технологий открывает новые перспективы  для качественного повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. Повышению эффективности  контроля за использованием государственных ресурсов может содействовать создание единого информационного пространства государственного контроля, а также использование контролирующими органами при исполнении возложенных на них функций информационно-моделирующих систем для анализа и прогноза соответствия бюджетных решений целям и задачам развития общества в экономике и социальной сфере.

Особое внимание следует уделить  обеспечению выполнения органами Комитета государственного контроля такой функции, как контроль за:

соблюдением законодательства в области  финансовых и налоговых отношений  в системе местных бюджетов и  государственных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов;

исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

соблюдением актов законодательства в области инвестиционной деятельности, использования государственных  ресурсов;

соблюдением законодательства, регулирующего  использование кредитных и валютных средств, а также получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, черных и  цветных металлов;

соблюдением участниками рынка  ценных бумаг законодательства при  выпуске, размещении и обращении  ценных бумаг, соблюдением законодательства, регулирующего порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности и валютных операций на территории Республики Беларусь;

соблюдением ценовой политики государства  и поставки товаров для государственных  нужд и т.д.

Для изучения правотворческой деятельности в республике налажено также информационное обеспечение правовой информацией о проектах законов. Созданный в НЦПИ компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь позволяет получать информацию о разрабатываемых проектах законов и стадиях их готовности, а также разработчиках проекта и сопроводительных документах к проекту. Таким образом, создаются все предпосылки для активного участия контролирующих органов в нормотворчестве и реализации своих полномочий.

Многогранность возложенных на Комитет государственного контроля полномочий и задач включает также  и контроль поручений, содержащихся в декретах, указах, распоряжениях  и других решениях Президента Республики Беларусь, как по требованию Президента Республики Беларусь, так и по собственной  инициативе. Разработанные в НЦПИ базы данных распоряжений Президента Республики Беларусь позволяют иметь  и анализировать эту информацию. Для совершенствования информационного  наполнения этой базы данных и удовлетворения информационных потребностей органов Комитета государственного контроля НЦПИ организовало включение в базу данных протоколов поручений Президента Республики Беларусь, что позволяет готовить информацию для Президента Республики Беларусь об исполнении его поручений.

Решение задач государственного контроля базируется также на проведении информационно-аналитической  деятельности. Осуществление этой деятельности должно основываться на комплексном  решении информационно-аналитических  задач с использованием информационно-аналитических  автоматизированных систем сбора, обработки  и анализа различных данных, в том числе данных статистической отчетности. Основными задачами информационно-аналитической деятельности являются:

  • мониторинг социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • информационное обеспечение деятельности органов государственного контроля;
  • создание комплексных автоматизированных информационно-аналитических систем и разработки технологии сбора, обработки, хранения, использования и предоставления информации;
  • создание соответствующей информационно-коммуникационной среды передачи данных;
  • организации межгосударственного обмена определенными видами информации.

В заключение хотелось бы отметить, что  созданная государственная система  правовой информации играет стимулирующую  для всех процессов правовой информатизации роль.

Вывод. Направления совершенствования финансового контроля следующие:

1. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности хозяйственных процессов и финансовых операций, совершаемых субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.

2. Развитие аудита. Особенно важным представляется законодательное закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества. Предложение объединить аудиторов в единую общественную организацию, способную установить единые правила регулирования аудиторского рынка, осуществить разработку методологии национального аудита, внедрить новые технологии, соответствовать требованиям международных стандартов аудита (МСА). Основанием для успешной реализации концепции является внедрение разработанных белорусскими учеными технологий оценки качества аудита, механизма противодействия недобросовестной конкуренции, критериев проведения тендеров и построения аудиторского рейтинга. Реальное повышение качества будет обеспечиваться методологией, позволяющей осуществить выполнение национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудита. Реализация новых технологий позволит зафиксировать пределы ответственности аудиторов, обосновать параметры аудита (трудоемкость, существенность, риски) при заключении договоров, оперативно контролировать соблюдение законодательства.

3. Информатизация государственных органов на основе передовых информационных технологий открывает новые перспективы для качественного повышения эффективности использования государственных ресурсов. Повышению эффективности контроля за использованием государственных ресурсов может содействовать создание единого информационного пространства государственного контроля, а также использование контролирующими органами при исполнении возложенных на них функций информационно-моделирующих систем для анализа и прогноза соответствия бюджетных решений целям и задачам развития общества в экономике и социальной сфере.

4.Внедрение электронного документооборота, создание электронного правительства не только сформирует единый государственный информационный ресурс, но и снизит возможность получения отдельными государственными служащими взяток за принятое решение, поскольку будет практически исключен личный контакт между «клиентом» и чиновником.

5.Для изучения правотворческой деятельности в Республике налажено также информационное обеспечение правовой информацией о проектах законов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый контроль является неотъемлемой частью системы управления в экономике,  а также формой реализации контрольной функции финансов.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики  государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Задачей финансового контроля является выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на её производство и реализацию, а также пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений.

Система органов, осуществляющих финансовый контроль классифицирована на органы государственной власти и государственного управления общей компетенции и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.

В Республике Беларусь государственный  контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом  Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые  отношения.

Оперативный финансовый контроль в  Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют специальные структуры, к которым относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели.

По результатам  исследования сделаем вывод. Направления совершенствования финансового контроля:

1. В условиях перехода к рыночным отношениям будет сужаться сфера государственного финансового контроля и расширяться сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм.

2. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в республике - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля.

3. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят и будут зависеть от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно боле высоком уровне, отвечающем современным условиям хозяйствования.

4. Контроль эффективности предполагает выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности.

5. В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.

6. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ревизия и аудит: учеб. пособие / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. – 473с.
  2. Финансовый контроль.[Электронный ресурс] Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_контроль. Дата доступа: 17.03.2012.
  3. Контроль. [Электронный ресурс] Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Контроль. Дата доступа: 17.03.2012.
  4. Теория финансов [Текст]: учеб. пособие / Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред.проф. Н.Е.Зайца, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е, стереотип.- Мн.: БГЭУ, 2006.- 351с.
  5. Правовое регулирование правового контроля финансового права. [Электронный ресурс] Режим доступа http://bargu.by/349-pravovoe-regulirovanie-pravovogo-kontrolya-finansovogo-prava.html Дата доступа: 17.03.2012.
  6. Указ президента РБ от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в РБ» положение «О порядке организации и проведения проверок»
  7. Указ президента РБ от 1 марта 2007 года № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности».
  8. Финансовый контроль. [Электронный ресурс] Режим доступа http://finance-essence.net/finansovyiy-kontrol.htmlДата доступа: 17.03.2012.
  9. Этапы развития государственного контроля в Беларуси. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kgk.gov.by/ru/komitet/history_flash Дата доступа: 17.03.2012.
  10. Указ президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г.  № 325 «О ведомственном контроле в РБ»
  11. Европейской системы финансового надзора. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.interfax.by/news/world/78605 Дата доступа: 17.03.2012.
  12. Закон Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 414-З Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь
  13. Конституция РБ.
  14. Организация банковского надзора. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.nbrb.by/system/supervisorg.aspДата доступа: 17.03.2012.
  15. Финансовый контроль. [Электронный ресурс] Режим доступа http://ekonomika.by Дата доступа: 17.03.2012.
  16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. Ред. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  18. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. – Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НЦП “Крылья”, 1998.
  19. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  20. Концепция развития аудита в Республике Беларусь. http://www.neg.by/publication/2010_04_02_12911.html Дата доступа: 04.04.2012.

Информация о работе Финансовый контроль