Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:08, курсовая работа
Описание работы
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………5 2. Виды и методы финансового контроля……………………………….10 3. Организация финансового контроля в РФ……………………………27 4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………….46 Заключение………………………………………………………………..48 Список литературы……………………………………………………….50
Методы проверки
принято подразделять на две группы:
методы фактической проверки; методы
документальной проверки. К основным
методам фактической проверки, которыми могут
пользоваться аудиторы, исходя из права
самостоятельно определять формы и методы
проверки, руководствуясь требованиями
нормативных актов и условий договора
с субъектом или содержания поручения
государственных органов, относятся:
– осмотр;
– обследование;
– инвентаризация;
– контрольный запуск сырья и материалов
в производство;
– лабораторный анализ качества материалов,
товаров, сырья и готовой продукции;
– экспертная оценка;
– опрос;
– проверка объемов выполненных работ.
Осмотр. С помощью этого метода можно
выяснить, например, условия хранения
имущества, документов; состояние производственных,
складских торговых помещений. Осмотру
подвергают разнообразные объекты: территорию,
места хранения материальных активов,
документов, производственное и торговое
оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые
машины. В процессе осмотра могут быть
обнаружены доказательства, свидетельствующие
о нарушениях или злоупотреблениях.
Обследование. Обследование представляет
собой как бы продолжение осмотра, но с
одновременным ознакомлением с документами
как нормативными, так и оправдательными;
с получением объяснений от ответственных
лиц. Эффективные результаты дает обследование
при проверках технологии производства
продукции в цехах, порядка приема, хранения,
отпуска и реализации продукции, товаров.
Инвентаризация. В соответствии с Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96
г. № 129-ФЗ предприятия обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств,
в ходе которой необходимо проверять и
документально подтверждать их наличие,
состояние и оценку.
Основными целями
инвентаризации в соответствии с
Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств,
утвержденными приказом Минфина
России от 13.06.95 г. № 49 (далее — Методические указания)
являются:
– выявление фактического наличия имущества;
– сопоставление фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета;
– проверка полноты отражения в учете
обязательств.
Инвентаризация
является наиболее эффективным методом фактической
проверки достоверности показателей баланса,
являющегося составной частью бухгалтерской
отчетности. Однако предприятия, подлежащие
обязательному аудиту в соответствии
с законодательством РФ, должны включить
в состав бухгалтерской отчетности и аудиторское
заключение. Безусловно, положительное
заключение аудиторской организации будет
означать, что отчетность во всех существенных
аспектах отражает активы и пассивы на
отчетную дату, исходя из нормативного
акта, регулирующего бухгалтерский учет
и отчетность.
Контрольный
запуск сырья и материалов в производство применяют в тех случаях,
когда необходимо установить фактический
расход сырья или материалов на производстве,
выход полуфабрикатов, готовой продукции,
количество отходов. Применяют его и для
проверки действующих или ранее действовавших
на предприятии норм расхода сырья и материалов,
технологического процесса, производительности
оборудования и т.п. Для этого проводят
соответствующий производственный эксперимент
(например, изготовление образцов изделий,
выпечка кулинарной продукции и др.).
Перед контрольным
запуском сырья в производство следует
определить, по каким видам выпускаемой
продукции будет проведен эксперимент.
При этом учитываются претензии
к качеству изделий или сведения о перерасходе по отдельным
видам материалов, завышенных нормах и
т.д. Если экспериментом ставят цель проверить
фактическое производство готовой продукции,
то необходимо, чтобы экспериментальное
производство осуществлялось в тех же
условиях, в том же порядке, в каком
оно осуществлялось ранее. Если будет
установлено, что характер и условия производства
не изменились, то в качестве контрольного
может быть принят любой очередной запуск
сырья в производство.
Благодаря эксперименту
уточняются нормы, усиливается контроль за списанием фактического
расхода сырья и выходом продукции. Кроме
того, могут быть выявлены недостатки
в нормировании и технологии производства,
искажения в качественных показателях
продукции и другие нарушения.
Лабораторный
анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой
продукции. Использование данного метода
дает возможность контролировать качество
поступающих материалов, товаров, сырья,
а также готовой продукции и полуфабрикатов;
позволяет выявить факты использования
некондиционного сырья, несоблюдение
норм расхода. Эти и другие факты могут
свидетельствовать, например, о нарушении
технологического режима, установленных
норм и т.д. Анализ может проводиться отделом
технического контроля или соответствующими
специализированными организациями (инспекцией
по качеству и др.).
Изъятие проб
(образцов) для лабораторного анализа
должно производиться в соответствии
с инструкциями о порядке инспектирования
предприятий определенных отраслей
народного хозяйства.
Экспертная
оценка объектов проверки бывает,
необходима при исследовании специальных
вопросов. В соответствии с Правилом (стандартом)
аудиторской деятельности «Использование
работы эксперта», одобренным комиссией
по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации 25.12.96 г. (протокол
N» 6) экспертом признается не состоящий
в штате данной аудиторской организации
специалист, имеющий достаточные знания
и (или) опыт в определенной области (по
определенному вопросу), отличной от бухгалтерского
учета и аудита, и дающий заключение по
вопросу, относящемуся к этой области.
В качестве эксперта аудиторская организация
может использовать работу специализированной
организации, являющейся юридическим
лицом.
Результаты
экспертной оценки оформляются в
виде заключения (отчета, расчета и
т.п.), в котором содержатся точные и ясные
ответы на конкретные вопросы, предусмотренные
и описанные в договоре оказания услуг,
заключенном между аудиторской фирмой
и экспертом или экономическим субъектом
и экспертом. Сведения, содержащиеся в
заключении эксперта, должны быть выражены
так, чтобы были невозможны различные
толкования. Заключение эксперта (согласно
вышеназванному стандарту) подлежит включению
в рабочую документацию аудиторской организации.
Аудиторское заключение, как правило,
не должно содержать указаний на заключение
эксперта. В случае невозможности получить
заключение эксперта, наличия существенной
неуверенности эксперта в оценке каких-то
исследованных обстоятельств, а также
в некоторых других случаях аудиторская
организация может рассмотреть вопрос
о подготовке по результатам проведенного
аудита аудиторского заключения, отличного
от безусловно положительного. Использование
работы эксперта не снимает с аудиторской
организации ответственности за аудиторское
заключение.
Опрос. Следует отметить, что аудиторам
предоставлены права получать необходимые
разъяснения и дополнительные сведения,
а также необходимую информацию от третьих
лиц (по письменному запросу).
Следовательно, к получению подобных объяснений
и справок от должностных лиц прибегают
в тех случаях, когда необходимо установить
достоверность фактов в процессе проверки,
реальность хозяйственной операции, достоверность
данных, отраженных в документах. Опрос
можно делать устно или письменно. Объяснения
справочного характера не фиксируют, однако,
для выяснения достоверности факта можно
предложить работникам предприятия дать
объяснения в письменной форме.
Проверка
объемов выполненных работ. С помощью обмера проверяют:
– соответствие характера, количества
и стоимости выполненных работ тем, которые
указаны в актах приемки и нарядах, а также
в проектах и смете;
– соответствие выполненных работ составу
работ, предусмотренных сметными нормами,
на основании которых составлены применяемые
при расчетах единичные расценки, калькуляции
и прейскурантные цены;
– законченность объектов, конструктивных
элементов, этапов и видов работ или их
частей. Такую проверку проводят различными
способами, что зависит от характера работ
и их результатов.
К основным способам проверки относятся:
– контрольный обмер фактически выполненных
работ;
– сопоставление объема работ, указанных
в актах приемки и в актах инвентаризации
незавершенного строительства, с объемом
работ, указанных в оплаченных рабочих
нарядах;
– встречная проверка операций по расчетам
с другими организациями;
– проверка сопутствующих операций по
расчетам за выполненные и сданные работы.
Наиболее
распространен контрольный обмер
фактически выполненных работ, применяемый
для проверки выполнения работ по
строительству, капитальному и текущему
ремонту зданий и сооружений.
Другую группу методов — методы
документальной проверки — можно разделить
на две группы: методы формальной проверки;
методы проверки реальности отраженных
в документах обстоятельств.
К методам формальной проверки документов
относятся:
– проверка соблюдения правил составления,
оформления, полноты и повинности оформления
документов; .
– сопоставление учетных и отчетных показателей
с установленными нормативами (нормативная
проверка);
– проверка соответствия отраженных в
документах операций установленным правилам;
счетный контроль.
К методам проверки реальности отраженных
в документах обстоятельств относятся:
– сопоставление данных документов, отражающих
операции с данными документов, которые
явились основанием для этих операций;
– проверка записей в регистрах бухгалтерского
учета;
– сканирование;
– встречная проверка;
– взаимная проверка;
– контрольное сличение;
– восстановление натурально-стоимостного
учета и др.
Под формами
контроля понимаются отдельные стороны
проявления
содержания контроля в зависимости от
времени совершения, контрольных
действий. Формами финансового контроля
являются предварительный,
текущий и последующий контроль. Критерий
разграничения этих форм
лежит в сопоставлении времени осуществления
контрольных действий с
процессами формирования и использования
централизованных и
децентрализованных денежных фондов.
Контрольное действие,
проведенное до начала указанных процессов
(проверка проекта бюджета
и т. п.), является предварительным финансовым
контролем, а действие,
осуществляемое после их совершения (проверка
налоговых деклараций),
выступает в качестве последующего контроля.
В то же время деление это
достаточно условно, поскольку зачастую
они взаимосвязаны, что отражает
непрерывность самого процесса воспроизводства.
Э.А. Вознесенский не
выделяет отдельно текущий контроль, так
как считает, что
предварительный или последующий контроль
осуществляется в процессе
текущей деятельности.
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами.
Под методами финансового контроля
понимают приемы, способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода финансового
контроля зависит от ряда факторов: от
правового положения и особенностей форм
деятельности органов, осуществляющих
финансовый контроль, от объекта и целей
контроля, оснований возникновения контрольных
правоотношений. Проведение методов финансового
контроля, как правило, всегда планируется.
Однако они могут осуществляться и вне
плана, в связи с возникшей необходимостью.
Систему методов финансового контроля
составляют: ревизия, проверка, анализ
финансово- хозяйственной деятельности.
Каждый из этих методов подразделяются
на более частные способы позволяющие
решать промежуточные, относительно мелкие
задачи.
Ревизия —
это наиболее действенный метод
последующего контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами
документального и фактического контроля
экономическую эффективность финансово-хозяйственной
деятельности, законность, достоверность
и целесообразность хозяйственных и финансовых
операций. Ревизия является важным средством
вскрытия и предупреждения различных
злоупотреблений, нарушений государственной
и финансовой дисциплины, а также выявления
и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
Ревизия отличается от других методов
контроля определенной периодичностью
(не реже одного или двух раз в год). Результаты
ревизии оформляются актом, имеющим юридическое
значение как источник доказательств
в судебно-следственной практике. Ревизия
относится и к внутреннему, и к внешнему
контролю.
Тематическая
проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится
по определенному кругу вопросов или по
одному вопросу (теме) путем ознакомления
на месте с отдельными участками (сторонами)
хозяйственной и финансовой деятельности.
При этом используют различные приемы
фактического и документального контроля,
необязательно прибегая к проверке первичных
документов и учетных записей с точки
зрения их законности и достоверности.
Тематические
проверки (обследования) так же, как
и ревизии, являются формой не только
внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и внутрихозяйственного
контроля. Они проводятся нерегулярно
и оформляются, как правило, справками
или докладными записками.
Счетная
проверка отчетности подразумевает контроль достоверности
бухгалтерских отчетов и балансов. Это
одна из последующего контроля, осуществляемого
планомерно (как правило, один раз в год)
финансовыми органами, контролирующими
расчеты предприятий и производственных
объединений по платежам из прибыли. Достоверность
отчетных данных проверяется, кроме того,
статистическими и банковскими органами,
работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного
аппарата вышестоящих органов при приемке
отчетности, ревизиях, тематических проверках
и анализе финансово-хозяйственной деятельности
подведомственных предприятий.
Роль счетных проверок как одной из форм
внутрихозяйственного контроля возрастает
на современном этапе, когда все большее
развитие получают крупные хозяйственные
комплексы — производственные объединения.
При этом исключительно важен контроль
достоверности исходной учетной информации
производственных единиц и других низовых
подразделений, на основе, которой впоследствии
формируются сводные отчетные показатели
по объединению в целом. Основными вопросами
для счетных проверок являются: достоверность
отчетных данных о выполнении планов производства
и реализации продукции, прибыли, производительности
труда, рентабельности; уровень затрат
на производство и себестоимость продукции
и др.