Для современного
этапа развития нашей государственности
характерны и интеграционные процессы
между государствами. Так, Российская
Федерация и Республика Беларусь
в соответствии с Договором создают
Союзное государство, которое знаменует
новый этап в их становлении и формировании
на этой основе правового государства35.
В Договоре закреплены различные цели
государства, к которым, в частности, относится
создание единого экономического пространства
для обеспечения социально-экономического
развития. Договором предусмотрено создание
системы межгосударственных органов,
в том числе осуществляющих государственный
контроль. К ним относится, в первую очередь,
Счетная палата. Она призвана: 1) осуществлять
контроль за исполнением доходных и расходных
статей бюджета Союзного государства
по объемам, структуре и целевому назначению,
проверку счетов о доходах и расходах
всех органов Союзного государства; 2)
устанавливать законность полученных
доходов и произведенных расходов, а также
рациональность управления финансами;
3) контролировать эффективность использования
имущества Союзного государства.
По итогам
финансового года Счетная палата
представляет Совету Министров и
Парламенту Союзного государства ежегодный
отчет. Органы Союзного государства, национальные
аудиторские организации либо компетентные
органы государств-участников направляют
в Счетную палату по ее запросу любые документы
и информацию, необходимые для выполнения
возложенных на нее функций. Счетная палата
может, действуя по собственной инициативе
или по просьбе любого из органов Союзного
государства, давать в рамках своей компетенции
заключения по отдельным вопросам.
В целях реализации
данного Договора разработана Программа
действий двух стран, включающая в том
числе, унификацию налогового законодательства,
введение единой денежной единицы,
формирование и исполнение бюджета Союзного
государства, формирование общего рынка
ценных бумаг и создание учреждений по
эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового
рынка и ряд других мероприятий.
Действенность
проводимого финансового контроля во многом
определяется эффективностью взаимодействия
различных контрольных органов, что является
важным и непременным условием успешной
борьбы с правонарушениями в сфере финансов.
4. Пути совершенствования
финансового контроля РФ.
Финансовый контроль
включает проверку: соблюдения требований
экономических законов; составления
и исполнения бюджета (бюджетный
контроль); финансового состояния
и эффективного использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов
хозяйствующего субъекта; налоговый контроль
и другие направления.
Финансовый контроль
имеет важное значение для реализации
финансовой политики государства. Реализацию
финансовой политики обеспечивает совокупность
мероприятий государства, направленных
на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение
и перераспределение для выполнения государством
его функций и программ. Важнейшее место среди этих мероприятий
принадлежит правовой регламентации форм
и норм финансовых отношений. Финансовая
политика должна быть направлена, прежде
всего, на формирование максимально возможного
объема финансовых ресурсов, так как они
— материальная база любых преобразований.
Следовательно, для определения и формирования
финансовой политики нужна достоверная
информация о финансовом положении государства.
Для решения этой проблемы
я хочу предложить два варианта:
Во-первых, хочется надеяться,
что законодатели (с учетом и собственного
опыта) найдут приемлемый способ вернуть
понятие ревизии в Бюджетной кодекс РФ.
Возможности для этого есть. Поправки, внесенные в Бюджетный
кодекс РФ, не являются последними. В Бюджетном
послании Президента РФ Федеральному
Собранию Российской Федерации "О бюджетной
политике на 2002 год" наряду с высокой
оценкой роли Бюджетного кодекса РФ отмечено,
что отдельные положения этого документа
нуждаются в доработке.
Во-вторых, очевидно, что
основным документом, в котором положения
подготавливаемой концепции государственного
финансового контроля найдут правовое
выражение и закрепление, станет соответствующий федеральный закон. Скорее всего,
это будет закон о государственном финансовом
контроле, проекты которого существуют
уже не один год.
Заключение
Необходимость финансового
контроля, его сущность и значение
определяются государственным устройством страны. Финансовый
контроль в России особенно актуален в
период перехода от командно-административных
к рыночным формам управления экономикой.
По мере развития рыночной экономики,
тем более с усилением ее социальной ориентации,
контрольно-финансовые функции государства
все более усложняются.
В ходе исследования данной
проблемы выясняется, что финансовый
контроль охватывает своим воздействие
на общественные отношения в процессе
создания, распределения и использования
государственных денежных фондов. Финансовый контроль
распространяется не только на финансовые,
но и на определенный комплекс хозяйственных
отношений, о чем свидетельствуют многочисленные
акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой
деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Таким образом, финансовый контроль - это
контроль за финансовой и хозяйственной
деятельностью хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль
осуществляется в установленном
правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления, в том числе
специальными контрольными органами при
участии общественных организаций и иных
хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы
законодательством.
Назначение финансового
контроля заключается в содействии успешной
реализации финансовой политики государства,
а также эффективному использованию финансовых
ресурсов во всех сферах и звеньях финансового
контроля является важнейшим условием
обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности, экономического
и эффективного использования бюджетных,
заемных и собственных средств, укрепления
финансовой дисциплины.
Список использованной литературы:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
- Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» //СЗ РФ. 1997. №51.
- Закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» // СЗРФ. 1995. №3. Ст. 167.
- Закон РФ от 08 июля 1999 г. июля № 151-ФЗ «О налоговых органах РФ» //Российская газета. 1999 г. 14 июля.
- Закон РФ от 24 июня 1993г. № 23-ФЗ «О Федеральных органах налоговой полиции»- Российская газета. 1995. 17 декабря
- Закон РФ от 11.01.95.№4 «О Счетной палате РФ» //СЗ РФ 16.01.95. №3 Ст.167.
- Закон РСФСР « О страховании » от 27 ноября 1992г. – ВВС РФ 1993г. №2 Ст.56
- Закон РФ « Об организации страхового дела в РФ » // СЗ РФ 1998г. №1. Ст.4.
- Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.//СЗ РФ 1996г.№48. Ст. 5369.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31 Ст. 3696
- Указ Президента РФ от 22 Декабря 1993 г. утвердил Временные правила аудиторской деятельности // Российская газета. 1993. 29 декабря.
- Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об утверждении положения о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.
- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1991г. №3402 « Об утверждении Положения о Государственной налоговой службе РФ» - Российская газета 1991г. 5 декабря.
- Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. «О Министерстве РФ по налогам и сборам» -Российская газета 1998г. 30 декабря.
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ» от 25 сентября 1999г.-Российская газета. 1999. 30 сентября.
- Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1992г. «О государственном страховом надзоре РФ» - ВВС РФ 1992г. №8. Ст. 379.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 // СЗ РФ 1996г. №31. Ст. 3696.
- Постановление Правительства РФ Положение о Министерстве Финансов РФ №273 от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.
- «Положение о Контрольно- ревизионном управлении Министерства Финансов РФ в субъекте Российской Федерации » //СЗ РФ 17. 08.98.№33 Ст.4007
- Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении Положения о Контрольно – ревизионном Управлении Министерства Финансов РФ в субъекте РФ»// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.
- Постановление ВС РФ от 27.12.91. «Об утверждении положения о пенсионном фонде РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 5. Ст. 180; СЗ РФ 1997г. №9 Ст.2118.
- Постановление правительства РФ от 12.02.94.№101 «О фонде социального страхования РФ» САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 599.
- Постановление Правительства РФ « Об утверждении устава федерального фонда обязательного медицинского страхования» - Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17. Ст. 591
- Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973
- Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. С. 14.
- Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976г.
- Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.- М.: Ф.и С. 1998г.
- Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Статистика. 1976г.
- Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976г.
- Митрофанов В.М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий. М.: Финансы. 1971г.
- Советское финансовое право . Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983.
- Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. С. 134.
- Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы 1976г.
- Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997 и др.
- Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. 1998г. №40.
- Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999 и др.
- Аудит и налогооблажение. № 8. (68) 2001г.
- Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10.
- Организованная преступность в России: философский и социально – политический аспекты. Материалы научно – практической конференции (27-28 мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г.
- Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские Ведомости. 1997г. №7
- Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно – практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России 1998г.