Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:08, курсовая работа
Описание работы
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………5 2. Виды и методы финансового контроля……………………………….10 3. Организация финансового контроля в РФ……………………………27 4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………….46 Заключение………………………………………………………………..48 Список литературы……………………………………………………….50
Появились новые
органы финансового контроля: Федеральное
казначейство, Государственная
налоговая служба, Счетная палата, Федеральная
служба страхового надзора, Федеральная
служба налоговой полиции и др. Перестроена
структура Министерства финансов России,
изменились его функции.
Возник аудиторский
контроль.
Новые формы приобрел общественный
финансовый контроль.
Разгосударствление
банковской системы и появление
коммерческих банков и других кредитных
организаций вызвали к жизни
новые методы финансового контроля
как со стороны коммерческих банков
за финансовым состоянием предприятий – клиентов
и за деятельностью самих коммерческих
банков со стороны Центрального Банка
России, так и за деятельностью самого
Центрального Банка России со стороны
законодательных органов.
Принцип разделения
властей, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах)
субъектов Федерации, предусматривает
контроль финансовой деятельности органов
исполнительной власти со стороны Президента
и органов представительной власти. Такой
контроль осуществляется, прежде всего,
при рассмотрении и утверждении проектов
федерального и нижестоящих бюджетов,
государственных и местных внебюджетных
фондов, а также при утверждении отчетов
об их исполнении.
Для осуществления
финансового контроля со стороны
органов представительной власти были
созданы соответствующие структуры: комитеты
и комиссии Совета Федерации и Государственной
Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные
палаты субъектов РФ.
Начало такому
контролю было положено создание Контрольно-бюджетного
комитета при Верховном Совете РФ
как органа, не зависимого в своих действиях
ни от Правительства РФ, ни от администрации
Президента РФ. В настоящее время основная
часть его функций передана Комитету Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,
соответствующие подкомитеты которого
проводят экспертно-аналитические работы
по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет
по бюджету дает заключение по проекту
федерального бюджета.
Другие подкомитеты
занимаются оценкой законодательных
предложений соответственно по вопросам
налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Особое место
в системе финансового контроля
со стороны органов представительной
власти принадлежит Счетной палат
РФ, деятельность которой определяется
Федеральным законом РФ от 11 января
1995 г.15 Это не зависимый от Правительства
РФ постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, наделенный широкими
полномочиями и подотчетный Федеральному
Собранию РФ.
Контролю
подлежат все юридические лица—
государственные органы и учреждения,
включая государственные внебюджетные фонды и Центральный Банк
России, органы местного самоуправления,
коммерческие банки, страховые фирмы,
а также другие коммерческие фирмы и негосударственные
коммерческие организации— в части, связанной
с получением, перечислением или использованием
ими средств федерального бюджета и внебюджетных
фондов, использованием федеральной собственности,
а также наличием у них налоговых, таможенных
и иных льгот, предоставленных федеральными
органами. Перед Счетной палатой РФ поставлены
следующие задачи:
- организация контроля исполнения федерального
бюджета и внебюджетных фондов;
-подготовка предложений по устранению
обнаруженных нарушений и упорядочению
бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности
расходования государственных средств,
в том числе предоставленных на возвратной
основе, и использования федеральной собственности;
- определение обоснованности доходных
и расходных статей проектов федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
- проведение финансовой экспертизы, т.
е. оценки финансовых последствий принятия
федеральных законов для бюджета;
- контроль поступления и движения бюджетных
средств на счетах банков;
- регулярное представление Совету Федерации
и Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета; контроль
поступления в федеральный бюджет денежных
средств от приватизации государственной
собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата
обязана также контролировать состояние
государственного внутреннего и
внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка
России по обслуживанию государственного
долга, эффективность использования иностранных
кредитов и займов, получаемых Правительством
РФ, а также предоставление Россией финансовых
и материальных ресурсов в форме займов
и на безвозмездной основе иностранным
государствам и международным организациям.
Основные
методы контроля, проводимого Счетной
палатой, — тематические проверки и
ревизии. Для принятия мер по устранению
выявленных нарушений, возмещению причиненного
государству ущерба и привлечению к ответственности,
в том числе к уголовной, должностных лиц,
виновных в нарушении законодательства
и бесхозяйственности, Счетная палата
направляет представление руководителю
проверяемого предприятия, учреждения
или организации, которое должно быть
рассмотрено в указанный в нем срок. При
выявлении фактов грубых нарушений законности
и финансовой дисциплины, наносящих государству
прямой ущерб, или при несоблюдении порядка
и сроков рассмотрения представлений
Счетной палаты она имеет право давать
предписания, обязательные для исполнения.
В случае если предписания не исполняются,
Коллегия Счетной палаты по согласованию
с Государственной Думой может принять
решение о приостановлении финансовых,
платежных и расчетных операций по счетам
юридического лица. Предписание может
быть обжаловано в судебном порядке.
По закону
деятельность Счетной палаты является
гласной: результаты должны освещаться
в средствах массовой информации.
Контроль
финансов со стороны Президента РФ
осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ путем издания указов
по финансовым вопросам, подписания федеральных
законов; назначения и освобождения от
должности министра финансов Российской
Федерации, представления Государственной
Думе РФ кандидатуры для назначения на
должность председателя Центрального
банка РФ. С ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики Президент Российской
Федерации обращается к Федеральному
Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции
РФ).
Определенные
функции финансового контроля выполняет
Главное контрольное управление Президента
РФ, созданное Указом Президента от 16 марта
1994 г. Как структурное подразделение
Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует
со всеми органами исполнительной власти.
Среди его функций: контроль за деятельностью
органов контроля и надзора при федеральных
органах исполнительной власти, подразделений
Администрации Президента, органов исполнительной
власти субъектов Федерации; рассмотрение
жалоб и обращений граждан и юридических
лиц.
Главное контрольное
управление наделено правом требовать
от руководителей государственных
органов, организаций и предприятий
(независимо от формы собственности)
представления документов, материалов
и любой информации, необходимой для проведения
проверок; привлекать к проверкам специалистов
и представителей правоохранительных
органов и вносить на рассмотрение Президента
РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об
устранении финансовых нарушений, которые
должны быть рассмотрены в течение 10 дней.
Но оно не имеет права самостоятельно
применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной
власти всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах
своих полномочий, а также направляют и контролируют
деятельность подведомственных им управленческих
структур, в том числе финансовых.
Правительство
РФ в соответствии со ст. 101, 114 Конституции
РФ и Федеральным конституционным
законом "О Правительстве Российской
Федерации" от 17 декабря 1997 г. наделено широкими полномочиями.
Оно контролирует процесс разработки
и исполнения федерального бюджета, осуществление
единой политики в области финансов, денег
и кредита. Правительство РФ контролирует
и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств; направляет деятельность
подведомственных ему органов финансового
контроля. Правительством РФ утверждены
положения "О Министерстве финансов",
"О Федеральном Казначействе". При
Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный
совет, выполняющий ряд контрольных функций
в области финансов.
Важнейшее место
в системе финансового контроля
со стороны Правительства РФ занимает
Министерство финансов РФ (Минфин России),
которое не только разрабатывает
финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее
осуществление. Все структурные подразделения
Министерства Финансов РФ в той или иной
форме контролируют различные направления
финансовой деятельности. Прежде всего,
Министерства Финансов РФ осуществляет
финансовый контроль в процессе разработки
федерального бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств и средств
федеральных внебюджетных фондов; участвует
в проведении валютного '"контроля;
контролирует направление и использование
государственных инвестиций, выделяемых
на основе решений правительства РФ; контроль
за расходами, связанными с государственным
внутренним и внешним долгом; за формированием
и сохранностью Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней
РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением
платежеспособности страховщиков; контроль
за качеством аудиторских проверок; за
доходами от проведения лотерей, зарегистрированных
в РФ и др.
По результатам
контроля Министерство Финансов РФ вправе
требовать устранения выявленных нарушений;
ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета
предприятий и организаций при наличии
у них фактов незаконного расходования
средств, а также непредставления ими
соответствующей отчетности; взыскивать
государственные средства, используемые
не по назначению, с наложением предусмотренных
штрафов.
Большую роль
в проведении финансового контроля
играет осуществляемое Министерством
Финансов РФ методическое руководство
организацией бухгалтерского учета
в стране, а также проведение аттестации
по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности (кроме аудита
банков).
Следует отметить,
что контрольные полномочия Министерства
Финансов РФ распространяются на финансовые
средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Они сами несут ответственность
за формирование и использование своих
бюджетов и внебюджетных фондов.
Следует обратить
внимание, что закрепленные ныне контрольные
полномочия Министерства Финансов РФ
направлены на бюджет и государственные
внебюджетные фонды только федерального
уровня. И в тех случаях, когда проверяется
деятельность исполнительных органов
власти субъектов Федерации, его контрольные
функции не должны выходить за эти рамки.
Такой подход обусловлен принципом самостоятельности
в бюджетном устройстве России, самостоятельности
финансовой деятельности субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
в установленных законодательством пределах,
их ответственностью за формирование
и использование своих финансовых ресурсов.
Оперативный
контроль использования государственных
средств осуществляет действующий
в рамках Министерства Финансов РФ
Департамент государственного финансового
контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Департамент
государственного финансового контроля
и аудита Министерства Финансов РФ,
созданный Постановлением Правительства
РФ от 6 марта 1998 г., является преемником
Контрольно-ревизионного управления Министерства
Финансов РФ. Департамент - и его территориальные
подразделения обязаны проводить комплексные
ревизии и тематические проверки с целью
контроля поступлений и целевого использования
средств федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов; документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности
по заданиям правоохранительных органов,
а также органов государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления.
Органы Федерального
казначейства РФ призваны осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения
федерального бюджета, осуществляя при
этом жесткий контроль поступления, целевого
и экономного использования государственных
средств.
На него возложены
следующие задачи:
- контроль за доходной и расходной частью
федерального бюджета в ходе его исполнения;
- контроль состояния государственных
финансов в целом и предоставление высшим
органам законодательной и исполнительной
власти отчетов о финансовых операциях
Правительства РФ и состоянии бюджетной
системы;
- контроль совместно с Банком России состояния
государственного внешнего и внутреннего
долга РФ;
- контроль государственных федеральных
внебюджетных фондов и финансовых отношений
между ними и федеральным бюджетом.
Органы Федерального
Казначейства РФ имеют право производить проверки различных денежных
документов, отчетов и смет в государственных
органах, банках, на предприятиях всех
форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных
фондов, приостанавливать операции по
их счетам в банках. Они имеют право выдавать
предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, с наложением
штрафа в размере действующей учетной
ставки Центрального банка России, а также
налагать штрафы на коммерческие банки
в случае несвоевременного зачисления
ими поступающих от хозяйствующих объектов
средств на счета федерального бюджета
и внебюджетных фондов в размере действующей
в данном банке процентной ставки, увеличенной
на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального
Казначейства РФ взаимодействуют с налоговыми
и правоохранительными органами.