Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:08, курсовая работа
Описание работы
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………5 2. Виды и методы финансового контроля……………………………….10 3. Организация финансового контроля в РФ……………………………27 4. Пути совершенствования финансового контроля РФ……………….46 Заключение………………………………………………………………..48 Список литературы……………………………………………………….50
В настоящее
время произведена реорганизация
контрольных органов Министерства
Финансов РФ на местах. Так, в соответствии
с постановлением Правительства
РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении
положения о Контрольно - ревизионном Управлении РФ»
организованы контрольно-ревизионные
управления Министерства Финансов РФ
в субъекте РФ (территориальные КРУ).
Основной
задачей деятельности территориальных
управлений Контрольно – ревизионного
Управления РФ является осуществление
последующего контроля за
своевременным, целевым и рациональным
использованием и сохранностью федеральных
средств. Они также проводят на договорной
основе по обращениям органов государственной
власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления ревизии и финансовые
проверки (с возмещением расходов) поступления
и расходования средств соответствующих
бюджетов, внебюджетных фондов и доходов
от имущества.
В процессе ревизий
и проверок территориальные КРУ
вправе принимать меры по устранению
выявленных нарушений финансовой дисциплины
и неэффективного расходования средств,
давать обязательные указания об устранении
и привлечении к ответственности виновных
лиц в соответствии с законодательством
РФ. Они также имеют право вносить предложения
о взыскании с организаций бюджетных средств,
использованных не по целевому назначению;
ставить вопрос об отстранении от работы
должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства; передавать материалы
ревизий и проверок в правоохранительные
органы.
Территориальные
КРУ также вправе контролировать
качество проведения аудиторами и аудиторскими
организациями аудиторских проверок организаций
(кроме аудита в банковской сфере). По результатам
проверок территориальные КРУ имеют право
ставить вопрос перед Минфином России
об аннулировании лицензий на осуществление
аудиторской деятельности.
Руководители
территориальных КРУ назначаются
на должность и освобождаются
от нее Минфином России.
Финансовый
контроль со стороны специализированных
органов.
Помимо рассмотренных выше органов финансового
контроля, в России существует ряд специализированных
органов финансового контроля, сферой
деятельности которых является конкретная
область финансов, например налогообложение
или страхование.
В связи с
повышением роли налогов в доходах
государства при переходе к рыночной экономике
стало необходимым выделение налоговых
органов в особую систему. Главная задача
налоговых органов — обеспечение единой
системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов
и других обязательных платежей.
В соответствии
с Законом РСФСР от 21 марта 1991
г. "О Государственной налоговой
службе РСФСР" была создана при
Министерстве финансов РСФСР единая
система контроля за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных
законодательством.22 Указом Президента РФ от 1
декабря 1991 г. № 3402 утверждено Положение
о Государственной налоговой службе Российской
Федерации, которым предусмотрено, что
органы Государственной налоговой службы
РФ составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением налогового
законодательства. В соответствии с Указом
Президента от 23 декабря 1998 г. служба была
преобразована в Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам (МНС России),
входящее в систему федеральных органов
исполнительной власти и подчиняющееся
Президенту РФ и Правительству страны.
Система налоговых
органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам, а также налоговые органы
в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
Основное оперативное звено— городские
и районные налоговые инспекции, поскольку
именно они осуществляют непосредственный
налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
В свою очередь, МНС России контролирует
деятельность нижестоящих налоговых органов,
координирует взаимодействие налоговых
органов с другими контролирующими и правоохранительными
органами.
Налоговые органы
имеют право в соответствии с
налоговым законодательством проверять
любые денежные документы у юридических
и физических лиц, включая совместные
предприятия, иностранных граждан
и лиц без гражданства; получать
от них необходимые справки и сведения (за исключением
составляющих коммерческую тайну); контролировать
соблюдение хозяйствующими субъектами
налогового законодательства и правильность
исчисления налогов; обследовать любые
используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые
помещения; применять меры принудительного
воздействия в отношении должностных
лиц и граждан, включая изъятие соответствующих
документов и приостановление операций
по счетам в банках. Налоговые органы также
имеют право наложения административных
штрафов и иные полномочия в соответствии
с Налоговым кодексом РФ.
Для обеспечения
экономической безопасности РФ и
укрепления государственной дисциплины
в целях соблюдения налогового законодательства
в 1992 г. были созданы органы налоговой
полиции при Государственной налоговой
службе РФ (Главное управление налоговых
расследований — ГУНР). В соответствии
с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных
органах налоговой полиции" (с изменениями
и дополнениями) были образованы названные
органы, правопреемники ГУНР, которые
являются правоохранительными органами
и составной частью сил обеспечения экономической
безопасности страны. В соответствии с
названным законом, а также Положением
о Федеральной службе налоговой полиции
Российской Федерации, утвержденном Указом
Президента ^Российской Федерации от 25
сентября 1999 г. основными задачами Федеральной
службы налоговой полиции РФ являются:
-выявление, предупреждение и пресечение
налоговых преступлений и правонарушений;
- обеспечение безопасности деятельности
налоговых органов, защиты их должностных
лиц от противоправных посягательств
при исполнении служебных обязанностей;
- государственная защита должностных
лиц налоговых органов, федеральных органов
налоговой полиции и их близких;
- выявление, предупреждение и пресечение
коррупции в налоговых органах и федеральных
органах налоговой полиции.
Федеральные
органы налоговой полиции— централизованная
система органов налоговой полиции
с подотчетностью нижестоящих органов
вышестоящим органам и Директору
Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации. Соответственно
в систему этих органов входят: Федеральная служба
налоговой полиции Российской Федерации
(ФСНП); органы Федеральная служба органов
налоговой полиции по республикам, краям,
областям, городам федерального значения,
автономной области, автономным округам
(управления, отделы) — территориальные
органы; местные органы налоговой полиции
(межрайонные отделы управлений).
Возглавляет
Федеральную службу налоговой полиции
Директор, который назначается на
должность и освобождается Президентом
РФ по представлению Председателя Правительства.
Для выполнения поставленных
перед налоговой полицией задач на нее
возлагаются соответствующие обязанности
и предоставляются соответствующие права:
- проведение в соответствии с законодательством
оперативно-розыскных мероприятий, дознания
и предварительного следствия в целях
выявления и пресечения налоговых преступлений,
осуществление розыска лиц, совершивших
указанные преступления или подозреваемых
в их совершении, а также принятие мер
по возмещению нанесенного государству
ущерба;
- пользование при исполнении служебных
обязанностей правами, предоставленными
законодательством должностным лицам
налоговых органов и агентам валютного
контроля;
- в соответствии с компетенцией федеральных
органов налоговой полиции выносить в
качестве предупредительной меры письменных
предостережений руководителям, главным
бухгалтерам и иным должностным лицам
банков и других организаций независимо
от организационно - правовых форм и форм
собственности, а также гражданам (физическим
лицам) с требованиями устранения нарушений
законодательства, своевременной и полной
уплаты налогов и других обязательных
платежей, представления отчетной и иной
документации в установленные сроки, ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с законодательством, а при необходимости
— восстановления бухгалтерского учета
за счет собственных средств налогоплательщика,
контролировать выполнение этих требований;
- наложение административного ареста
на имущество юридических и физических
лиц с последующей реализацией этого имущества
в установленном порядке в случаях невыполнения
указанными лицами обязанностей по уплате
налогов, сборов и других обязательных
платежей
для обеспечения своевременного поступления
сумм сокрытых налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующие
бюджеты;
- осуществление при наличии достаточных
оснований внедрения своих оперативных
сотрудников в структуры предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности, когда получение
иными способами необходимой информации
о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно;
- право выплачивать лицу, предоставившему
информацию о налоговом преступлении
или нарушении, вознаграждения в размере
до 10 % от сокрытых сумм налогов, сборов
и других обязательных платежей, поступивших
в соответствующий бюджет и иные полномочия.
Для осуществления
финансового контроля в сфере
страхования в соответствии с
Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г.
"О государственном страховом
надзоре РФ" была организована Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятельностью (Росстрахнадзор).
Основные
задачи и функции этой службы были
определены Законом РСФСР "О страховании"
от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном
законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В 1996г. Росстрахнадзор преобразован в
Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач
и функций.
Департамент
страхового надзора и территориальные
органы, помимо лицензирования страховой
деятельности и регулирования единого
страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых
тарифов и следят за соблюдением страховыми
фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования
размещения страховых резервов, методика
расчета соотношений между активами и
обязательствами страховой фирмы, а также
порядок учета страховых операций и формы
отчетности по страховой деятельности,
включая соблюдение установленных нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений
законодательства и нормативных документов
органы страхового надзора имеют право
ограничивать действие лицензий страховых
фирм либо.
Обратиться
в арбитражный суд с иском
об их ликвидации.
Особая роль
в осуществлении финансового
контроля принадлежит Центральному
банку России (ЦБР). Как орган, наделенный
властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране. Центральный Банк
России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. С этой целью создано
специальное подразделение — Департамент
банковского надзора, который проверяет
соблюдение кредитными организациями
банковского законодательства и установленных
Центральный Банк России нормативов банковской
деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными
организациями неполной или недостоверной
информации Центральный Банк России в
зависимости от вида нарушения вправе
прибегнуть к определенным методам воздействия:
штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной
величины уставного капитала; выполнение
требований Центральный Банк России по
финансовому оздоровлению; реорганизация;
замена руководства банка; применение
более жестких нормативов; запрет на проведение
отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной
администрации в банке на срок до шести
месяцев и, наконец, как крайняя мера —
отзыв лицензии и ликвидация банка.
На - Государственный
таможенный комитет (ГТК) возложен контроль
за соблюдением налогового и таможенного
законодательства при перемещении
товаров через таможенную границу
Российской Федерации.
К другим государственным
финансовым организациям относятся
государственные внебюджетные фонды,
понимаемые в данном случае как система
органов, управляющих деятельностью по
образованию, распределению и использованию
целевых финансовых ресурсов, а также
осуществляющих соответствующий финансовый
контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования.
Государственный
внутренний финансовый контроль в министерствах
и ведомствах осуществляется руководителями соответствующих
структур и специально созданными в них
контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно
руководителю министерства или ведомства.
В МВД Российской Федерации, например
финансовый контроль, осуществляется
руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и
других подразделений непосредственно
и через соответствующую финансовую службу.
В системе МВД России создана контрольно-ревизионная
служба. Общее руководство контрольно-ревизионной
работой в системе МВД России осуществляет
Контрольно-ревизионное управление МВД
России (КРУ МВД России).
Контрольно-ревизионный
аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик
в составе Российской Федерации,
ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской
области и подчинен соответствующему
руководителю МВД, ГУВД, УВД. Контрольно-ревизионная
служба системы органов внутренних дел
проводит ревизии финансово-хозяйственной
деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального
бюджета, не реже одного раза в два года.
Внеплановые ревизии проводятся по указанию
вышестоящих по отношению к ревизуемому
подразделению руководителей, по решению
судебно-следственных органов, при ликвидации
подразделения, смене его руководителя
или начальника финансовой службы. Срок
ревизии не может превышать установленного,
его продление допускается только с разрешения
руководителя, назначившего ревизию.
Основными задачами
внутреннего финансового контроля
являются: выявление случаев хищения и недостач денежных
средств и материальных ценностей, бесхозяйственности,
других нарушений финансовой дисциплины;
разработка предложений по устранению
условий и причин, их порождающих; принятие
мер по возмещению виновными лицами причиненного
ущерба и др.