Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

На современном этапе развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства……………………6
Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России…………………………..13
Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки российской федерации

 

ФГбОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСЫ

 

 

Финансовый  механизм

 

студента 2 курса

                                                                                    очной формы обучения 

гр….

                                                                                   

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                            

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства………………………………………………6

Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России………………………………………………………………..13

Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.

Социальная ориентация российской экономики вытекает из положений  Конституции РФ, характеризующей  Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь социальные изменения, вызывают повышенное внимание у самых разнообразных слоев населения.

Четыре национальные программы – по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства — несомненно, свидетельствуют о развороте экономики страны к социальной сфере. Но, тем не менее, социальная ориентация развития экономики может быть обеспечена, когда обозначенные программы будут носить не одноразовый, а долговременный характер.

Сегодня в Российской Федерации средний уровень жизни  населения остается достаточно низким. По ряду социально-экономических показателей  Россия все еще существенно отстает от развитых стран. Наблюдается растущая дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития.

Основой комплекса целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения являются социальные гарантии, представляющие собой социально-экономические нормативы, обеспечивающие минимальные стандарты уровня жизни в соответствии с ресурсными возможностями экономики.

В настоящее время  социальная ориентация экономики России претерпевает поэтапное реформирование, основными направлениями которого являются: поддержка беднейших слоев населения; повышение эффективности мероприятий по предупреждению социальных рисков; завершение перехода на принцип адресности социальной защиты, поддержка достойных условий существования граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, реальное обеспечение социальной справедливости; формирование единой информационной базы системы социальной защиты населения.

Непосредственная цель производства в условиях рынка - получение наибольшей прибыли. Однако слепое следование этому принципу не способствует надежной социальной защите граждан. В плане обеспечения социальной защиты населения в условиях кризиса делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение, профессиям, пользующимся спросом.

В этих условиях важное значение приобретает проблема разработки методов формирования эффективных социальных инструментов в современной российской экономике. Данная проблема должна решаться не только на основе имеющихся государственных финансовых ресурсов, но и на поиске и использовании дополнительных нетрадиционных источников финансирования, которые могут способствовать поэтапному созданию основ социальной самозащиты граждан.

Согласование государственных  и рыночных элементов финансового  потенциала системы социальной защиты выполняет финансовый механизм данной системы. В исследовании финансовый механизм системы социальной защиты населения рассматривается как инструмент реализации финансовой политики государства и прежде всего с позиции достижения максимальной прозрачности финансовых потоков системы социальной защиты населения через развитие и совершенствование такого важнейшего элемента финансового механизма как информационное обеспечение.

Проблемы формирования новых подходов к построению финансового  механизма системы социальной защиты населения, вызванные рыночными условиями, рассмотрены автором, как с общетеоретических позиций, так и с позиции методологического обоснования необходимости развития информационного инструментария финансовых механизмов, что позволило в исследовании определить координирующее воздействие государства и пределы влияния рынка на управление финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения в современных условиях.

Повышение качества жизни  населения остается одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития России, когда финансовые ресурсы социальной сферы формируются в условиях глубокой социальной дифференциации. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в отношении уровня жизни россиян, разрыв между средними и богатыми слоями населения огромен. При этом средние слои по уровню и образу жизни очень сближены с бедными. По итогам 2012 года за чертой бедности живут 13 процентов россиян - 18 миллионов человек, а считают себя бедными больше 40 процентов.

 

 
 

 

I. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства

 

Финансовый механизм – совокупность форм и методов создания и использования финансовых ресурсов с целью обеспечения финансирования деятельности предприятия.

Т.е. финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым поднимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы.

Финансовый  механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и  их взаимодействию. Прежде всего, с  помощью механизма управления финансами  предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.

К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечение предприятия денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой.

Функция обеспечения предприятия денежными  средствами тесно связана с распределительной  функцией финансов предприятий, осуществляющейся с помощью финансового механизма.

Распределительные отношения на предприятии оказывают  очень сильное влияние на конечные результаты. На предприятии распределяется выручка от реализации продукции. Часть  ее идет на возмещение затрат предприятия, т.е. себестоимость продукции, а другая – представляет собой ее прибыль. Она, в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным  бюджетом.

Финансовый  механизм этих отношений, прежде всего, включает в себя: зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; эффективного ведения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетом; обоснованность стимулирования на экономическое стимулирование; эффективность использования средств на НИОКР, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели.

Финансовый  механизм предприятий и отраслей, связанный с реализацией контрольной  функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, а также соответствующих  показателей. Эффективность стимулов и санкций, их реальность определяют действительный результат каждого  предприятия, его работника.

Вместе  с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:     

– организация финансовых отношений;     

– управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание  первой функции финансового механизма  является создание им стройной системы  денежных отношений, учитывающей специфику  осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства  или некоммерческой деятельности.

Действие  второй функции финансового механизма  выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый  менеджмент – это система рационального  управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской  организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов: 

1) финансовый метод  используется для формирования  финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

 

2) метод кредитования  связан с предоставлением денежных  средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями; 

3) налоговый метод  подразумевает аккумулирование  денежных средств для финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований  в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков; 

4) страховой метод  предполагает формирование финансовых  ресурсов за счет поступления  страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Информация о работе Финансовый механизм