Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

На современном этапе развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства……………………6
Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России…………………………..13
Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

Целью данных фондов является обеспечение реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи, выплат во время отпуска по беременности и родам, а также защиту от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность.

В условиях кризиса проблема поиска источников финансирования социальной сферы стоит особенно остро. Снижение реальных доходов населения обуславливает повышение роли государства в финансировании средств социальной защиты населения путем создания эффективных инструментов. В рамках исследования системы стандартизации социальной защиты населения в России мы определили основные источники финансирования социальной сферы и дали сравнительную характеристику их эффективности. Для повышения эффективности системы социального обеспечения важнейшим источником формирования финансовых ресурсов социальной сферы должны выступать природная рента и интеллектуальная рента.

Возрастает роль рынка  банковских услуг в реализации приоритетных

национальных проектов, осуществлении пенсионной реформы и обеспечении

населения жильем через  систему ипотечного кредитования. Именно использование банков при осуществлении национальных проектов позволяет

минимизировать неэффективное  расходование средств.

 

 

Рис. 3

Структура расходов федерального бюджета на 2013–2015 гг., в % к ВВП

Таким образом, мы считаем, что финансирование принятых публичных  и контрактных обязательств, а  также продолжение нынешней социальной политики и политики по поддержке экономики без принятия каких-либо новых крупных программ и обязательств приведет в 2013–2015 гг. к появлению дефицита в федеральном бюджете в объеме 2,6–2,7% ВВП.

Вместе с тем, исследование государственных источников формирования и использования финансовых ресурсов на приоритетные направления социальной сферы показывает создание благоприятных условий для содействия социально-ориентированному развитию экономики, ее диверсификации и преодолению инфраструктурных ограничений.

Комплексная оценка всех источников финансирования социальной сферы, которые наиболее полно удовлетворяют  интересы всех групп и слоев населения, показала, что постепенный и долгосрочный переход социальной сферы на самообеспечение должен происходить при всемерной поддержке государством данного процесса.

 

Социальные проблемы современной России (низкий размер выплачиваемых пособий, пенсий, неудовлетворительное качество бесплатной медицинской помощи, ухудшение состояния бизнеса, депопуляция, высокая безработица и т.д.) проистекают из неэффективного механизма формирования доходов государственных социальных внебюджетных фондов, высокого уровня сокрытия доходов населения, сложности и длительности адаптационных процессов бизнеса в современной общественной структуре, закономерности наступления кризисов и из других социально-экономических процессов, которые начались еще в XX веке.

По официальным данным на 1 апреля 2013г. в стране насчитывается 1 млн 83,2 тыс. безработных. Отсутствие заработка создает дополнительную напряженность. И бизнес не является исключением.

Эффективный и конкурентоспособный  бизнес сегодня не только обеспечивает занятость и отчисляет налоги, но берет на себя дополнительную ответственность за социальную сферу. Поэтому государство и современная общественная структура должны быть заинтересованы в сильном и жизнеспособном бизнесе, который может нести свою долю социальной ответственности.

По данным Российского  союза промышленников и предпринимателей, более 80% предприятий России регулярно участвуют в дополнительном решении социальных задач, как на уровне муниципальных образований, так и уровне субъектов Федерации. В среднем российский бизнес направляет от 15 до 17% своей прибыли на социальные программы. К сожалению, в ближайшее время данные показатели будут сведены к минимуму. Так как существование бизнеса зависит от прибыли, а с ее отсутствием рушится и весь бизнес. Данный факт также доказывает сложное финансовое положение некоммерческих благотворительных фондов.

 

 

 

 

Динамика мировой экономики  в последние годы затормозилась. Темпы  восстановления мирового ВВП, достигнув в 2010 году 5,2%, в 2011 году замедлилась до 3,7%, а в 2012 году – до 3,1%. Темпы роста развитых стран снизились с 1,6%, в 2011 году до 1,3 в 2012 году, развивающихся – с 6,2 до 5,1, соответственно.

 Таблица 4.

Динамика мировой экономики (в % к предыдущему году)

 

2011 отчет

2012

отчет

2013

оценка

2014

2015

2016

прогноз

Мир

3,8

3,1

3,3

3,8

4,0

4,0

США

1,8

2,2

1,8

2,8

2,5

2,3

Еврозона

1,4

-0,6

-0,2

0,9

1,4

1,7

Китай

9,2

7,8

7,9

7,7

7,7

7,1

Япония

-0,6

2,0

0,8

1,0

1,5

1,2




 

Проведенное исследование показывает, что современная российская экономика не сможет быть эффективной без развития инноваций и внедрения в производство новых технологических решений.

Инновационный социально-ориентированный сценарий предполагает не только изменение структуры экономики и параметров эффективности, а превращение именно высокотехнологичного сектора производства идей, технологий и человеческого капитала в значимый фактор экономического роста и позиционирования России на мировых рынках. Его качественный эффект выше, чем прямой количественный вклад в рост ВВП.

Одновременно возникают новые  трудности перехода на инновационный путь развития: исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития; недостаточное развитие производственной инфраструктуры и дефицит квалифицированных кадров; российская экономика не диверсифицирована и характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов; высокий уровень социального и регионального неравенства, отсталость сферы социальных услуг и науки.

Постепенный переход на инновационный  тип развития позволит экономике России как преодолеть кризис, так и получить перспективу устойчивого развития в будущем.

Переход к инновационному типу развития российской экономики обозначает новые требования реализуемой финансовой политики (таблица 5) и механизма использования финансовых ресурсов в социальной сфере.

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Общая концепция социальной финансовой политики, ориентированной  на результат


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный сценарий предполагает значительно более  сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Инвестирование в высокотехнологичные проекты и развитие человека далеко выходит за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Однако основные барьеры вызваны не проблемами недостаточной доходности, а демографическими тенденциями и состоянием рынка труда – начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

Согласно недавнему  исследованию Высшей школы экономики, доля предприятий, внедряющих инновации, в России не превышает 10-11%, в то время как в развитых странах ЕС этот показатель достигает 70%, а в менее развитых странах ЕС – 20-25%. Показатель отношения доли затрат предприятий на инновационную продукцию в России также минимум вдвое ниже по сравнению с развитыми и некоторыми развивающимися странами. Вместе с тем, в России уже существуют частные инновационные предприятия, например, инжиниринговые компании в электроэнергетике, авиастроении, производстве композиционных материалов и т.д., которые в условиях кризиса нуждаются в государственной поддержке и должны ее получить.

Построение и развитие эффективной социально-ориентированной экономики создают основу и расширяют возможности достижения социального результата через создание новых рабочих мест, регулирование занятости и безработицы, восстановление производственного потенциала и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих безопасность и благосостояние населения (табл.6). Она позволяет создать экономику с тремя важными свойствами: развитие отраслей социальной сферы, инновационное социально-ориентированное развитие, развитие социальных услуг, где основным приоритетом становится человек, его общественные и денежные интересы и интеллектуальные возможности.

В настоящее время  в условиях кризиса социальная ориентация российской экономики претерпевает поэтапное реформирование, основными направлениями которого должны являться: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости; повышение эффективности мероприятий по предупреждению социальных рисков; завершение перехода на принцип адресности социальной защиты, поддержка достойных условий существования граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, реальное обеспечение социальной справедливости; формирование единой информационной базы системы социальной защиты населения.

Таблица 6.

Совершенствование финансового  механизма социальной

ориентации экономики России

Развитие отраслей

социальной сферы

Развитие социальных услуг

Инновационное социально-

ориентированное развитие

 

- поддержка рынка труда  и

социальная поддержка

граждан

- пенсионная реформа

- улучшение здоровья

населения

- повышение качества

образования

- обеспечение граждан

доступным жильем

 

- повышение социальной

ответственности бизнеса

- обеспечение финансовой

грамотности населения

- формирование социальной

инфраструктуры (среды

взаимодействия населения  и

бизнеса)

- обеспечение защиты

населения от рисков

(пенсионное и страховое

обеспечение)

- развитие рынка банковских

услуг

- обеспечение финансовой

грамотности населения

- развитие культуры

населения посредством

взаимодействия на

финансовом рынке

- определение качества жизни населения

 

- создание институтов

развития, отвечающих за

инновации и инвестиции

- развитие человеческого

потенциала

- обеспечение

конкурентоспособности

- повышение эффективности

производства на основе

инновационного развития

- переход к новой

сбалансированной модели

пространственного развития

- закрепление

внешнеэкономических

позиций, повышение

эффективности участия  в

мировом разделении труда


III. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства

В 2013 - 2015 годах решение  задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 - 2015 годах и в  период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности  бюджетных расходов, заложенного  в завершающейся в текущем  году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной  бюджетной стратегии на период  до 2030 года;

3) определение параметров  развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий  для формирования и исполнения  федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;

5) создание условий  для оказания качественных государственных  услуг;

6) разработка и реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений;

7) совершенствование  системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности  и открытости бюджетного процесса.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной  устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть  в 2013 - 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

Информация о работе Финансовый механизм