Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:24, реферат
На современном этапе развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства……………………6
Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России…………………………..13
Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5% в 2012 году до 37,5% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2% в 2012 году до 25,6% в 2015 году.
Доля доходов
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 8):
Динамика поступления
доходов федерального бюджета в
2008 - 2012 годах характеризуется
В 2013 - 2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП).
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.
Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении.
Таблица 9
Динамика расходов федерального бюджета
┌───────────────────────┬─────
│ Показатель │ 2012 год │ Прогноз │
│ │ (закон с учетом ├────────┬────────┬────────┤
│ │ изменений) │ 2013 │ 2014 │ 2015 │
│ │ │ год │ год │ год │
├───────────────────────┴─────
│ Прирост к предыдущему году (расходы всего): │
├───────────────────────┬─────
│млрд. рублей │ 1 819,5 │ 642,2 │ 714,6 │1 214,1 │
├───────────────────────┼─────
│% (в номинальном │ 16,7 │ 5,0 │ 5,3 │ 8,6 │
│выражении) │ │ │ │ │
├───────────────────────┼─────
│% (в реальном │ 10,1 │ -0,4 │ 0,3 │ 3,4 │
│выражении) │ │ │ │ │
├───────────────────────┴─────
│ Прирост к ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период │
│ 2013 и 2014 годов" (N 371-ФЗ от 30.11.2011) │
├───────────────────────┬─────
│млрд. рублей │ │ -343,3 │ -481,0 │ │
├───────────────────────┼─────
│% от 371-ФЗ │ │ -2,5 │ -3,3 │ │
└───────────────────────┴─────
Заключение
В заключении можно сделать выводы и рекомендации, имеющие теоретическую и научно-практическую значимость:
1. Уточнено понятие
социальной ориентации
выработка стратегии эффективной социальной политики. Автор представляет в динамике уровень бедности населения и доказывает необходимость институциональных преобразований, где особое место занимают индикаторы
дифференциации доходов и зарплаты.
2. Разработана авторская модель факторов, влияющих на формирование финансовых ресурсов социальной сферы, важнейшими из которых являются:
уровень и качество жизни, минимальные государственные социальные гарантии, нормативы потребления для стимулирования экономической активности, всеобщая доступность социальных благ.
3. Проведен анализ
динамики доходов и расходов
федерального бюджета,
4. Раскрыты эффективные социальные инструменты в современной российской экономике. На основе анализа основных источников финансирования социальной сферы обоснован постепенный и долгосрочный переход социальной сферы на самообеспечение при всемерной поддержке государством данного процесса.
5. Обосновано значение
рынка банковских услуг в
6. Проведен анализ
основных факторов
7. Обоснована необходимость совершенствования финансового механизма социальной ориентации российской экономики, которая обусловлена снижением качества жизни населения и демографическим спадом. Автор представляет в динамике изменения численности населения и раскрывает сущность современного демографического кризиса, рассматривает основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному обществу и характеризует основные сценария экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционного, энергосырьевого и инновационного развития.
8. Разработаны направления совершенствованию финансового механизма социальной ориентации экономики: развитие отраслей социальной сферы, инновационное социально-ориентированное развитие, развитие социальных услуг, где основным приоритетом становится человек, его общественные и денежные интересы и интеллектуальные возможности.
Список литературы
1. Никитенко Д.Л. Факторы
формирования финансовых
сферы // Финансы и кредит. – 2013- №20 – 1 п.л.
2.Никитенко Д.Л. Совершенствование социальной ориентации российской
финансовой системы // Вопросы экономических наук. – 2013- №3. – 0,17 п.л.
3. Новости от 23 марта 2013 года. Уровень бедности упал за год
на 1,5 % http://www.finmarket.ru/z/nws/
4. Новости 03 сентября 2012 года. Два драйвера роста - потребление
и производительности труда http://www.finmarket.ru/z/nws/
5. Финансы, Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В., 2012
7. Солидарность, центральная профсоюзная
газета. Что ждет мировую экономику? от
21.05.2013 года http://www.solidarnost.org/
8. Никитенко Д.Л. Источники финансирования социальной сферы // Ученые записки РГСУ. – 2009. - №3(66). – 1,39 п.л.(статья из перечня изданий, рекомендованных ВАК).
9. Никитенко Д.Л. Инновационное социально-ориентированное развитие
современной российской финансовой системы // Проблемы социального
обновления России в исследованиях молодых ученых. Аспирантские чтения
РГСУ 18 апреля 2009 года. Материалы выступлений. – 2009. - №1. – 1 п.л.
10. Никитенко Д.Л. Роль рынка банковских услуг в реализации приоритетных национальных проектов и осуществлении пенсионной реформы // Актуальные проблемы и инновации в экономике, управлении, образовании, информационных технологиях 2009. Материалы Международной научной конференции. Выпуск 5,
том 2. - Ставрополь-Кисловодск. – 2009. – 0,22 п.л.
11. Никитенко Д.Л. Социально-ориентированное развитие российской финансовой системы в условиях кризиса // Актуальные вопросы управления
развитием социально-экономических систем в условиях глобального экономического кризиса. Труды Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Ростов-на-Дону. – 2009. – 0,58 п.л.
12. Никитенко Д.Л. Природная и интеллектуальная ренты как важнейшие
источники финансирования социальной сферы // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. Сборник научных трудов 10-ой
Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Санкт-Петербург. – 2009. – 0,12 п.л.
13. Никитенко Д.Л. Приоритетные направления финансирования системы
образования // Наука и практика: Проблемы, Идеи, Инновации. Сборник
материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чистополь. – 2009. – 0,2 п.л.
14. Никитенко Д.Л. Инновационное социально-ориентированное развитие
современной российской финансовой системы // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Волгоград. – 2009. – 0,33 п.л.
15. Никитенко Д.Л. Финансовое состояние и перспективы реформирования
пенсионной системы в Российской Федерации // Сборник научных трудов
кафедры Финансы и кредит РГСУ. Выпуск 5. – 2009. – 0,29 п.л