Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

На современном этапе развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства……………………6
Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России…………………………..13
Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5% в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2% в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 8):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика поступления  доходов федерального бюджета в 2008 - 2012 годах характеризуется снижением  с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП  в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011 - 2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008 - 2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы - на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013 - 2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП).

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах  по отношению к 2012 году обусловлено  снижением цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в  процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах  по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

К 2015 году планируется  рост расходов федерального бюджета  в номинальном и в реальном выражении.

Таблица 9

 

Динамика расходов федерального бюджета

 

┌───────────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────────┐

│      Показатель       │       2012 год       │         Прогноз          │

│                       │   (закон с учетом    ├────────┬────────┬────────┤

│                       │      изменений)      │  2013  │  2014  │  2015  │

│                       │                      │  год   │  год   │ год   │

├───────────────────────┴──────────────────────┴────────┴────────┴────────┤

│               Прирост к предыдущему году (расходы  всего):               │

├───────────────────────┬──────────────────────┬────────┬────────┬────────┤

│млрд. рублей           │       1 819,5        │ 642,2  │ 714,6  │1 214,1 │

├───────────────────────┼──────────────────────┼────────┼────────┼────────┤

│% (в номинальном       │         16,7         │  5,0   │  5,3   │  8,6   │

│выражении)             │                      │        │        │        │

├───────────────────────┼──────────────────────┼────────┼────────┼────────┤

│% (в реальном          │         10,1         │  -0,4  │  0,3   │  3,4   │

│выражении)             │                      │        │        │        │

├───────────────────────┴──────────────────────┴────────┴────────┴────────┤

│  Прирост  к ФЗ "О федеральном бюджете  на 2012 год и на плановый период   │

│               2013 и 2014 годов" (N 371-ФЗ от 30.11.2011)               │

├───────────────────────┬──────────────────────┬────────┬────────┬────────┤

│млрд. рублей           │                      │ -343,3 │ -481,0 │        │

├───────────────────────┼──────────────────────┼────────┼────────┼────────┤

│% от 371-ФЗ            │                      │ -2,5  │ -3,3  │        │

└───────────────────────┴──────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сделать  выводы и рекомендации, имеющие теоретическую и научно-практическую значимость:

1. Уточнено понятие  социальной ориентации экономики  и обоснованы приоритетные задачи социально-ориентированной экономики государства, важнейшими из которых являются: социальная защита всех слоев общества и

выработка стратегии  эффективной социальной политики. Автор представляет в динамике уровень бедности населения и доказывает необходимость институциональных преобразований, где особое место занимают индикаторы

дифференциации доходов  и зарплаты.

2. Разработана авторская  модель факторов, влияющих на  формирование финансовых ресурсов социальной сферы, важнейшими из которых являются:

уровень и качество жизни, минимальные государственные социальные гарантии, нормативы потребления для стимулирования экономической активности, всеобщая доступность социальных благ.

3. Проведен анализ  динамики доходов и расходов  федерального бюджета, бюджетов  государственных социальных внебюджетных  фондов за 2008-2009 года и обосновано, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Вместе с тем, исследование государственных источников формирования и использования финансовых ресурсов на приоритетные направления социальной сферы показало создание благоприятных условий для содействия социально-ориентированному развитию экономики.

4. Раскрыты эффективные социальные инструменты в современной российской экономике. На основе анализа основных источников финансирования социальной сферы обоснован постепенный и долгосрочный переход социальной сферы на самообеспечение при всемерной поддержке государством данного процесса.

5. Обосновано значение  рынка банковских услуг в реализации  приоритетных национальных проектов, осуществлении пенсионной реформы и обеспечении населения жильем через систему ипотечного кредитования. Именно использование банков при осуществлении национальных проектов позволяет минимизировать неэффективное расходование средств.

6. Проведен анализ  основных факторов оптимального  долгосрочного социально-экономического развития и выделены качественно отличные сценарии социально-экономического развития в долгосрочной перспективе в зависимости от степени реализации этих факторов, а также определены этапы реформирования экономики с учетом реализации вопросов социальной политики.

7. Обоснована необходимость  совершенствования финансового  механизма социальной ориентации российской экономики, которая обусловлена снижением качества жизни населения и демографическим спадом. Автор представляет в динамике изменения численности населения и раскрывает сущность современного демографического кризиса, рассматривает основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному обществу и характеризует основные сценария экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционного, энергосырьевого и инновационного развития.

8. Разработаны направления  совершенствованию финансового механизма социальной ориентации экономики: развитие отраслей социальной сферы, инновационное социально-ориентированное развитие, развитие социальных услуг, где основным приоритетом становится человек, его общественные и денежные интересы и интеллектуальные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Никитенко Д.Л. Факторы  формирования финансовых ресурсов  социальной

сферы // Финансы и кредит. – 2013- №20 – 1 п.л.

2.Никитенко Д.Л. Совершенствование социальной ориентации российской

финансовой системы // Вопросы экономических наук. – 2013- №3. – 0,17 п.л.

3. Новости от  23 марта 2013 года. Уровень бедности упал за год на 1,5 % http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3272232

 4. Новости 03 сентября 2012 года. Два драйвера роста - потребление и производительности труда  http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3034735

5. Финансы, Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В., 2012

6. "Новый КГБ" №22, 19 мая – 1 июня 2012 г. Перспективы достижения бездефицитного бюджета в 2015 года http://opec.ru/1408382.html

7. Солидарность, центральная профсоюзная газета. Что ждет мировую экономику? от 21.05.2013 года http://www.solidarnost.org/act-them/act-them_1362.html

8. Никитенко Д.Л. Источники финансирования социальной сферы // Ученые записки РГСУ. – 2009. -  №3(66). – 1,39 п.л.(статья из перечня изданий, рекомендованных ВАК).

9. Никитенко Д.Л. Инновационное социально-ориентированное развитие

современной российской финансовой системы // Проблемы социального

обновления России в  исследованиях молодых ученых. Аспирантские чтения

РГСУ 18 апреля 2009 года. Материалы  выступлений. – 2009. - №1. – 1 п.л.

10. Никитенко Д.Л. Роль рынка банковских услуг в реализации приоритетных национальных проектов и осуществлении пенсионной реформы // Актуальные проблемы и инновации в экономике, управлении, образовании, информационных технологиях 2009. Материалы Международной научной конференции. Выпуск 5,

том 2. - Ставрополь-Кисловодск. – 2009. – 0,22 п.л.

11. Никитенко Д.Л. Социально-ориентированное развитие российской финансовой системы в условиях кризиса // Актуальные вопросы управления

развитием социально-экономических  систем в условиях глобального экономического кризиса. Труды Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Ростов-на-Дону. – 2009. – 0,58 п.л.

12. Никитенко Д.Л. Природная и интеллектуальная ренты как важнейшие

источники финансирования социальной сферы // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. Сборник научных трудов 10-ой

Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Санкт-Петербург. – 2009. – 0,12 п.л.

13. Никитенко Д.Л. Приоритетные направления финансирования системы

образования // Наука и  практика: Проблемы, Идеи, Инновации. Сборник

материалов IV Международной  научно-практической конференции. –  Чистополь. – 2009. – 0,2 п.л.

14. Никитенко Д.Л. Инновационное социально-ориентированное развитие

современной российской финансовой системы // Инновации в  современном мире: проблемы и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Волгоград. – 2009. – 0,33 п.л.

15. Никитенко Д.Л. Финансовое состояние и перспективы реформирования

пенсионной системы  в Российской Федерации // Сборник  научных трудов

кафедры Финансы и кредит РГСУ. Выпуск 5. – 2009. – 0,29 п.л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовый механизм