Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

На современном этапе развития российской экономики возрастает значение ее социальной ориентации. В условиях кризиса решение социальных задач посредством использования финансового механизма возможно только при выработке стратегии эффективной социальной политики, наличии надежной системы социальной защиты населения, обеспечивающих баланс интересов государства, общества и бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики государства……………………6
Глава 2. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России…………………………..13
Глава 3. Совершенствование финансового механизма в направлении бюджетной политики государства……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

 

Финансовый механизм делится на:

Директивный. Разработанный для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

Регулирующий. Определяет основные правила регулирования в контексте отдельного сегмента финансов не затрагивающий прямые интересы государства.

В структуру финансового  механизма входят шесть взаимосвязанных  элементов:

- финансовые отношения;

- финансовые рычаги и инструменты;

- финансовые методы;

- правовое, нормативное  и информационное обеспечение.

Финансовые  отношения предприятия можно объединить в четыре группы, при этом две группы относятся к внешним финансовым отношениям предприятия – отношения с другими предприятиями и организациями, отношения с финансово-кредитной системой, а две к внутренним – отношения внутри коммерческого предприятия, отношения внутри объединений фирм.

Так же финансовые отношения охватывают: отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию  финансовых и экономических рисков; отношения с товарными, сырьевыми  и фондовыми биржами по операциям  с производственными и финансовыми  активами; отношения с инвестиционными  институтами по размещению инвестиций; отношения с филиалами и дочерними  предприятиями; отношения с персоналом предприятия; отношения с акционерами  предприятия; отношения с налоговой службой; отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Общим для всех перечисленных видов  отношений является то, что они  выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений  денежных средств.

Не  менее важным является также то, что они возникают как результат  определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы  определяется, прежде всего, состоянием ее производственно-хозяйственных  характеристик. Но справедливо и  обратное утверждение, а именно –  правильная, рациональная организация  финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной  детальности.

Финансовые  рычаги реализуются посредством использования финансовых инструментов. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые  активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого  предприятия денежные средства или  любой другой вид финансового  актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с  другой фирмой на выгодных условиях; акции  других предприятий. К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство  выплатить денежные средства или  предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное  обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях.

Таким образом, финансовые инструменты –  документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые  методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; лизинг, аренда; факторинг; другие методы.

Правовое  обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование денежного обращения и форм расчетов между предприятиями и организациями; регулирование валютных, кредитных операций осуществляемых предприятиями и др.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

Все элементы финансового  механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования.

 

II. Совершенствование финансового механизма социальной ориентации экономики России.

Социальная ориентация российской экономики носит долговременный характер и основывается на специальных  разделах планов экономического и социального  развития, в которых ставились задачи определенных этапов и направлений достижения поставленных государством социальных ориентиров.

В формирующейся социально-ориентированной  рыночной экономике приоритетными  задачами развития общества являются повышение уровня и качества жизни, как необходимое условие обеспечения экономического роста.

Уровень бедности в России (процент населения с доходами ниже прожиточного уровня от общей численности населения) снизился до 11,2% с 12,7% в 2011 году (рис.1), но дифференциация по доходам и региональные различия все еще крайне велики, а бюджетные средства по-прежнему остаются главным источником доходов значительной доли населения. Максимальный показатель уровня бедности был зарегистрован в 1992 году - 33,5% (численность бедных достигала 49,3 млн человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году - до 17,6% (25,2 млн человек), с 2008 года по 2011 год темпы сокращения бедности резко замедлились - снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,6 процентного пункта и только в 2012 году темпы снижения уровня бедности значительно выросли.

Рис. 1

Динамика уровня бедности с 1992 по 2012 года (в % от общей численности  населения)

 

В 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов, взносов, откорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) увеличились по сравнению с 2011 годом на 21% при прогнозе роста 3-3,5%, и это при том, что в 2011 году по сравнению с 2010-м произошло снижение (на 1,1%) реальных располагаемых доходов населения.

Прирост реальных зарплат увеличится с 3,7% в 2013 году до 5,5-5,9% в 2014-2015 годах. Этот рост поддержит  и рост зарплат бюджетников, которые  предусмотрены в планах правительства и предвыборной программе президента Владимира Путина. В 2014-2015 годах зарплаты бюджетников будут увеличиваться на 7-8% в год. За три года реальная зарплата бюджетников вырастет на 18,2%. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения ускорится с 3,97% до 5,3% в 2015 году. Рост реальных доходов населения с 2013 по 2015 годы составит 14,9%.

Рис. 2

Рост доходов и потребления  ускорятся

 

В результате внутренний спрос, который тащит на себе российскую экономику с начала этого года, ускорится. Если в 2012 году он вырос всего на 4,9%, то в 2013-2015 годах его рост составит 5,1-5,7%. Общая доля конечного потребления в ВВП увеличится с 67,6% в 2012 году до 70,6% в 2015 году. При этом потребители будут отдавать предпочтение российской продукции, если в 2011 году половина спроса удовлетворялась за счет импорта, то к 2015 году за счет этого фактора будет удовлетворяться лишь треть спроса.

 

Социально-экономические факторы формирования финансовых ресурсов (таблица 1-2).

Таблица 1.

Социальная функция  государства



 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Взаимоотношения власти, бизнеса и  общества


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная функция  государства взаимосвязана с  его экономической функцией, которая сегодня имеет антикризисную направленность и способствует формированию социальной ориентации российской экономики, учитывающей интересы производителей и потребителей. Социальная функция направлена на устранение возможной социальной напряженности в обществе.

В целях создания условий для повышения уровня и качества жизни населения были утверждены: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.

Концепция до 2020 предполагает увеличение ВВП на душу населения  с 13,9 тысяч долларов в 2007 году до более, чем 30 тысяч долларов в 2020 году и  около 50 тысяч долларов - в 2030 году. Это позволит к 2020 году совершить большой скачок в социальном развитии и перевести в категорию «средний класс» 60% населения страны.

Социально-ориентированная  экономика обусловила стратегические задачи государства: недопустимость снижения уровня жизни массовых групп населения и на каком этапе; обеспечение всеобщей доступности социальных благ; усиление адресности социальных выплат населению; постепенный переход на принцип платности социальных услуг в соответствии с увеличением реальных доходов граждан, оплаты труда в бюджетной сфере и социальных выплат.

Создание устойчивой финансовой базы социальной сферы в целом и социальной ориентации экономики в частности является решающим условием реализации целей и задач экономических преобразований. С начала 90-х годов в РФ предпринимаются меры по реформированию, прежде всего государственных финансовых отношений и связей. Поэтому изменения в сфере государственных финансовых отношений предопределяют необходимость преобразований посредством формирования новых финансовых механизмов управления финансовыми ресурсами данной сферы.

В настоящее время действие экономических регуляторов и стимулов является недостаточным для оказания адекватного требованиям рынка влияния на развитие социальной ориентации экономики России. Формируемые механизмы правления финансовыми ресурсами социальной сферы должны обеспечить решение стоящих перед обществом проблем, создать прочную экономическую и финансовую основу для реализации рыночных реформ. Такие финансовые механизмы должны иметь в своей основе информационную прозрачность финансовых потоков в федеральном и региональном разрезе.

Социально-ориентированные  финансовые отношения в российском обществе возникают по поводу формирования и использования различных фондов денежных средств на безвозмездной или возмездной основе. Создание рыночной системы управления финансовыми ресурсами в социальной сфере весьма проблематично, так как финансовые отношения имеют основополагающее значение с точки зрения организации процесса управления. Поэтому принципиальное значение имеет выбор не только форм и методов, но и параметров воздействия на экономические субъекты, участвующие в формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов социальной сферы.

Несомненно, что главное  место в социальном регулировании  принадлежит государству. Именно оно формирует концепцию и направления социальной политики и обеспечивает ее правовую и законодательную базу. Однако помимо государства в решении социальных проблем участвуют отдельные предприятия, компании, общественные, политические и профсоюзные объединения, финансово-кредитные институты, организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, частные лица и т.д. (Таблица 3).

Однако к финансовым ресурсам можно  отнести не все денежные средства субъектов хозяйствования, а только те, которые участвуют в процессах производства товаров, оказывают различного рода услуги или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда вытекает следующий  признак финансовых ресурсов – они  всегда

используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. Немаловажную роль в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Финансовый механизм