Финансовый менеджмент малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………..4
1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
1.2 Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
2.1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
2.3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25
Заключение………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы…………………….…..33

Файлы: 1 файл

Курсовая main.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И

ТУРИЗМА (ФИЛИАЛ) 
ГОС ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА  
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

( РТИСТ ЮРГУЭС)

Кафедра « Финансы  и кредит»

Работа  допущена к защите

______________________

                                                                                                 (подпись, дата)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента»

тема: «Финансовый менеджмент малого бизнеса»

 

 

Разработал (а)               _______________                      Григорьев Дмитрий Эрнестович

                                            (подпись)                                                   (ФИО)

                                                                                       4 курс, ФиК 4.1, финансы и кредит_

                                                                                                (курс, группа, специальность)

Руководитель               ________________               доц., к.т.н., Тутова Ольга Николаевна

                                            (подпись)                                   (ученая степень, звание, ФИО)

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………….…………………………..4

  1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
    1. Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
    2. Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
  2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
    1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
    2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
    3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25

Заключение………………………………………………………………….…31

Список использованных источников и литературы…………………….…..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной  мировой экономике институт малого предпринимательства характеризуется  завершенностью формирования, эффективностью функционирования и занимает доминирующее положение в экономической структуре развитых стран мира.

В Российской Федерации  сектору малого предпринимательства  также принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточной степени.

В экономике нашей страны особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. Появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» указывает, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Этим положением устанавливается экономическая  и социальная роль малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической  литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов  малого бизнеса убедительно свидетельствует  об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения  следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
  • содействие структурной перестройке экономики;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и  другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его  развитие в разряд важнейших государственных  задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли  и проблем развития в рыночной экономике.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы функционирования малого бизнеса в России
    1. Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях

 

В связи с переходом экономики РФ на рыночные отношения и началом развития малого бизнеса в нашей стране, в научную литературу и официальные документы стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.

К сожалению, многие из них не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в  языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.1

Малое предприятие —  небольшое предприятие любой  формы собственности, которое характеризуется, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без  образования юридического лица также  относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства  не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить при помощи следующих  показателей:

  • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная  с 1990 г. На начало 2006 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11 % ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике.

Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5—6 раз, а, следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое  хозяйственное значение в силу следующих  обстоятельств:

  1. малый бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
  2. для создания малых фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  3. развитие малого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  4. малые предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
  5. малые фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
  6. развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
  7. с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
  8. малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса, прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
  9. в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Информация о работе Финансовый менеджмент малого бизнеса