Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.
Введение…………………………………………….…………………………..4
1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
1.2 Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
2.1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
2.3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25
Заключение………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы…………………….…..33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ТУРИЗМА (ФИЛИАЛ)
ГОС ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
( РТИСТ ЮРГУЭС)
Кафедра « Финансы и кредит»
Работа допущена к защите
______________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента»
тема: «Финансовый менеджмент малого бизнеса»
Разработал (а) _______________ Григорьев Дмитрий Эрнестович
Руководитель ________________ доц., к.т.н., Тутова Ольга Николаевна
г. Ростов-на-Дону
2012
Оглавление
Введение…………………………………………….…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………….…..33
Введение
В современной
мировой экономике институт малого
предпринимательства
В Российской Федерации сектору малого предпринимательства также принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточной степени.
В экономике нашей страны особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. Появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» указывает, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической
литературы и фактических статистических
данных о деятельности субъектов
малого бизнеса убедительно
Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.
В связи с переходом экономики РФ на рыночные отношения и началом развития малого бизнеса в нашей стране, в научную литературу и официальные документы стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
К сожалению, многие из них не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.1
Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, которое характеризуется, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого
предпринимательства с
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2006 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11 % ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике.
Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5—6 раз, а, следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: