Финансовый менеджмент малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………..4
1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
1.2 Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
2.1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
2.3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25
Заключение………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы…………………….…..33

Файлы: 1 файл

Курсовая main.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

  • в снижении уровня безработицы;
  • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
  • в улучшении качества обслуживания;
  • в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
  • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
  • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство  обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у  малых предприятий имеются и  уязвимые места. Главное из них —  малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с большим риском.

Трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку — в отличие от крупных — они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

 

    1. Особенности малого бизнеса

 

Малым предприятием называется предприятие, численность сотрудников  которого не превышает 200 человек. Это  основное отличие малого бизнеса от среднего и крупного.

В настоящий момент встречаются  малые предприятия, численность  которых не более 15 человек. Обычно они работают в торговой сфере, остальные  предприятия даже организовывают собственное  производство. 
Практически во всех странах малые предприятия создаются как начальное звено в большой производственной цепи. Например, существует крупное предприятие, занимающееся производством автомобилей. Его поставщиками (колес, двигателей и т.д.) являются как раз малые предприятия. Конечно, в любом деле имеются и исключения.

Одно малое предприятие  не играет никакой роли в экономики  страны, но так как в некоторых  странах они исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное  регулирование экономики. Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством.

Первая их особенность  состоит в том, что малые предприятия  благодаря своему большому числу  обеспечивают работой большую часть  населения.

Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка.

Большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению.

За счет появления  малого предпринимательства и доступности  к созданию малого предприятия в  обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

В условиях современной  рыночной экономики малое предприятие  считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, но все-таки уставный капитал.

Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не настолько урегулировано, как  крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями.

Как правило, все малые  предприятия, чтобы выжить в суровой  конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами.

 В этом состоит  первый недостаток малого предприятия  – чрезмерный риск, на который  идут непосредственно собственники  предприятия.

Кстати, в малом предприятии  владелец, он же основатель, менеджер и  предприниматель, отвечает за все аспекты  существования предприятия. Очень  часто все зависит от его настроения, поэтому малые предприятия нестабильны  еще и в этом плане.

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

Именно узкая специализация  малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре  рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ
    1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии

 

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под малым предприятием понимается коммерческая организации, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.2

Вторым условием является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать следующих предельных уровней:

-в промышленности - 100 человек;

-в строительстве - 100 человек;

-на транспорте - 100 человек;

-в сельском хозяйстве - 60 человек;

-в научно-технической сфере  - 60 человек;

-в оптовой торговле - 50 человек;

-в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

-в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В-третьих, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

При достаточном росте количества малых предприятий в последнее  время наблюдается спад прибыльных предприятий малого бизнеса. Такое снижение может быть обусловлено рядом факторов:

-слабая поддержка малого предпринимательства  государством;

-неэффективная система налогообложения;

-низкие объемы инвестиций;

-ограниченный доступ к финансовым  ресурсам;

-трудности при выпуске ценных  бумаг;

-часть оборота находится  "в тени".

Малые предприятия в  своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность  быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных  средств, высокая конкуренция.

При управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

  • особенности структуры капитала;
  • специфичная иерархия рисков;
  • высокие кредитные проценты;
  • отсутствие гарантий;
  • попытки поглотить или распространить влияние над предприятием.

Отсюда видно, что для  успешной работы любого малого предприятия  необходима постановка финансового менеджмента.

Организация финансового  менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и  получением прибыли, что является достаточно важным фактором.

Но для достижения целей финансового  менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

- оптимизировать денежные  потоки;

- создать действенную систему  планирования;

- проводить финансовый мониторинг  и финансовый контроль;

- создать систему учета и  отчетности полезной для внутренних  и внешних пользователей.

 

    1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

 

Существует ряд особенностей финансового менеджмента на малых предприятиях в таких областях, как организация и кадровое обеспечение финансового менеджмента, финансовый анализ, планирование, учет и отчетность малых предприятий, осуществление контроля.

Классификации предприятий  малого бизнеса.

С точки зрения финансового  менеджмента, предприятия малого бизнеса  можно разделить на две категории:

1) предприятия малого бизнеса,  входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся "за широкой спиной" объединения;

2) предприятия малого бизнеса,  находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

Кадровое обеспечение управления финансами.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии  из-за небольшой его численности  осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

На данный момент существует три эффективных способа организации  структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и  финансовый директор в одном  лице). В данной ситуации снижаются  затраты на содержание финансовой  службы, но ухудшается качество  принимаемых решений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста - себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3) передача финансового управления  в специализированную организацию,  так называемый аутсорсинг или  субподряд. На данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга - высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны - отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

Информация о работе Финансовый менеджмент малого бизнеса