Финансовый менеджмент малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………..4
1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
1.2 Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
2.1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
2.3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25
Заключение………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы…………………….…..33

Файлы: 1 файл

Курсовая main.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия  должен выполнять следующие функции:

  • формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;
  • организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;
  • постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;
  • осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);
  • реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;
  • оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;
  • проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;
  • разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;
  • участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;
  • консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

Структура финансовой системы.

Финансовая система  малого предприятия, как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем - управляющей и управляемой.

Управляющая система  представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который  с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также  современных технических средств  воздействует на управляемую систему.

Современная управляющая  система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как  внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.

Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.

Финансовый анализ.

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

В отличие от крупных  предприятий в малом бизнесе  показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости - больше, поскольку  в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.

Стратегия и планирование.

После получения данных финансового анализа переходят  к разработке финансовой стратегии  предприятия, которая должна полностью  опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии  и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может  быть стратегическим, тактическим и  оперативным:

  1. Стратегическое планирование. Обычно оно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме технико-экономического обоснования (ТЭО);
  2. Тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование - это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, Cash-flow, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс.
  3. Оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.3

6. Управление активами  и источниками финансирования

Уже в процессе осуществления  процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов, а также за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия. При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:

  • объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;
  • объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;
  • состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;
  • активы должны увеличивать скорость оборота;
  • необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

Следует подчеркнуть, что  для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость  оборотных активов, что связано  с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:

-уставный капитал  - это основной источник собственных  средств, который формируется  первоначально при создании организации;

-добавочный капитал  - это прирост стоимости основных  фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;

-прибыль - это источник, сформированный в результате  производственной деятельности  и которым предприятие может  распоряжаться только после всех  обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;

-амортизационные отчисления - отдельный финансовый ресурс, который  вместе с прибылью может использоваться  для расширенного воспроизводства.  У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;

-кредиты и займы  - внешние источники финансирования  предприятия. 

Для малых предприятий  очень сложно получить кредит в банке или осуществить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных.

Учет и отчетность.

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию  бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»; положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету; «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» и типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем бухгалтерского учета:

    • общепринятая система бухгалтерского учета;
    • упрощенная система бухгалтерского учета;
    • кассовый метод учета, в котором можно объединить бухгалтерский и управленческий учет.

Малые предприятия, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности укрупненно по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5), «Пояснительную записку».

К сожалению, отсутствие этих форм в отчетности не позволяет  более детально судить о финансовом состоянии предприятия, что является недостатком в области законодательства, а привлечение в качестве обязательной отчетной формы хотя бы отчета о движении денежных средств позволило бы раскрыть большую часть информации для финансового анализа.

Финансовый контроль.

Во-первых, контроль должен иметь предопределяющую фазу. На начальных  этапах необходимо проводить соответствующие процедуры, которые помогут избежать ошибок, сбоев, потерь и умышленных действий. В качестве примера может выступать создание системы платежных карточек (платежных реестров), в которые вносится информация о предстоящем платеже.

Во-вторых, контроль осуществляется в форме сверки имеющихся активов и обязательств с текущими показателями учета, он осуществляется в форме инвентаризации и ревизионной проверка.

В-третьих, контроль должен осуществляться путем сравнения  плановых показателей с фактическими показателями.

В качестве критического отклонения может быть установлено  отклонение в размере 10%, но на многих предприятиях малого бизнеса это  отклонение чаще всего находится  на уровне 20-30%. Если выявлено отклонение больше критического, то должно быть принято решение об аналитической проверке причин отклонения от плана.

Таким образом, постановка и организация финансового менеджмента  на предприятиях малого бизнеса, так  же как и на крупных предприятиях, сложны и трудоемки.

Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Процесс финансового  менеджмента включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

 

 

 

    1. Определение ключевых проблем  и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса

 

Современные проблемы и  основные направления  развития малого предпринимательства  в России

За  прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги.

Поддержка по рассматриваемому сектору экономики заключается, прежде всего, в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации.

Бюджетными  деньгами, выделяемыми под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса, распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов.

Информация о работе Финансовый менеджмент малого бизнеса