Финансовый менеджмент малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли и проблем развития в рыночной экономике.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии для его классификации; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса; проблемы его развития, значение малого бизнеса для экономики России, а также перспективы его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………..4
1. Основы функционирования малого бизнеса в России………....……...7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях......................................................................................................7
1.2 Особенности малого бизнеса…………………………….……..12
2. Анализ финансового менеджмента малого бизнеса в РФ …….……..15
2.1. Организация финансового менеджмента на малом предприятии………………………………………………….……15
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……..17
2.3. Определение ключевых проблем и направлений развития финансового менеджмента малого бизнеса…………………….25
Заключение………………………………………………………………….…31
Список использованных источников и литературы…………………….…..33

Файлы: 1 файл

Курсовая main.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Основным "наполнителем" регионального  фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в  первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса.

Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий  и индивидуальные предприниматели  называют недостаток кредитно-финансовых ресурсов.

Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса  крайне сложно по следующим причинам:

  • это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита;
  • дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;
  • залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия  должны со временем стать и уже  становятся желанными клиентами  для банков. Они одни из самых  дисциплинированных заемщиков.

Большинство предпринимателей, нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать.

Банку нужны хорошие показатели, а малые  предприятия, нередко вынуждены  скрывать доходы, и по этой причине  банк не торопится с предоставлением  кредита.

К кредитованию малого бизнеса проявляют определенный интерес западные кредиторы. Так, фонд поддержки малого бизнеса в России Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) и Фонд "США - Россия" видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу.

Оценить риски при кредитовании малого предприятия  гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки.

Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые  являются в основном типичными:

  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  • нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • высокая планка единого социального налога (26%);
  • недостаточность кадрового потенциала.

Также, существуют проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Имеется целый спектр проблем, которые необходимо решить как можно скорее не только силами предпринимательского сообщества, но и с помощью власти. В этом процессе особое место занимает проблема повышения уровня самоорганизации предпринимателей и их культуры.

Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской  деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее.

Нельзя  работать в той или иной сфере  хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о  высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.

Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как направленность энергии и  уровень развития творческих сил  и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве.

Малое предпринимательство в настоящее  время, выполняет две основные функции: во-первых, оно является главной  движущей силой местной экономики, гарантом удовлетворения спроса потребителей; во-вторых, добиваясь коммерческих успехов, увеличивает налоговый потенциал для повышения материального уровня жизни местного населения и благосостояния общества в целом.

Следовательно, использование категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется хозяйственно-организационное творчество.

Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий.

Однако  существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России.

 Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства  и его поддержку.

Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.

Кроме федеральной поддержки центра требуется  активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства  на местах, на региональном уровне, в  частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.

Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого бизнеса, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, недостаточная проработка организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого бизнеса.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет.

Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Только  перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Малое предпринимательство является очень  перспективным сектором в экономике  России. Без него невозможно реализовать  стратегию экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
  2. Глухов В. Экономика малого предприятия. СПб: Специальная литература, 2008. – 316с.;
  3. Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович Мл., Основы финансового менеджмента 12-е издание, М.: Вильямс, 2008. - 1232 с.;
  4. Мосейко В.О. Предпринимательская идея среднего и малого бизнеса: Учеб. пособие, Волгоград: ВолГУ, 2007.- 56с.;
  5. Павлова Л.Н., «Финансовый менеджмент», 2-е издание, переработанное и дополненное, М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 269с.;
  6. Франовская Г.Н., Малый бизнес: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 204 с.;
  7. Финансовый менеджмент: Учебник / И. Я. Лукасевич. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 768 с.;
  8. Роль малого бизнеса в развитии экономики России, Лутовинов П.П., Гончарова О.К., Колесников В.И., Вестник Челябинского государственного университета, 2008г.,  № 19., 22-26 с.;
  9. Торкановский Е.М., Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России, Бизнес и политика – 2008 г. № 3-4;
  10. Журнал «Деньги и кредит», № 1, 2007 г., Малый бизнес в условиях рынка, Шулятьева Н.А.

 

1 Франовская Г.Н., Малый бизнес: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 204 с.

2 Журнал «Финансовый менеджмент», №6 / 2004 , Организация финансового менеджмента на малых предприятиях, Борисов А.Н.

3 Финансовый менеджмент: Учебник / И. Я. Лукасевич. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 768 с.




Информация о работе Финансовый менеджмент малого бизнеса