Финансовый менеджмент в управлении финансами в различных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент предполагает многовариантные подходы к оценке последствий возникновения тех или иных ситуаций в зависимости от того, каковы сопутствующие этим ситуациям условия.
Целью данной работы является выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджмента организации. В работе определяются роль, цели и содержание финансового менеджмента. Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента.
Одной из задач работы является формирование направлений совершенствования финансового менеджмента.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение 4
1. Место финансового менеджмента в деятельности предприятия
1.1. Финансовый менеджмент: сущность, функции, цели и задачи 6
1.2. Базовые концепции финансового менеджмента 9
1.3. Основные этапы развития финансового менеджмента 12
1.4. Сферы финансового менеджмента 13
2. Организация финансовой работы на предприятии
2.1. Финансовые службы предприятий, их роль, задача в планировании финансовой деятельности 15
2.2. Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера. Функции финансового менеджера 19
3. Финансовое планирование на предприятиях
3.1. Сущность финансового планирования 29
3.2. Перспективное финансовое планирование 34
3.3. Текущее финансовое планирования 36
3.4. Оперативное финансовое планирование 37
Выводы и предложения 40
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

2.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

-  сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

-  все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

-  сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две  основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом  рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать больше, чем  в среднем доход на инвестиционный  капитал при заданной степени  риска.

2). Уровень дохода на  инвестируемый капитал – это  функция степени риска.

Эта концепция эффективности  рынка на практике может быть реализована  в трех формах эффективности:

-  слабой

-  умеренной

-  сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. [4.с 89]

 

1.3 Основные этапы  развития финансового менеджмента

В настоящее время западными  специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового  менеджмента.

Первый подход связан с  деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа  кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных  показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических  коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской  отчетности и являются полезными  для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические  коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны  лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно  сравнивать.

Третий подход ассоциируется  с деятельностью школы «мультивариантных  аналитиков» (70е годы). Представители  этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи  частных коэффициентов, характеризующих  финансовое состояние и эффективность  текущей деятельности.

Четвертый подход связан с  появлением «школы аналитиков, занятых  прогнозированием банкротства компаний» (30-е годы). Представители этой школы  делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая  перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с 60-х годов) – школа  «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности  ее использования для прогнозирования  уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие  этого направления состоит в  его излишней теоритеризованности, не случайно оно развивается главным  образом учеными и пока не получило признания в практике. [10.с 154]

 

1.4 Сферы финансового менеджмента

Сферы финансового  менеджмента:

1.  Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:

-  оценка и анализ активов и источников их формирования;

-  оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;

-  оценка источников дополнительного финансирования;

-  формирование системы контроля за составлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.

2.  Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:

-  оценка объема требуемых финансовых ресурсов;

-  выбор форм их получения;

-  оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;

-  оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);

-  оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.

3.  Распределение и использование финансовых ресурсов:

-  анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;

-  оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

-  целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;

-  оптимальное использование оборотных средств;

-  обеспечение эффективности финансовых вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  финансовой работы на предприятии

2.1Финансовые службы предприятий, их роль, задача в планировании финансовой деятельности         

Под финансовой службой предприятия  понимается самостоятельное структурное  подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура  и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной  деятельности, объема производства и  общего количества работающих на предприятии. 
       Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими. 
       Основные направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. 
       На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции.  
       До недавнего времени финансовая работа на предприятии сводилась к чисто оперативным задачам — оформлению расчетных, и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банком, рабочими и служащими. Типовым положением об организации финансовой работы, которое определяло задачи и функции финансовых служб на государственном предприятии, на финансовые отделы возлагались разработка финансовых показателей в пятилетнем финансовом плане предприятия, оценка проектов перспективного плана в целях принятия более напряженных финансовых заданий и увеличения внутренних финансовых ресурсов предприятия, составление годовых финансовых планов предприятия. Но права предприятий в области финансового планирования были формальными в условиях отраслевой системы управления народным хозяйством. 
       Пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, годовые финансовые планы, утверждаемые предприятием самостоятельно, тем не менее составлялись на основе контрольных цифр по объему реализуемой продукции, номенклатуре важнейших изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет, доводимыми до предприятий вышестоящими организациями, и согласовывались с ними. Распределение и использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, регламентировалось, а в период перехода предприятий на полный хозрасчет — регулировалось нормативами отчислений в фонды экономического стимулирования и лимитами капитальных вложений. 
       Настоящей заинтересованности в улучшении финансовых результатов хозяйствования, мобилизации резервов при составлении финансового плана у предприятий и не могло возникнуть, так как значительная часть амортизационных отчислений и прибыли изымалась министерствами в централизованные фонды и перераспределялась между другими предприятиями.  
       На многих предприятиях, входивших в состав крупных объединений, вообще не существовало финансовых служб, а оформлением расчетных и платежных документов занимались один-два человека из числа работников бухгалтерии. 
       В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности. 
       На МП (индивидуальных частных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо. 
       В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые. 
       Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли . Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершено очевидно, что меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием. 
       Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия. 
       Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции. 
       В функции финансовой дирекции входят: 
       ·обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия; 
       ·разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта; 
       ·разработка инвестиционной политики; 
       ·определение кредитной политики; 
       ·установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия; 
       ·разработка валютной политики на обеспечение валютной деятельности; 
       ·финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов; 
       ·осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом; 
       ·обеспечение страхования от финансовых рисков; 
       ·проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций; 
       ·анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности; 
       ·ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса на других финансовых документов. 
       В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размешенная которых должны быть использованы наилучшим способом. 
       Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умение анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке. 
       Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли. 
       По соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек. 
  

2.2 Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера. Функции финансового менеджера.

Квалификационная  характеристика финансового менеджера.

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет  к нему требования в области его  теоретической подготовки и практических умений работы. Квалификационная характеристика состоит из двух разделов: «Должен  знать» и «Должен уметь».

Должен  знать:

  1. Теорию менеджмента.
  2. Теорию финансов, кредита и денежного обращения.
  3. Теорию финансового менеджмента.
  4. Бухгалтерский учет.
  5. Экономическую статистику, действующую статистическую учетность.
  6. Действующее законодательство КР в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.
  7. Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.
  8. Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.
  9. Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке КР.
  10. Основы совершения операций на международном финансовом рынке.
  11. Основы экономики хозяйствующего субъекта.
  12. Методологию и методику экономического анализа.
  13. Делопроизводство и корреспонденцию.

Должен  уметь:

  1. Читать бухгалтерский баланс.
  2. Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.
  3. Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.
  4. Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
  5. Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.
  6. Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.
  7. Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.
  8. Составлять финансовый план.
  9. Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.
  10. Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.
  11. Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.
  12. Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.

 Функции финансового менеджера.

Планирование  финансов.

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов  и направлений расходования денежных средств  для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать  в развитых капиталистических странах  при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку  плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для  разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора  на определенных условиях к участию  в создании нового предприятия или  финансированию новой производственной программы.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются  не изолированно друг от друга. При  расчете, например, плановых показателей  реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия  производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению  бюджетов начинается “сверху”, т.е. финансовый менеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти  показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме  включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти  показатели в единый бюджет (план), который  в последствии может войти  составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Информация о работе Финансовый менеджмент в управлении финансами в различных структурах