Финансовый менеджмент в управлении финансами в различных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент предполагает многовариантные подходы к оценке последствий возникновения тех или иных ситуаций в зависимости от того, каковы сопутствующие этим ситуациям условия.
Целью данной работы является выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджмента организации. В работе определяются роль, цели и содержание финансового менеджмента. Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента.
Одной из задач работы является формирование направлений совершенствования финансового менеджмента.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение 4
1. Место финансового менеджмента в деятельности предприятия
1.1. Финансовый менеджмент: сущность, функции, цели и задачи 6
1.2. Базовые концепции финансового менеджмента 9
1.3. Основные этапы развития финансового менеджмента 12
1.4. Сферы финансового менеджмента 13
2. Организация финансовой работы на предприятии
2.1. Финансовые службы предприятий, их роль, задача в планировании финансовой деятельности 15
2.2. Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера. Функции финансового менеджера 19
3. Финансовое планирование на предприятиях
3.1. Сущность финансового планирования 29
3.2. Перспективное финансовое планирование 34
3.3. Текущее финансовое планирования 36
3.4. Оперативное финансовое планирование 37
Выводы и предложения 40
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

2.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором  необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных  подразделений.

Процесс планирования. Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности  в оборотном капитале. На предприятии  необходимо проводить планирование использование,  как основного, так  и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени  поступления дохода и расхода. Наличие  оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени  начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки  приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно  включить финансовое планирование в  процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет  завоевать новые рынки и расширить  производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в  капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход  от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для  этого нужно найти банк, который  может их предоставить в настоящее  время, соотнести источник фондов с  целью, для которой они будут  использоваться, сбалансировать различные  источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно  выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные  ставки высоки и т.д.

Прогнозирование

Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового  состояния объекта в целом  и различных его частей. Прогнозирование  в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить  на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой  предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового  состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование  может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так  и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения  требует выработки у финансового  менеджера определённого чутья  рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация.

Функция организаций в  финансовом менеджменте сводится к  объединению людей, совместно реализующих  финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним  относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование.

Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается  состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения  отклонения от заданных параметров. Регулирование  охватывает главным образом текущие  мероприятия по устранению возникших  отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Стимулирование

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством  стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Координация

Координация в финансовом менеджменте - согласованность работ  всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и  отдельного работника.

Управление  финансами

- Управление активами.

Существуют следующие  основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка  сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим  и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это  активы. Любое увеличение активов  означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно  должно другим: банковские займы, выплата  поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат  банковских займов.

Платежи собственникам. В  частных предприятиях и товариществах  все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит  владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

- Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может  держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для  покупки исходных материалов, которые  превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета  дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование  оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов  владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в  совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок  необходимых материалов;

- введения жестких производственных  систем;

- использования современных  складов;

- совершенствования прогнозирования  спроса;

- быстрой доставки.

 Второй путь сокращения  потребности в оборотном капитале  состоит в уменьшении счетов  дебиторов путем ужесточения  кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в  лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы  держат свои ликвидные активы, процент  не уплачивается. Однако другие ликвидные  активы (краткосрочные государственные  ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного  займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

- Управление основными активами.

К основным активам относятся  те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал  и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся  фондов: на приобретение основного  капитала или увеличение текущих  активов, или сокращение пассива, или  на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость  нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного  капитала складывается в процессе составления  сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку  “плюсы” добавочных основных активов  обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что  главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать  их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

   -  Контроль

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством  контроля собирается информация об использовании  финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются  дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Финансовое планирование на предприятиях

3.1 Сущность финансового планирования

Управлять - значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое. [8, с.64]

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для  обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного  содержания и назначения в зависимости  от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование - это разновидность  управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное  распределение и использования  с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня  и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть  в хозяйственной деятельности, а  во-вторых, чтобы своевременно выполнять  обязательства перед бюджетом, внебюджетными  фондами, банками, и другими кредиторами  и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства. [10, с.23]

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового  процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и  смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности [2, с.69].

Значение финансового планирования заключается в следующем:

- намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях - объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

- устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

- оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер  по стабилизации денежного хозяйства  предприятия.

Функции финансового  планирования

Основными функциями финансового  планирования являются:

- обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;

- соблюдение интересов акционеров и инвесторов;

- определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;

- оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;

- контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций. [10, с.22]

Исходя из этого финансовые планы  можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать  в развитых капиталистических странах  при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения  конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается  на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление  бизнес-плана позволяет сохранить  средства инвесторов и снижает вероятность  банкротства.

Руководство предприятия все время  находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор  оптимальной цены реализации, принимать  решения в области кредитной  и инвестиционной политики и много  другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия  в комплексе была бы рентабельна  и обеспечивала бы денежные поступления  в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия  группы лиц (владельцев, кредиторов и  пр.). Описание ожидаемых результатов  экономической деятельности в будущий  период имеет место при составлении  бюджетов (планов) предприятия [11, с.34].

Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение  определяют деятельность предприятия  на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

Информация о работе Финансовый менеджмент в управлении финансами в различных структурах