Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей финансового менеджмента на предприятии малого бизнеса и выявление путей улучшения управления финансами на предприятии.
Достижение поставленной цели определило круг задач, которые необходимо решить в рамках данной курсовой работы:
- исследование особенностей хозяйствования предприятий малого бизнеса;
- исследование особенностей финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Функционирование предприятий малого бизнеса 5
1.2 Финансовый менеджмент малого бизнеса 7
1.3. Финансовый анализ предприятий малого бизнеса 12
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ на примере предприятия ООО «СПСР – Экспресс» 16
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «СПСР - Экспресс» 16
2.2. Анализ финансового состояния ООО «СПСР - Экспресс» 20
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления финансами предприятия и улучшению финансового состояния 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая фин.мен малого бизнеса+.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Разработка мероприятий  по совершенствованию управления  финансами предприятия и улучшению  финансового состояния

 

Одним из главных условий  нормальной деятельности предприятия  является обеспеченность денежными  средствами, оценить которую позволяет  анализ денежных потоков. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств  было достаточно как минимум для  покрытия всех расходов, связанных  с реализацией продукции.

Приведем в табличной  форме перечень краткосрочных и  долгосрочных мер, принятие которых  позволит увеличить поток денежных средств на ООО «СПСР – Экспресс» (табл. 2.9).

Эффективное управление ассортиментом  предоставляемых услуг позволяет  увеличить прибыль и поток  денежных средств. Ресурсы предприятия  ограничены, следовательно, продавать  необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств.

Для принятия решения относительно ассортимента услуг, объема продаж и  цен недостаточно только финансовой информации, необходима оценка внешних  условий деятельности предприятия  – рынка. Необходимо очень тщательно  изучить спрос потребителей, их вкусы, ориентиры, ценности, а также финансовые возможности, т.е. платежеспособность реальных и потенциальных потребителей.

 

Таблица 2.9 - Меры по увеличению потока денежных средств

Увеличение притока денежных средств

Уменьшение оттока денежных средств

Краткосрочные меры

1) Продажа или сдача  в аренду внеоборотных активов (т.к. ООО «СПСР – Экспресс» имеет личный автотранспорт, то его можно использовать для оказания автоуслуг (грузоперевозок, что принесет дополнительную прибыль);

2) Разнообразие ассортимента  услуг (т.е.  оказание услуг  по ценам, доступным любому  клиенту);

3) Диверсификация деятельности, т.е. необходимо разбить услуги  по сегментам (1 сегмент – высокотехнологичные  и высокоскростные услуги доставки и транспортировки для потребителей юридических и физических лиц с высокой платежеспособностью; 2 сегмент – более дешевые услуги, которые были бы доступна любому потребителю; 3 сегмент – услуги для клиентов районов республики);

4) Реструктуризация дебиторской  задолженности. Рекомендация - ООО  «СПСР-Экспресс» может ввести  проценты (пени) за просроченные  долги;

5) Введение и использование  кредитной системы продаж;

6) Разработка системы  скидок для потребителей.

  1. Сокращение затрат;
  2. Использование скидок поставщиков, т.е. использование постоянных отлаженных каналов и поиск новых наиболее эффективных поставщиков;
  3. Налоговое планирования, т.е. стремление к снижению налога.

Долгосрочные меры

  1. Реструктуризация предприятия;
  2. Поиск стратегических партнеров.

1) Долгосрочные контракты,  предусматривающие скидки или  отсрочки платежей.


 

В целях максимизации потока денежных средств, предприятию следует  разработать системы договоров  с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты с клиентами.

На ООО «СПСР-Экспресс»  можно предложить следующую стратегию  расчетов с покупателями:

  1. Нужно ввести систему скидок, вместо ряда  разрозненных скидок;
  2. Следует оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;
  3. Установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована: - только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств;
  • для выхода на новые  рынки;
  • для вознаграждения персонала отдела маркетинга в зависимости от эффективности мер по увеличению объема реализации и получению платежей.

Если ООО «СПСР-Экспресс»  перейдет к данной стратегии, оно  не только создаст себе имидж в глазах покупателей, но сделает себе рекламу, тем самым, привлекая новых клиентов.

На основе предложенных мероприятий  по улучшению финансового состояния  ООО «СПСР-Экспресс» можно сделать  основной вывод:

Поскольку предприятие существует сравнительно недавно, формы внутрифирменных  отчетов еще не отработаны. Поэтому  внедрение предложенных рекомендаций можно охарактеризовать как весьма эффективные и спокойно применить  их на практике.

Для решения сложившейся  ситуации необходимо четко изучить  рынок своего товара, возможности  создания новых каналов, повышения  конкурентоспособности услуг за счет увеличения качества или снижения цены, изучение спроса потребителей, расширение ассортимента услуг, чтобы цены на услуги были доступны для любого потребителя. Различные стороны сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности предприятия  получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, относительны характеристиками которых являются показатели рентабельности.

Если ООО «СПСР-Экспресс»  возьмет кредит в банке сроком на 1 год в размере 500 тыс. руб., то это существенным образом отразится  на платежеспособности предприятия.

Эти денежные средства необходимо направить на освоение новых рынков, в первую очередь завоевание клиентов из близлежащих к г.Улан-Удэ районов республики. Во-вторых, необходима активная рекламная кампания, которая позволит продвинуть существующие и новые услуги на рынок и сделать узнаваемыми для потребителей. Не секрет, что реклама – это двигатель торговли, в том числе и торговли услугами. Более того, именно для услуг реклама имеет особое значение. Проблема низкой платежеспособности предприятии состоит как раз в том, что очень узкий круг потребителей.

Взятые в кредит денежные средства позволят увеличить объемы продаж, то есть выручку и сократить  убыток.

Таблица 2.10 - Прогнозные показатели хозяйственной деятельности предприятия  после получения и целевого использования  кредита.

 

Показатели

2011 г.

Проект

1.Выручка от реализации  продукции, тыс. руб.

5038

8050

2.Чистая  прибыль (убыток), тыс. руб.

-959

+250

-уровень прибыли (убыточности) 

-0,19

3,2

3.Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб.

397,1

897,1

4.Издержки предприятия,  тыс. руб.

5057,5

5657,5


 

Таким образом, увеличение затрат на 600 тыс. руб., куда вошли и затраты  на оплаты процентов за кредит, позволит увеличить выручку предприятия  более чем на 59 %. Это в свою очередь позволит покрыть все  затрат и получить чистую прибыль  в размере 250 тыс. руб. Это только в первый год проекта. Далее предприятие  должно развивать с нарастающим  итогом, если руководство сможет постоянно  искать новые рыночные способы конкуренции  и продвижения своих услуг.

Приведем в табличной  форме расчет коэффициентов, характеризующих  платежеспособность, если сумма оборотных  активов увеличится (табл. 2.11).

 

 

Таблица 2.11 - Расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидности

 

Показатели

Символ

2011 г.

Проект

Норматив

Прирост

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кал

0,035

0,150

0,2-0,3

0,115

Промежуточный коэффициент  ликвидности

Кпл

0,109

0,5

0,7-1,0

0,391

Коэффициент текущей (общей) ликвидности

Ктл

0,112

1,3

2-3

1,188


Мы рассчитали только основные показатели характеризующие, ликвидность  и платежеспособность предприятия. Они ниже принятых нормативов, тем  не мене значительно превышают показатели отчетного периода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью настоящей курсовой работы является анализ финансовый менеджмент и анализ финансового состояния предприятия малого бизнеса, и разработка программы мер по укреплению финансового положения и улучшению финансовых показателей.

Для достижения поставленной цели были решены ряд задач. В первую очередь исследованы теоретические  и методологические аспекты проведения финансового анализа.

Исследована деятельность ООО  ««СПСР-Экспресс» за 2009 – 2011 годы. Выявлены особенности функционирования данного  предприятия. ООО ««СПСР-Экспресс» - всероссийский экспресс-оператор. Сегодня у компании 115 филиалов и 70 представительств во  всех областных  центрах страны.

Выручка в анализируемом  периоде выросла более чем  в три раза и составила в 2011 году 5038 тыс. руб. Валовая прибыль  также значительно увеличилась  и составила в 2011 году 1526 тыс. руб., что на 884 тыс. руб. больше, чем аналогичный  показатель 2009 года. Прибыль от продаж в анализируемом периоде предприятие  получает со знаком минус. Это свидетельствует  о высоком уровне общехозяйственных  расходов, где наибольшую долю составляют затраты на заработную плату административно-управленческого  персонала и расходы на связь. В 2011 году убыток от продаж составил 798 тыс. руб., что превышает аналогичный  показатель 2009 года на 38 %.

Также была дана оценка финансовой устойчивости ООО ««СПСР-Экспресс»  за 2009 – 2011 годы.

Наличие собственных средств  предприятия в обороте составляет  в 2009 году – (-1456,9 руб.),  в 2010 году – (- 2111,8) руб., в 2011 году –  (- 3071,6) руб. То есть предприятие испытывает недостаток собственных средств.

По ООО «СПСР-Экспресс»  коэффициент автономии имеет  отрицательное значение, что конечно не соответствует даже минимальному нормативу, что говорит о достаточно высокой степени финансовой зависимости.

ООО «СПСР-Экспресс»  испытывает недостаток собственных средств, коэффициенты платежеспособности  имеет отрицательное  значение, степень зависимости предприятия  находиться на достаточно высоком уровне. В общем, о данном  предприятии  можно говорить как о   практически  неплатежеспособно и финансово  неустойчивом предприятии.

Анализ финансового положения  ООО «СПСР - Экспресс» показал, что  предприятие работает неэффективно, обладает низким уровнем ликвидности  и низкой платежеспособностью.

В целом финансовую стратегию  ООО «СПСР – Экспресс» можно» определить как «латание дыр». Предприятие  слабо оценивает свое положение  на рынке, не учитывает высокую степень  конкуренции и не планирует как  свои доходы, так и расходы.

В целях максимизации потока денежных средств, предприятию следует  разработать системы договоров  с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты с клиентами.

На ООО «СПСР-Экспресс»  можно предложить стратегию расчетов с покупателями.

Для решения сложившейся  ситуации необходимо четко изучить  рынок своего товара, возможности  создания новых каналов, повышения  конкурентоспособности услуг за счет увеличения качества или снижения цены, изучение спроса потребителей, расширение ассортимента услуг, чтобы цены на услуги были доступны для любого потребителя. Различные стороны сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности предприятия  получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, относительны характеристиками которых являются показатели рентабельности.

Если ООО «СПСР-Экспресс»  возьмет кредит в банке сроком на 1 год в размере 500 тыс. руб., то это существенным образом отразится на платежеспособности предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ от 25.12.1993 №237
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (БКРФ) // СЗ РФ №31 от 3.08.1998 ст. 3823
  3. Гражданский кодекс Российской федерации часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ (с изменениями от 6 февраля 2007г.) // СЗ РФ № 32 от 5.12.1994 ст.3301
  4. Налоговой Кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ м часть вторая от 5 августа 2000г № 117-ФЗ ( с изменениями от 30 декабря 2006г.) // СЗ РФ № 32 от 7.08.2000 ст.3340
  5. Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2002г. – № 43. – Ст. 4190. – С. 10060 – 10200.
  6. Абрютина М.С. «Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании» / М.С. Абрютина // Финансовый менеджмент. – 2009г. – № 6.
  7. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака. – Ростов н/Д: Феникс, 2010г. – 278 с.
  8. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: учеб. Пособие. М.: Изд-во «ДИС», НГАЭиУ, 2009г. – 128 с.
  9. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 480 с.: ил.
  10. Баланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. М.: Помикс, 2007. – 412 с.
  11. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 298 с.
  12. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Издательство ПРИОР, 2003. – 589 с.
  13. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПБ.: Издательский Торговый Дом Герда, 2005.  – 478 с.
  14. Глазунов М.И. «Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса» / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика – 2009г. – № 21 – С. 28-36.
  15. Грачев А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия»: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010г. – 305 с.
  16. Грачев А.В. «Основы финансовой устойчивости предприятия» // Финансовый менеджмент, 2011г. – № 4. – с. 19-23.
  17. Грачев А.В. «Управление финансовой устойчивостью предприятия. Роль финансового директора на предприятии» / А.В. Грачев // Финансовый менеджмент. – 2010г. – № 1. – с. 26-29.
  18. Грачев А.В. «Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление»: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2005г. - 192 с.
  19. Грачев А.В. «Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике»: Учебное пособие. – Издательство «Дело и сервис», 2011г. – 358 с.
  20. Грачев, А.В. «Оценка платежеспособности предприятия за период» / А.В. Грачев // Финансовый менеджмент. – 2009г. – № 6. – с. 24-27.
  21. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2004. – 412 с.
  22. Ковалев В.В., Патров В.B. Как читать баланс. - M.: Финансы и статистка, 2002. – 512 с.
  23. Ковалёва А.М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 416 с.
  24. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и сервис, 2005. – 456 с.
  25. Литвин М.И. Финансовый менеджмент. Журнал 6.2003. Издательство «Финпресс», 2003. – 140 с.
  26. Павлова И.А. Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости организации с учетом жизненного цикла на основе интегрального показателя / И.А. Павлова // Финансовый менеджмент – 2010г. – № 23 – С. 71-75.
  27. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 639 с.
  28. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление финансовым оборотом предприятия. Уч. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. – 458 с.
  29. Понаморева, Е.А. Как грамотно оценить финансовое состояние предприятия / Е.А. Понаморева // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения – 2011г. – № 16 – С. 15-21.
  30. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 2009г. – 99 с.
  31. Компания «СПСР – экспресс».109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д.42,к.23. www. cpcr@cpcr.ru.

Информация о работе Финансовый менеджмент