Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей курсовой работы является изучение финансового планирования, его методов, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Для более полного раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы в моей работе:
понятие и сущность финансового планирования, его основные цели и задачи, понятие «бизнес-план»;
раскрыть сущность финансового плана как составной части бизнес-плана;
методы и этапы финансового планирования

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 4
1.1 Понятие, значение и задачи финансового планирования. 4
1.2 Бизнес-план, этапы его разработки. 5
1.3 Финансовый план как составная часть бизнес-плана. 8
Глава 2 Методы финансового планирования 10
2.1 Методы финансового планирования. 10
2.2 Этапы финансового планирования. 13
Глава 3 Виды финансовых планов, их роль в управлении предприятием 14
3.1 Перспективное планирование 14
3.2 Текущее планирование . 17
3.3 Оперативное планирование. 20
Финансовое планирование на примере ООО «ТРЭК» 23
Приложение………………………………………………………...…………25
Расчетная часть 28
Подведение итогов 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

1Microsoft Office Word.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Стратегическое  планирование является процессом и  состоит из последовательных, взаимосвязанных  этапов:

Миссия  организации

 

Цели  организации

 

Оценка  и анализ внешней среды

 

Обследование  сильных и слабых  сторон организации


 

 

Контроль  организации и оценка стратегии    

 

Реализация  стратегии

 

Выбор стратегии

 

Анализ  стратегических альтернатив


 

 

 Тактика


 

 

Политика


 

    

Правила


 

 

Процедуры


 

    рис. 2      

Результатом стратегического финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса.      

Основной  целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода.     

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс стратегического  планирования включает в себя ряд  важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму[7].     

3.2 Текущее финансовое планирование      

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой  конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих  финансовых планов дают возможность  предприятию определить на предстоящий  период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру  доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.      

 Текущее финансовое планирование  состоит в разработке трех  основных документов: плана движения  денежных средств; плана отчета  о прибылях и убытках; плана  бухгалтерского баланса.      

На  основе финансовой стратегии осуществляется текущее и оперативное финансовое планирование, которое позволяет  обеспечить текущее руководство  деятельности предприятия.      

Принятие  краткосрочных финансовых решений  в определенной мере легче, чем принятие долгосрочных финансовых решений, но это  не значит, что краткосрочные финансовые решения менее важны. В процессе принятия краткосрочных финансовых решений можно выявить достаточно привлекательные направления вложения денежных средств. Определить оптимальное  соотношение собственного и заемного капитала, разработать эффективную  дивидендную политику.      

Требования:

  • Реальность плана (грамотный расчет)
  • Прозрачность
  • Оперативное составление (вовремя)
  • 10% финансовая реализация
  • Комплексность.

 

 

Аналитический метод

 

Балансовый  метод

 

Коэффициентный  метод

 

Нормативный метод

             
 

Методы  текущего финансового                                                                                                                                                                 планирования

 
             

Метод прямого счета

 

Метод многовариантности

 

Непрерывность


 

     рис.3 

 
     

Бюджетирование как разновидность финансового планирования представляет собой систему управления организацией по средствам совокупности взаимосвязанных бюджетов.     

Преимущества  системного бюджетирования:

  1. Планирование бюджетов в структурном подразделении осуществляется по месяцам, что позволяет точно рассчитать показатели объема доходов и расходов и тем самым сэкономить денежные ресурсы организации.
  2. В рамках принятых бюджетов всем структурным подразделениям представлены большие полномочия в расходовании средств.
  3. Минимальное число рассчитываемых показателей бюджетов снижает трудовые затраты финансовой службы, повышает качество финансового планирования.

 

     Основными принципами бюджетирования являются:

  1. согласованность цели
  2. делегирование ответственности и передача ответственности от менеджеров высшего звена к низшим.
  3. гибкость предполагает наряду с наличием статичных бюджетов гибких бюджетов, с помощью которых рассчитывается оптимальный объем продаж.

 

     Существуют  различные подходы к построению бюджетов

  1. построение бюджетов снизу вверх означает сбор и постепенную передачу информации от менеджера низшего звена к руководству. Недостаток этого подхода заключается в его трудоемкости, а также возможности включения структурными подразделениями в составляемые бюджеты некоторого запаса.
  2. построение бюджетов сверху вниз, исходя из тех целей, которое наметило руководство. Ответственность за достижение этих целей несут руководители низших звеньев.
  3. комбинированный. Сначала сверху в низ, потом снизу вверх. Сверху вниз, исходя из целей стратегии предприятия, снизу вверх – уточнение показателей, исходя из возможности подразделения.

 

     Для организации процесса бюджетирования формируют центры финансовой ответственности (ЦФО).       

ЦФО:

  • центры составляющие бюджет доходов и расходов
  • центры прибыли
  • центры инвестиции
  • центры затрат

 

     Основная  цель этих документов – оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду. Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, работ, услуг; от реализации основных средств и нематериальных активов. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции, работ, услуг, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся в соответствии с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребления, резервный фонд).      

Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости от потребности в финансовых средствах. Более конкретных план позволяет более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы.      

На  этапе создания годового финансового  плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску  продукции, оказанию услуг со спросом  и предложением на рынке.     

Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются  на основе данных о финансовой стратегии  фирмы; данных о результатах финансового  анализа за прошедший период; данных о планируемых объемах производства и реализации продукции; данных о  других экономических показателях  операционной деятельности фирмы.     

Также на разрабатываемые планы влияет действующее законодательство, система  налогообложения и иные внешние  факторы[4].      

3.3 Оперативное финансовое планирование      

В целях контроля за поступлением фактической  выручки на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это  связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении  и использовании плана и отчета о движении денежных средств.     

Оперативное финансовое планирование включает систему оперативных планов. Обеспечивает оперативный контроль над выполнением финансовой деятельности предприятия.

Платежный календарь

 

Налоговый календарь

     
 

Оперативное финансовое планирование

 
     

Кассовый  план

 

Кредитный план


 

     рис. 4     

Отличие платежного календаря  от текущего финансового  плана

  • периодичность (через10,15 дней)
  • необязательная сбалансированность всех доходов и расходов
  • охватывает все расходы, поступления средств в наличной м безналичной форме.

 

     В процессе создания платежного календаря решаются следующие задачи:

    1. организация временного соответствия денежных поступлений и предстоящих расходов.
    2. формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков.
    3. анализ неплатежей
    4. расчет потребностей в краткосрочном финансировании
    5. расчет временно свободных денежный средств

 

     Оперативный план необходим для обеспечения  финансового успеха предприятия. Поэтому  при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.     

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности  в краткосрочном кредите.     

В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет  выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие  мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.     

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках  предприятия. Кроме платёжного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление  и выплаты наличных денег через  кассу[6].  

 
  
  
  

Все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и  сферы деятельности обязаны хранить  свободные денежные средства в учреждениях  банков. Предприятия могут иметь  в своих кассах наличные деньги в  пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия  обязаны сдавать в банк всю  денежную наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег  в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия и организации  получают наличные деньги в обслуживающих  их банках на основании ежеквартальных кассовых планов, в которых отражается необходимая величина наличных денег  на предстоящий квартал и сроки  выплат1.     

Заключительным  этапом финансового планирования является подведение расчетных итогов, в которых дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками. 

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
     

Финансовое  планирование на примере ООО «ТРЭК»     

Компания  «ТРЭК»  на данный момент является самой  крупной сетью ресторанов быстрого обслуживания. Идея разработки подобного вида ресторанов возникла у его создателей в 1991 году, а воплотилась идея в реальность только в 1995 году. На протяжении 10 лет на территории РФ было построено 62 ресторана. А уже к 2011 году число ресторанов увеличилось примерно до 120. И на этом строительство не собираются останавливать.     

Информация о работе Финансовый план как составная часть бизнес-плана