Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка, финансовых посредников и знакомство с историей развития финансового рынка в РФ.
Курсовая работа состоит из двух основных разделов: теоретической и практической части.
В теоретической части, исходя из цели ставятся следующие задачи:
Дать понятие финансового рынка и его классификацию;
Познакомиться с финансовым посредничеством и видами финансовых посредников;
Изучить историю развития финансового рынка в РФ.
Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Сущность финансового посредничества и финансовые посредники 4
2. Финансовые рынки: понятие и классификация 8
3. Становление и развитие финансового рынка в РФ 10
4. Рынок ценных бумаг 15
Заключение 19
II. Практическая часть 20
Библиографический список 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, финансовый рынок - это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Целью финансового рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.
Развитие финансового рынка в России является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на эффективное «вливание» российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации. Только финансовый рынок поможет обеспечить в стране более сбалансированный, основанный на инновациях и стабильный в долгосрочной перспективе экономический рост.
Одним из важнейших аспектов развития финансового рынка является укрепление банковской системы. Четкое и бесперебойное функционирование банковской системы является жизненно важным условием устойчивого экономического развития. Через банковскую систему осуществляется перераспределение финансовых ресурсов, накопление и вложение инвестиций через механизмы кредитования.
Так, в
рамках Стратегии развития финансового
рынка Российской Федерации на период
до 2020 года и Плана мероприятий
по созданию международного финансового
центра в Российской Федерации осуществляется
разработка целого ряда законопроектов
в области корпоративного управления,
прорабатываются вопросы
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Сравнительный анализ
Объектом анализа являются основные характеристики бюджетов: доходы, расходы и соотношение между ними.
1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с БК РФ.
В соответствии с БК РФ (ст. 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Таблица №1
Состав доходов бюджетов.
Вид доходов |
Федеральный бюджет |
Краевой бюджет | |
Налоговые доходы |
Прямые налоги |
- Налог на прибыль организаций; - Налог на добычу полезных ископаемых. |
От региональных налогов: - Налог на имущество - Налог на игорный бизнес; - Транспортный налог. От федеральных налогов: - Налог на прибыль организаций; - Налог на доходы физических лиц; - Налог на добычу полезных ископаемых. |
Косвенные налоги |
- Налог на добавленную стоимость; - Акцизы; - Государственная пошлина. |
- Акцизы; - Государственная пошлина. | |
Неналоговые доходы |
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ; - Доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; - Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ; - Прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; - Доходы от внешнеэкономической деятельности. |
- Доходы от использования - Доходы от продажи имущества,
находящегося в - Доходы от платных услуг,
оказываемых казенными - Доходы от передачи в аренду земельных участков. | |
Безвозмездные поступления |
- Дотации из ФБ; - Субсидии из ФБ; - Субвенции из ФБ. | ||
Итого доходов, тыс. руб. |
8 844 554 761,0 |
48 136 690,42 |
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Бюджетные доходы призваны обеспечить стабильную, устойчивую финансовую базу для выполнения органами публичной власти своих задач и функций.
Доходы бюджета делятся, как уже было отмечено выше, на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные налоги.
Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имущества и ресурсов в процессе их накопления и использования.
Косвенные налоги включаются налогоплательщиком – продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации.
В краевом бюджете, в отличие от федерального, присутствуют безвозмездные поступления.
В федеральном бюджете преобладают косвенные налоги – это НДС и акцизы, так как косвенное налогообложение создает надежную и легко контролируемую доходную базу.
В краевом бюджете преобладают прямые налоги.
Различия между косвенными и прямимы налогами представлены в таблице №2.
В формировании доходов бюджетной системы РФ ведущую роль играют отрасли по добыче и переработке минерального сырья, вследствие чего налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников доходов бюджета. Налог на добычу полезных ископаемых согласно статье 13 НК РФ относится к федеральным налогам, в связи, с чем правовое регулирование налога на добычу полезных ископаемых осуществляется на федеральном уровне. В связи с сокращением поступлений в бюджет нефтегазовых доходов (на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов) с 01.01.2010 доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в централизованном порядке поступают в ФБ. Вследствие неравномерного залегания полезных ископаемых на территории РФ концентрация этих доходов в ФБ способствует наиболее эффективному использованию бюджетных средств.
Доходы ФБ также делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые.
Нефтегазовые доходы используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния.
Нефтегазовый трансферт – это часть средств ФБ сформировавшаяся за счет нефтегазовых доходов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Таблица №2
Различия между прямыми и косвенными налогами
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщик |
1. В правоотношения по поводу
взимания налогов вступают три
субъекта: органы государственной
власти, носитель налога и юридический
налогоплательщик как |
2.
Величина налогов |
2. Величина налогов не зависит
от финансовых результатов |
3.
Эти налоги подоходно- |
3. Эти налоги имеют объектом
обложения обороты по |
2. Сравнительный анализ расходов бюджетов.
Анализ расходной части федерального и краевого бюджета на 2011 г. Предусматривает анализ состава и структуры расходов бюджетов по разделам расходов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией (ст. 21 БК РФ).
Таблица №3
Распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджетов на 2011 г.
Раздел расходов |
ФБ |
КБ | ||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % | |
1. Общегосударственные расходы |
777 600 872,1 |
8,3 |
2 939 245,37 |
5,7 |
2. Национальная оборона |
793 001 142,3 |
8,5 |
24102,60 |
0,05 |
3.
Национальная безопасность и
правоохранительная |
819 804 183,0 |
8,8 |
4 444 789,75 |
8,6 |
4. Национальная экономика |
1 702 272 794,7 |
18,2 |
5 052 371,67 |
9,8 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство |
196 468 201,6 |
2,1 |
3 181 533,16 |
6,2 |
6. Охрана окружающей среды |
16 824 004,8 |
0,2 |
58 415,50 |
0,1 |
7. Образование |
495 825 434,3 |
5,3 |
10 589 137,30 |
20,6 |
8. Культура, кинематография |
81 908 607,8 |
0,9 |
796 066,70 |
1,5 |
9. Здравоохранение |
453 760 651,5 |
4,9 |
7 628 802,66 |
14,8 |
10. Социальная политика |
2 951 785 395,1 |
31,6 |
13 158 651,04 |
25,5 |
11. Физическая культура и спорт |
42 386 711,3 |
0,5 |
582 139,57 |
1,1 |
12. Средства массовой информации |
61 078 056,4 |
0,7 |
222 244,10 |
0,4 |
13. Обслуживание государственного и муниципального долга |
389 906 104,8 |
4,2 |
145 643,27 |
0,3 |
14. Межбюджетные трансферты |
569 741 622,4 |
6,1 |
2 692 122,00 |
5,2 |
Итого расходов, тыс. руб. |
9 352 363 782,1 |
100 |
51 515 264,69 |
100 |
Бюджетные расходы представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства (БК РФ исключает из состава расходов средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета).
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
В соответствии
с Бюджетным посланием
- безусловное
исполнение законодательно
- обеспечение
сбалансированности бюджета
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
- обеспечение
закупки новых видов
- обеспечение
содержания и развития
- постепенное
сокращение антикризисных мер
поддержки экономики,
Наиболее крупным направлением расходов как федерального (31,6%) так и краевого (25,5%) бюджетов является «Социальная политика». Cохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения. Важнейшей задачей бюджетной политики в области социального обеспечения является создание условий для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.
Среди приоритетов бюджетной политики – реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и проведение их переоснащения современными образцами вооружения и военной техники. Эти расходы на «Национальную оборону» в ФБ составляют – 8,5%, а в КБ – 00,5%.
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики. В ФБ удельный вес образования составляет 5,3%, а в КБ – 20,6%.
Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики.
По статье «Национальная экономика» наблюдается снижение расходов по сравнению с предыдущими годами. Это обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики существует принцип самофинансирования, так как большая часть имущества находится в руках частного владения.
Еще одним
приоритетом бюджетной
Предусмотренные
в федеральном бюджете
3.
Оценка сбалансированности
Таблица №4
Основные характеристики бюджетов для оценки сбалансированности на 2011 г.
Показатель |
ФБ |
КБ |
1. Доходы, (тыс. руб.) |
8 844 554 761,0 |
48 136 690,42 |
2. Расходы, (тыс. руб.) |
10 658 558 761,0 |
51 515 264,69 |
3. Дефицит, (тыс. руб.) |
1 814 004 000,0 |
3 378 574,27 |
Дефицит, в % к расходам бюджета |
17,0 |
6,6 |
Из таблицы №4 видно, что в обоих бюджетах наблюдается дефицит.
В ФБ дефицит к расходам составляет 17,0%, а в КБ – 6,6%.
Дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.
Источники покрытия дефицита бюджетов представлены в таблицах № 5, 6.
Таблица №5
Состав и структура источников финансирования дефицита краевого бюджета
на 2011 г.