Финансовый рынок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, показать его функции, структуру, как формировался финансовый рынок России и его современные тенденции. В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно исследовать тему "Финансовый рынок России: проблемы становления и развития". Данная тема является очень интересной для изучения и актуальной, так как собственно формирование и функционирование финансового рынка является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовик Финансовый рынок в РФ становление, этапы развития и современное состояние в Нижегородской области.docx

— 79.55 Кб (Скачать файл)

- по участию в проведении сделки посредников финансовый рынок делится на рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников. Как первичные продавцы, так и конечные потребители финансовых ресурсов делятся на три группы: хозяйствующие субъекты — предприятия и организации, физические лица и государство. Продажа-покупка финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребителю, минуя промежуточные инстанции в виде финансовых посредников, и через одного или более финансовых посредников (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

- в зависимости от уровня развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися, или формирующимися). (Термин «развивающийся» был введен Международной финансовой корпорацией в середине 1980-х годов.)

Финансовый рынок можно  рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а  также национальный и международный. Первичный рынок возникает в  момент эмиссии ценных бумаг, на нем  мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном  рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем  происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.

На рынке финансовых ресурсов встречаются такие рынки, для  которых в процессе хозяйствования возникает потребность в средствах  для расширения их деятельности, а  также такие, в которых накапливаются  сбережения, которые могут быть использованы для инвестиций. Именно на финансовом рынке происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.

Финансовый рынок представляет собой систему экономических  и правовых отношений, связанных  с куплей-продажей или выпуском и  оборотом финансовых активов. Субъектами этих отношений выступают: государство, а также те, кто желает передать в пользование свободные финансовые ресурсы; финансовые посредники, которые  на стабильной, благоустроенной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка. Лица, которые инвестируют средства в деятельность других субъектов рынка, покупая определенные финансовые активы, называют инвесторами и собственниками финансовых активов — акций, облигаций, депозитов и т.п. Тех, кто привлекают свободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовых активов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив является активом инвестора-собственника актива и обязательством того, кто эмитировал данный актив. Наличие на финансовом рынке большого количества финансовых посредников с широким спектром услуг оказывает содействие обострению конкуренции между ними, и снижению цен на разные виды финансовых услуг. Чем более развитый и конкурентный финансовый рынок, тем меньше вознаграждение финансовых посредников за предоставленные другим участникам рынка услуги.

Роль финансового рынка  заключается в том, что он: мобилизует временно свободный капитал из многообразных  источников; эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал  между многочисленными конечными  его потребителями; определяет наиболее эффективные направления использования  капитала в инвестиционной сфере; формирует  рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение  между предложением и спросом; осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем  финансовых инструментов; формирует  условия для минимизации финансового  и коммерческого риска; ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации  экономических процессов.

 

    1. Характеристика развитых и развивающихся финансовых рынков

 

Развитые финансовые рынки. Для развитых финансовых рынков характерны следующие особенности:

- стабильность, т.е. колебания  курсов ценных бумаг, валютных курсов, процентных ставок на этих рынках в основном незначительны;

- развитая законодательная  база, регулирующая операции на  рынке;

- функционирование отлаженной  информационной системы; развитая  система защиты интересов как  продавцов, так и покупателей  средств;

- высокая ликвидность  и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке;

- высокая надежность  функционирующих на рынке финансовых посредников;

- значительный объем  финансовых ресурсов предлагаемых  к продаже и соответственно  большие объемы операций, осуществляемых в рамках рынка;

- развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке  включает систему гарантирования, страхования и защиты прав  инвесторов; систему рейтинговых  агентств и кредитных бюро, способствующих  общему снижению финансовых рисков; систему аудита и оценочной  деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую и развитую внебиржевую системы, отлаженные рыночные коммуникации;

- адекватная система  ценообразования.

Развивающиеся финансовые рынки характеризуются:

- отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;

- большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многие другие;

- отсутствием развитой системы страхования рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, увеличивая их потери при наступлении неблагоприятного события;

- недостаточно развитой инфраструктурой; становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;

- отсутствием отлаженной информационной системы; низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке; отсутствием доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам; незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;

- низкой эффективностью финансового рынка; стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;

- трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран. Это объясняется высокими рисками, связанными с предоставлением им средств. Развивающиеся финансовые рынки функционируют обособленно от мирового рынка.

 

 

Глава 2. Финансовый рынок в Российской Федерации

 

2.1. Общая характеристика  финансового рынка Российской  Федерации

 

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.

По количественным характеристикам  финансовый рынок РФ полностью оформился  уже к середине 90-х годов XX в. В  1997 г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн. неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Более 40 млн. россиян стали акционерами.

Активно создавалась и  нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку  денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.

Однако практически рынок  развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны из-за их высокой стоимости, а также, потому что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.

После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные и количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок России остается в группе развивающихся (создающихся) рынков.

В середине 90-х годов  приток средств с мирового финансового  рынка начал набирать темпы.

Кредиты предоставлялись  и международными кредитными институтами типа Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Например, 3 ноября 1995 г. ЕБРР подписал соглашение с Международным Московским банком об открытии кредитной линии на 40 млн. долл. США сроком на семь лет.

Несколько позднее российские банки стали активно размещать  на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США + 4,25 базисных пункта (плата за риск).

После финансового кризиса  1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001—2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.

Укрепление финансового  положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке.

Основную роль в приросте российских частных займов сыграли  госкомпании. «Газпром» привлек  необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд долл., чтобы приобрести «Сибнефть», а «Роснефгегаз» занял у западных банков 7,5 млрд долл. на покупку 10,74% акций «Газпрома».

В связи с тем, что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке.

Помимо банковских кредитов российские компании выпустили в  2005 г. облигаций на 16,3 млрд долл. По этому показателю Россия также находится на первом месте среди стран с развивающимися финансовыми рынкам. Российские компании активно привлекают средства мирового финансового рынка и путем выпуска акций.

Несмотря на бурное развитие российского финансового рынка, действие целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента  его создания, сохраняется. К таким  негативным моментам, в первую очередь, относятся следующие:

  1. недостаток ресурсной базы. Важную роль в качестве первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды, а также населению. В качестве продавца финансовых ресурсов на современном этапе в РФ могло бы выступить государство, учитывая размеры накопленного Стабилизационного фонда, однако в целях ограничения инфляции местом его инвестирования остаются рынки развитых зарубежных государств.
  2. узость внутреннего предложения ресурсов. По проведенным опросам население готово вкладывать в ценные бумаги не более 3% своих сбережений. В банковском секторе, несмотря на введение системы страхования вкладов, доля россиян, потерявших интерес к банковским услугам по размещению средств, увеличилась в 2005 г. на 12%.
  3. чрезмерная концентрация собственности, торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (семь — десять акций генерируют более 90% торгов), п также сверхконцентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40—80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь — десять игроков).
  4. слабость финансовой позиции институтов финансового рынка, их небольшая капитальная база, неспособная абсорбировать крупные риски.
  5. неспособность рынка обеспечить честность и справедливость ценообразования. Практика проведения финансовых операций с использованием служебной информации.
  6. исключительно высокий уровень риска.

2.2. Государственное регулирование финансового рынка РФ

 

Государственное регулирование  финансового рынка РФ осуществляет несколько структур.

Рынок кредитов, обслуживаемый  кредитными организациями, организует Центральный банк России, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организуем ос регулирование и валютный контроль.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.

Информация о работе Финансовый рынок в РФ