Финансовый рынок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, показать его функции, структуру, как формировался финансовый рынок России и его современные тенденции. В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно исследовать тему "Финансовый рынок России: проблемы становления и развития". Данная тема является очень интересной для изучения и актуальной, так как собственно формирование и функционирование финансового рынка является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовик Финансовый рынок в РФ становление, этапы развития и современное состояние в Нижегородской области.docx

— 79.55 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 «Целевые показатели развития финансового рынка»

Основные показатели стратегии  развития финансового рынка

На 1 января 2008 г.

2020 г.

Капитализация публичных компаний, трлн руб.

32,3

170

Соотношение капитализации к валовому внутреннему  продукту, %

97,8

104

Биржевая  торговля акциями, трлн руб.

31,4

240

Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, %

95,1

146

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн

1,2

19

 

Соотношение стоимости корпоративных  облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, %

3,6

12

Активы  инвестиционных фондов, трлн руб.

0,8

17

Пенсионные  накопления и резервы негосударственных  пенсионных фондов, трлн руб.

0,6

12

Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных  пенсионных фондов к валовому внутреннему  продукту, %

4,2

18

Годовой объем публичных размещений акций  на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн руб.

0,7

3

Количество  розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек

0,8

20

Доля  иностранных ценных бумаг в обороте  российских бирж, %

-

12


 

По данным таблицы целевые показатели развития финансового рынка, в частности, активы инвестиционных фондов к 2020 году должны вырасти с 0,8 трлн. до 17 трлн. руб.,  пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов должны увеличиться с 0,6 трлн. до 12 трлн. руб., а количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг планируется увеличить с 0,8 млн. до 20 млн. человек.   

 Разработчики стратегии  признают, что эти цифры выглядят  очень амбициозными, но отмечают, что цели в долгосрочной стратегии  и должны быть амбициозными.

 

Глава 3. Современные тенденции функционирования российского финансового рынка в Нижегородской области

 

Финансовый рынок Нижегородской  области, как и в других регионах, находится в зачаточном состоянии. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил журналистам губернатор Нижегородской области Валерий  Шанцев 14 сентября.

По его словам, большинство  руководителей предприятий, в частности, акционерных обществ, не используют акции и дополнительные выпуски  ценных бумаг для получения инвестиций и развития бизнеса.

Шанцев отметил, что необходимо выстраивать эффективное управление активами региона и искать наиболее эффективные методы использования  привлеченных инвестиций в экономику  области.

Также глава региона посоветовал  руководителям предприятий учиться  у тех компаний, которые уже  адаптировались на мировом финансовом рынке. ФИНАНСОВО-ФОНДОВЫЙ РЫНОК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 Нижегородский регион  отличается высоким уровнем развития  рыночных отношений, что предопределяет  и высокий уровень развития  регионального финансово-фондового  рынка. Все основные группы  субъектов этого рынка — эмитенты, инвесторы и профессиональные  посредники — представлены достаточно  широко. Так, на начало второго  полугодия 1996г. в Нижегородской  области зарегистрировано 1153 акционерных  общества, 138 инвестиционных институтов, 33 коммерческих банка, 35 страховых  компаний, 11 чековых инвестиционных  фондов, 17 негосударственных пенсионных  фондов, а также 3 биржи — фондовая, валютно-фондовая и агропромышленная. Эти цифры ярко отражают высокий  уровень развития инфраструктуры  финансово-фондового рынка, а  также уровень его специализации. 

 Так, страховые компании  и пенсионные фонды выступают  преимущественно в роли институциональных  инвесторов, аккумулирующих свободные  средства населения и предприятий  и размещающих их на рынке.  Акционерные общества чаще всего  являются эмитентами, привлекающими  эти средства на тех или  иных условиях, а инвестиционные  компании обслуживают взаимный  обмен финансовыми потоками.

 Некоторые из перечисленных  хозяйствующих субъектов зачастую  выступают сразу в нескольких  качествах: так, коммерческие  банки могут являться эмитентами  и выпускать ценные бумаги, в  том числе низко номинальные,  предназначенные для размещения  среди мелких инвесторов, одновременно  выступая в качестве инвесторов. Однако наиболее ярко характеризует  уровень развития фондового рынка  количественные и качественные  показатели развития обслуживающей  его инфраструктуры. Это инвестиционные  консультанты и финансовые брокеры, инвестиционные компании, специализированные регистраторы, депозитарии. Деятельность всех этих компаний подлежит лицензированию, что предполагает наличие высоких требований к их персоналу и “прозрачности” методов работы.

 Отличительной чертой  нижегородского региона является  высокая активность местных властей  на финансово-фондовом рынке.  Администрацией Нижегородской области  осуществлена эмиссия двух областных  займов, которые были успешно  размещены на рынке. Это не  только позволило аккумулировать  средства на решение социальных  задач и инвестиционных программ, но и послужило толчком для  формирования профессиональной  инфраструктуры, вовлекло население  в рыночные отношения, предоставив  ему альтернативы вложению своих  денег в сомнительные финансовые  компании.

 Кроме того, Администрация области совместно с АО “ГАЗ” осуществила специализированный жилищный заем, направленный на целевое выполнение жилищной программы и давший мощный импульс стагнирующей строительной индустрии.

 Тем самым, было  не только построено необходимое  жилье, но и созданы новые  рабочие места, что ярко продемонстрировало  возможности финансово-фондового  рынка.

 Местные Администрации  являются и крупными инвесторами,  распределяющими инвестиционные  потоки между несколькими десятками  федеральных и региональных инвестиционных  программ, таких как “Детское  питание”, “Чистая вода”, “Хлеб  России”, “Возрождение торгового  флота”, “Конверсия оборонной промышленности”,  “Экологическая безопасность России”,  “Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку”  и множество более мелких. За  каждой из этих программ стоит  мощный инвестиционный и инновационный  импульс, способствующий оживлению  деловой активности. Кроме того, Администрации города и области  принимают активное участие и  в развитии вексельных программ, что также можно отнести к  особенностям регионального финансово-фондового  рынка. Эмиссия своих и использование  чужих долговых обязательств  позволяет местным властям расшивать  неплатежи, оптимизировать бюджетные  потоки, заменить суррогатами и  высвободить из оборота реальные  средства.

 Во многих из этих  программ участвуют коммерческие  банки и инвестиционные институты.  Активность работы банков на  финансово-фондовом рынке неуклонно  возрастает и здесь даже начала  развиваться определенная специализация.  Так, “Нижегородский земельный  банк” активно занимается жилищным  займом и обслуживанием вексельных  программ.

 Этот же банк создал  торговую площадку по торговле  векселями предприятий-должников  третьим лицам, что способствует  погашению бюджетных задолженностей. Другие банки специализируются  на торговле государственными  ценными бумагами, акциями приватизированных  предприятий.

 Сейчас, когда массовая  приватизация практически завершена,  финансово- фондовый рынок постепенно  переходит в более зрелую фазу. Большинство инвестиционных компаний  и посредников занимаются концентрацией  пакетов акций приватизированных  предприятий, причем как с целью  осуществления брокерских операций, так уже и с целью долгосрочных  портфельных инвестиций.

 Принимая во внимание  тот факт, что в регионе зарегистрировано 1153 акционерных обществ с общим  уставным капиталом в объеме 1 106 404 млн. руб., рынок корпоративных  ценных бумаг имеет большой  потенциал для своего развития. Наибольший интерес у инвесторов  вызывают акции таких предприятий,  как АО “ГАЗ”, АО “Связьинформ”,  АО “НОРСИ”, АО “РАО Газпром”, АО “Нижновэнерго”, АО “Заволжский  моторный завод” и др. Как правило,  все эти предприятия являются  крупными эмитентами, и устойчивость потоков купли-продажи их акций придает рынку необходимую стабильность. Основные операторы рынка этих акций являются как бы костяком инфраструктуры финансово-фондового рынка, они формируют правила и принципы работы на нем, все более приближающиеся к общепринятым нормам цивилизованного рынка. В то же время, подавляющее большинство операций с акциями приватизированных предприятий осуществляется на внебиржевом рынке, что является показателем все еще недостаточно высокого уровня развития рынка корпоративных бумаг в целом.

 Биржевой рынок представлен  фондовой и валютно-фондовой биржами  (НВФБ), последняя из которых отличается  универсальным подходом. Вследствии  превалирования внебиржевых операций  с акциями, НВФБ специализируется  на торговле валютой а также  государственными ценными бумагами.

 Удельный вес объема  валютных операций НВФБ в объеме  биржевых торгов валютой в  стране вырос с момента создания  биржи в три раза. В мае текущего  года здесь запущена региональная  торговая площадка по торговле  ГКО и оборот по ним за 15 торговых сессий составил более  340 млрд. руб. Это позволило смягчить  проблему оттока денежных средств  из региона на столичные рынки.  В самое ближайшее время на  бирже будет создана система  оперативных межрегиональных расчетов  и освоены торги срочными и  конвертируемыми финансовыми инструментами.

 Вместе с тем, с  развитием финансово-фондового рынка все более остро встает задача его государственного регулирования. В настоящее время законодательным образом эта функция возложена на Федеральную Комиссию по рынку ценных бумаг, а основными принципами провозглашены сочетание защиты интересов государства и населения с минимальным вмешательством в рыночные отношения честно работающих субъектов рынка. В Нижегородском регионе функции государственного контроля и регулирования финансово-фондового рынка возлагаются на Региональную Комиссию по ценным бумагам и финансово-фондовому рынку (Председатель Комиссии В.В. Ершов).

 Нижегородская Региональная  Комиссия по ценным бумагам  и финансово-фондовому рынку не  имеет аналогов в России, поскольку  является единственным самостоятельным  региональным органом подобного  плана в стране. Она создана  около двух лет назад и сразу  получила самостоятельный статус.

 В соответствии с  положением о Региональной Комиссии, а также недавно введенными  Указами Президента РФ, Концепцией  развития рынка ценных бумаг  в РФ и Положением о Федеральной  Комиссии по рынку ценных бумаг,  на данный орган возлагаются  широкие полномочия.

 Именно Комиссия по  ценным бумагам будет координировать  и вести работу по регулированию  рынка, лицензированию его субъектов,  организации защиты интересов  вкладчиков и инвесторов, установлению  стандартов работы участников  и специалистов фондового рынка,  контролю за соблюдением действующего  законодательства, разработке нормативной  базы и др. Практически все  эти функции осуществляет и  Региональная Комиссия.

 Структурно Региональная  Комиссия по ценным бумагам  состоит из собственно Комиссии, объединяющей представителей Администрации,  налоговых органов и предпринимателей, ее исполнительной дирекции и  Экспертного Совета. Как сама  Комиссия и ее Экспертный Совет  сформированы распоряжениями Губернатора  области из специалистов в  области рыночных отношений, какие  бы кресла они не занимали, так и исполнительная дирекция  объединяет серьезных профессионалов. Основными направлениями работы  Региональной Комиссии за прошедший  период были: формирование реестра  участников рынка ценных бумаг,  контроль за соблюдением законодательства, организационно-методологическая работа, защита прав вкладчиков и акционеров.

 Комиссия провела несколько  десятков целевых проверок акционерных  обществ, инвестиционных институтов, что позволило выявить и устранить  значительное количество нарушений.  В результате у 65 инвестиционных  институтов отозваны лицензии, а  у 9 — приостановлены, вплоть до  устранения выявленных нарушений.  Теперь на территории области  полностью отсутствуют компании, привлекающие средства населения  без лицензии.

Информация о работе Финансовый рынок в РФ