Таблица 1 «Целевые показатели
развития финансового рынка»
Основные показатели стратегии
развития финансового рынка |
На 1 января 2008 г. |
2020 г. |
Капитализация
публичных компаний, трлн руб. |
32,3 |
170 |
Соотношение
капитализации к валовому внутреннему
продукту, % |
97,8 |
104 |
Биржевая
торговля акциями, трлн руб. |
31,4 |
240 |
Соотношение
биржевой торговли акциями к валовому
внутреннему продукту, % |
95,1 |
146 |
Стоимость
корпоративных облигаций в обращении,
трлн |
1,2 |
19 |
Соотношение стоимости корпоративных
облигаций в обращении к валовому
внутреннему продукту, % |
3,6 |
12 |
Активы
инвестиционных фондов, трлн руб. |
0,8 |
17 |
Пенсионные
накопления и резервы негосударственных
пенсионных фондов, трлн руб. |
0,6 |
12 |
Соотношение
активов инвестиционных фондов, пенсионных
накоплений и резервов негосударственных
пенсионных фондов к валовому внутреннему
продукту, % |
4,2 |
18 |
Годовой
объем публичных размещений акций
на внутреннем рынке по рыночной стоимости,
трлн руб. |
0,7 |
3 |
Количество
розничных инвесторов на рынке ценных
бумаг, млн человек |
0,8 |
20 |
Доля
иностранных ценных бумаг в обороте
российских бирж, % |
- |
12 |
По данным таблицы целевые
показатели развития финансового рынка,
в частности, активы инвестиционных фондов
к 2020 году должны вырасти с 0,8 трлн. до 17
трлн. руб., пенсионные накопления и
резервы негосударственных пенсионных
фондов должны увеличиться с 0,6 трлн. до
12 трлн. руб., а количество розничных инвесторов
на рынке ценных бумаг планируется увеличить
с 0,8 млн. до 20 млн. человек.
Разработчики стратегии
признают, что эти цифры выглядят
очень амбициозными, но отмечают,
что цели в долгосрочной стратегии
и должны быть амбициозными.
Глава 3. Современные
тенденции функционирования российского
финансового рынка в Нижегородской области
Финансовый рынок Нижегородской
области, как и в других регионах,
находится в зачаточном состоянии.
Как передает корреспондент ИА REGNUM,
об этом сообщил журналистам губернатор
Нижегородской области Валерий
Шанцев 14 сентября.
По его словам, большинство
руководителей предприятий, в частности,
акционерных обществ, не используют
акции и дополнительные выпуски
ценных бумаг для получения инвестиций
и развития бизнеса.
Шанцев отметил, что необходимо
выстраивать эффективное управление
активами региона и искать наиболее
эффективные методы использования
привлеченных инвестиций в экономику
области.
Также глава региона посоветовал
руководителям предприятий учиться
у тех компаний, которые уже
адаптировались на мировом финансовом
рынке. ФИНАНСОВО-ФОНДОВЫЙ РЫНОК НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Нижегородский регион
отличается высоким уровнем развития
рыночных отношений, что предопределяет
и высокий уровень развития
регионального финансово-фондового
рынка. Все основные группы
субъектов этого рынка — эмитенты,
инвесторы и профессиональные
посредники — представлены достаточно
широко. Так, на начало второго
полугодия 1996г. в Нижегородской
области зарегистрировано 1153 акционерных
общества, 138 инвестиционных институтов,
33 коммерческих банка, 35 страховых
компаний, 11 чековых инвестиционных
фондов, 17 негосударственных пенсионных
фондов, а также 3 биржи — фондовая,
валютно-фондовая и агропромышленная.
Эти цифры ярко отражают высокий
уровень развития инфраструктуры
финансово-фондового рынка, а
также уровень его специализации.
Так, страховые компании
и пенсионные фонды выступают
преимущественно в роли институциональных
инвесторов, аккумулирующих свободные
средства населения и предприятий
и размещающих их на рынке.
Акционерные общества чаще всего
являются эмитентами, привлекающими
эти средства на тех или
иных условиях, а инвестиционные
компании обслуживают взаимный
обмен финансовыми потоками.
Некоторые из перечисленных
хозяйствующих субъектов зачастую
выступают сразу в нескольких
качествах: так, коммерческие
банки могут являться эмитентами
и выпускать ценные бумаги, в
том числе низко номинальные,
предназначенные для размещения
среди мелких инвесторов, одновременно
выступая в качестве инвесторов.
Однако наиболее ярко характеризует
уровень развития фондового рынка
количественные и качественные
показатели развития обслуживающей
его инфраструктуры. Это инвестиционные
консультанты и финансовые брокеры,
инвестиционные компании, специализированные
регистраторы, депозитарии. Деятельность
всех этих компаний подлежит лицензированию,
что предполагает наличие высоких требований
к их персоналу и “прозрачности” методов
работы.
Отличительной чертой
нижегородского региона является
высокая активность местных властей
на финансово-фондовом рынке.
Администрацией Нижегородской области
осуществлена эмиссия двух областных
займов, которые были успешно
размещены на рынке. Это не
только позволило аккумулировать
средства на решение социальных
задач и инвестиционных программ,
но и послужило толчком для
формирования профессиональной
инфраструктуры, вовлекло население
в рыночные отношения, предоставив
ему альтернативы вложению своих
денег в сомнительные финансовые
компании.
Кроме того, Администрация области
совместно с АО “ГАЗ” осуществила специализированный
жилищный заем, направленный на целевое
выполнение жилищной программы и давший
мощный импульс стагнирующей строительной
индустрии.
Тем самым, было
не только построено необходимое
жилье, но и созданы новые
рабочие места, что ярко продемонстрировало
возможности финансово-фондового
рынка.
Местные Администрации
являются и крупными инвесторами,
распределяющими инвестиционные
потоки между несколькими десятками
федеральных и региональных инвестиционных
программ, таких как “Детское
питание”, “Чистая вода”, “Хлеб
России”, “Возрождение торгового
флота”, “Конверсия оборонной промышленности”,
“Экологическая безопасность России”,
“Обеспечение жильем военнослужащих,
уволенных в запас или отставку”
и множество более мелких. За
каждой из этих программ стоит
мощный инвестиционный и инновационный
импульс, способствующий оживлению
деловой активности. Кроме того,
Администрации города и области
принимают активное участие и
в развитии вексельных программ,
что также можно отнести к
особенностям регионального финансово-фондового
рынка. Эмиссия своих и использование
чужих долговых обязательств
позволяет местным властям расшивать
неплатежи, оптимизировать бюджетные
потоки, заменить суррогатами и
высвободить из оборота реальные
средства.
Во многих из этих
программ участвуют коммерческие
банки и инвестиционные институты.
Активность работы банков на
финансово-фондовом рынке неуклонно
возрастает и здесь даже начала
развиваться определенная специализация.
Так, “Нижегородский земельный
банк” активно занимается жилищным
займом и обслуживанием вексельных
программ.
Этот же банк создал
торговую площадку по торговле
векселями предприятий-должников
третьим лицам, что способствует
погашению бюджетных задолженностей.
Другие банки специализируются
на торговле государственными
ценными бумагами, акциями приватизированных
предприятий.
Сейчас, когда массовая
приватизация практически завершена,
финансово- фондовый рынок постепенно
переходит в более зрелую фазу.
Большинство инвестиционных компаний
и посредников занимаются концентрацией
пакетов акций приватизированных
предприятий, причем как с целью
осуществления брокерских операций,
так уже и с целью долгосрочных
портфельных инвестиций.
Принимая во внимание
тот факт, что в регионе зарегистрировано
1153 акционерных обществ с общим
уставным капиталом в объеме 1
106 404 млн. руб., рынок корпоративных
ценных бумаг имеет большой
потенциал для своего развития.
Наибольший интерес у инвесторов
вызывают акции таких предприятий,
как АО “ГАЗ”, АО “Связьинформ”,
АО “НОРСИ”, АО “РАО Газпром”,
АО “Нижновэнерго”, АО “Заволжский
моторный завод” и др. Как правило,
все эти предприятия являются
крупными эмитентами, и устойчивость
потоков купли-продажи их акций придает
рынку необходимую стабильность. Основные
операторы рынка этих акций являются как
бы костяком инфраструктуры финансово-фондового
рынка, они формируют правила и принципы
работы на нем, все более приближающиеся
к общепринятым нормам цивилизованного
рынка. В то же время, подавляющее большинство
операций с акциями приватизированных
предприятий осуществляется на внебиржевом
рынке, что является показателем все еще
недостаточно высокого уровня развития
рынка корпоративных бумаг в целом.
Биржевой рынок представлен
фондовой и валютно-фондовой биржами
(НВФБ), последняя из которых отличается
универсальным подходом. Вследствии
превалирования внебиржевых операций
с акциями, НВФБ специализируется
на торговле валютой а также
государственными ценными бумагами.
Удельный вес объема
валютных операций НВФБ в объеме
биржевых торгов валютой в
стране вырос с момента создания
биржи в три раза. В мае текущего
года здесь запущена региональная
торговая площадка по торговле
ГКО и оборот по ним за 15
торговых сессий составил более
340 млрд. руб. Это позволило смягчить
проблему оттока денежных средств
из региона на столичные рынки.
В самое ближайшее время на
бирже будет создана система
оперативных межрегиональных расчетов
и освоены торги срочными и
конвертируемыми финансовыми инструментами.
Вместе с тем, с
развитием финансово-фондового рынка
все более остро встает задача его государственного
регулирования. В настоящее время законодательным
образом эта функция возложена на Федеральную
Комиссию по рынку ценных бумаг, а основными
принципами провозглашены сочетание защиты
интересов государства и населения с минимальным
вмешательством в рыночные отношения
честно работающих субъектов рынка. В
Нижегородском регионе функции государственного
контроля и регулирования финансово-фондового
рынка возлагаются на Региональную Комиссию
по ценным бумагам и финансово-фондовому
рынку (Председатель Комиссии В.В. Ершов).
Нижегородская Региональная
Комиссия по ценным бумагам
и финансово-фондовому рынку не
имеет аналогов в России, поскольку
является единственным самостоятельным
региональным органом подобного
плана в стране. Она создана
около двух лет назад и сразу
получила самостоятельный статус.
В соответствии с
положением о Региональной Комиссии,
а также недавно введенными
Указами Президента РФ, Концепцией
развития рынка ценных бумаг
в РФ и Положением о Федеральной
Комиссии по рынку ценных бумаг,
на данный орган возлагаются
широкие полномочия.
Именно Комиссия по
ценным бумагам будет координировать
и вести работу по регулированию
рынка, лицензированию его субъектов,
организации защиты интересов
вкладчиков и инвесторов, установлению
стандартов работы участников
и специалистов фондового рынка,
контролю за соблюдением действующего
законодательства, разработке нормативной
базы и др. Практически все
эти функции осуществляет и
Региональная Комиссия.
Структурно Региональная
Комиссия по ценным бумагам
состоит из собственно Комиссии,
объединяющей представителей Администрации,
налоговых органов и предпринимателей,
ее исполнительной дирекции и
Экспертного Совета. Как сама
Комиссия и ее Экспертный Совет
сформированы распоряжениями Губернатора
области из специалистов в
области рыночных отношений, какие
бы кресла они не занимали,
так и исполнительная дирекция
объединяет серьезных профессионалов.
Основными направлениями работы
Региональной Комиссии за прошедший
период были: формирование реестра
участников рынка ценных бумаг,
контроль за соблюдением законодательства,
организационно-методологическая работа,
защита прав вкладчиков и акционеров.
Комиссия провела несколько
десятков целевых проверок акционерных
обществ, инвестиционных институтов,
что позволило выявить и устранить
значительное количество нарушений.
В результате у 65 инвестиционных
институтов отозваны лицензии, а
у 9 — приостановлены, вплоть до
устранения выявленных нарушений.
Теперь на территории области
полностью отсутствуют компании,
привлекающие средства населения
без лицензии.