Финансовый рынок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, показать его функции, структуру, как формировался финансовый рынок России и его современные тенденции. В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно исследовать тему "Финансовый рынок России: проблемы становления и развития". Данная тема является очень интересной для изучения и актуальной, так как собственно формирование и функционирование финансового рынка является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовик Финансовый рынок в РФ становление, этапы развития и современное состояние в Нижегородской области.docx

— 79.55 Кб (Скачать файл)

ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления  профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно - депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.

Государственное регулирование  осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

В системе регулирования  РФ негосударственные структуры  -объединения профессиональных участников - еще не играют такой важной роли, как на развитых рынках. Наиболее активно  функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) — добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках соответствующего законодательства.

Саморегулируемые организации  могут принимать форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Основные саморегулируемые организации на российском рынке  ценных бумаг: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная ассоциация участников рынка  государственных ценных бумаг (НАУРаГ); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД); Союз фондовых бирж России; Национальная фондовая ассоциация; Ассоциация участников вексельного рынка и др.

Банки РФ объединяют две  основных ассоциации - Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.

СРО в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 марта 2006 г., включает 80 ассоциаций и союзов. Самый крупный из них - Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.

В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует  и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. В сфере финансового рынка единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г.

Закон сдержит определение  финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривается осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.

Законом не допускаются  и признаются недействительными  соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.

 

2.3. Этапы развития финансового рынка в Российской Федерации. Становление финансовых институтов и инвестиционных фондов.

 

Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно  связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся  и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной  базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями  Правительства, инструкциями либо разъяснениями  отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и  развитие отдельных сегментов финансового  рынка.

Российский финансовый рынок  – диверсифицированная, многоуровневая профессиональная система, приближающаяся по уровню зрелости к развивающимся  рынкам новых индустриальных стран. Это – перспективный рынок, отличающийся высокими темпами динамики и роста  операционной способности. Каждый день он приносит экономике новые инвестиции, необходимые для роста и модернизации.

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.

1 этап

Так как финансовый рынок  являет собой механизм перераспределения  капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

В рамках этой задачи предстояло:

  1. создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;
  2. обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации;
  3. стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п.

Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров  РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об  утверждении Положения об акционерных  обществах”. Для этого - первого - этапа  были характерны следующие процессы:

- появление (еще в 1990 г.) первых открытых акционерных  обществ, выпустивших акции в  открытую продажу с первичным  размещением в 1991 г. (банк “Менатеп”,  Российская товарно-сырьевая биржа);

- в марте 1991 г. государственные  облигации впервые появились  на биржевых торгах (фондовый  отдел Московской товарной биржи);

- массовое создание акционерных  обществ и выпуск их акций  в свободную продажу;

- появление сотен бирж  в 1991 г. и начало функционирования  других институтов рынка (инвестиционных  компаний и др.) в 1992 г.

Итогом этого этапа (к  весне 1992 г.) можно считать появление  всех возможных видов ценных бумаг  со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа  в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров  РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об  утверждении Положения о выпуске  и обращении ценных бумаг и  фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих  лет стало основным документом в  этой области (за исключением приватизируемых  предприятий).

2 этап

Основными формальными вехами второго этапа стали:

- система приватизационного  законодательства 1992-1994 гг.;

- создание и развитие  организованного рынка государственных  ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Точкой отсчета для  этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества”, который  оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг  в России впервые стал оказывать  сильнейшее влияние на общеэкономическое, и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали  во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение  ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия  акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а  также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы, в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

3 этап

Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки:

- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной  базы, определяющей институционально-регулятивные  аспекты функционирования рынка  ценных бумаг (вступление в  силу ГК РФ, Законов РФ “Об  акционерных обществах” и “О  рынке ценных бумаг”);

- позитивные качественные  изменения 1994-1996 гг., связанные с  развитием инфраструктуры - свыше  200 лицензированных регистраторов,  подготовка (хотя и конфликтная)  к созданию центрального депозитария,  постепенное развитие кастодиальных  услуг, создание и развитие  Российской торговой системы,  формирование системы саморегулируемых  организаций участников рынка);

- общие благоприятные  тенденции и значительные резервы  в развитии ликвидности и капитализации  рынка.

Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное признание  российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым  финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области  следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным  иностранным депозитарием” и  др.

Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок  откатился к нулевой точке  своего развития.

Можно выделить основные причины  кризиса:

• "раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в большинстве случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО;

• финансовые пирамиды;

• низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей);

• кризис доверия со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году;

• несовпадение динамики пассивов и активов банков (депозитные и кредитные ставки);

• снижение доходных статей министерства финансов (налоги).

С организационной точки  зрения финансовый рынок можно рассматривать  как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

В зависимости от типа финансового  института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на: денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок страховых  полисов и пенсионных счетов, валютный рынок, рынок золота.

Основными институтами денежного  рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы  и представительства иностранных  банков, специализированные кредитные  организации).

Информация о работе Финансовый рынок в РФ