Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель данной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
1.3Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе
2 Содержание и функции хозяйствующих субъектов
2.1Содержание и сущность
2.2Функции финансов хозяйствующих субъектов
3Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов
3.1Состав и источники финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов
3.2Роль и назначение по обеспечению финансовыми ресурсами процесса расширения хозяйствующих субъектов
3.3Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов
- контроль за формированием и использованием денежных фондов.
Содержание функций финансов как экономической категории остается тем же, что при планово-директивной экономике. Однако их роль и место в хозяйственном процессе существенно изменились.
В дорыночной экономике финансам отводилась роль централизованного сборщика денежных средств для формирования государственного бюджета. Финансовый план предприятия составлялся с одной главной целью - выявить неиспользованные ресурсы и определить сумму платежей в бюджет как сумму превышения доходов предприятия над его расходами. При этом сумма и уровень расходов строго нормировались. Роль прибыли была принижена. Получение прибыли как целевая функция любого предприятия отрицалась. С переходом на рыночную экономику финансы потеряли свое распределительное назначение, а их назначением стало усиление воздействия финансового механизма на расширение инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые являются независимыми в хозяйственном и финансовом отношениях и несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйствующие субъекты, не выполняющие свои обязательства по расчетам, могут быть в судебном порядке объявлены банкротами. Банкротство означает неспособность хозяйствующего субъекта удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом.
К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под контролем кредиторов осуществляется в процессе конкурсного производства.
Мировое соглашение - это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и(или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Для внешнего управления арбитражный суд назначает арбитражного управляющего.
Санация - это оздоровление хозяйствующего субъекта-должника, т. е. собственник хозяйствующего субъекта-должника, кредиторы или иные лица оказывают финансовую помощь должнику.
Для участия в санации арбитражный суд объявляет
Конкурсное производство осуществляется с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Конкурсное производство - это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта, в результате которой осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т. е. имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
При рыночной экономике финансовая
самостоятельность
Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в рыночной экономике.
Хозяйствующий субъект богат не
тем, что у него есть заводы, сырье, работники,
а тем, что у него есть рынки. Под рынком
понимаются социально-экономические
В рыночных отношениях участвуют
различные экономические
Рынок – это сфера проявления
экономических отношений между производителями и
Это связано с нарушением основного принципа рыночной экономики - равновесием цен, курсов, процентных ставок на основе сбалансированности спроса и предложения. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос.
Если спрос превышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены падают.
Отступление от данного правила зачастую ведет к большим финансовым убыткам. Деньги в запасах непродаваемых товаров - это потерянные финансовые ресурсы.
При соответствии цены спросу происходит реализация продукции, и покупатель дает хозяйствующему субъекту выручку от реализации продукции (товарооборот). Выручка - это единственный источник дохода хозяйствующего субъекта, который позволяет ему выжить в условиях конкуренции, так как создает условия для самофинансирования и повышает его финансовую конкурентоспособность.
На рынке выигрывает тот, кто имеет больший
2.2 Функции финансов хозяйствующих субъектов
Функции финансов предприятий. Функции любой экономической категории представляют собой форму проявления ее общественного назначения и должны выражать специфику именно данной категории.
Воспроизводственная же функция, функция распределения, обеспечения, стимулирования присущи практически всем другим экономическим категориям — цене, прибыли, заработной плате, налогам и т.д. Функции финансов хозяйствующих субъектов реализуются на уровне микроэкономики. Они непосредственно связаны с формированием и использованием денежных фондов предприятий в условиях их экономической обособленности и удовлетворением потребностей данной хозяйствующей единицы на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуществлением денежных затрат, реализуемых в четырех денежных потоках, отражающих все денежное хозяйство предприятия в стоимостной форме. Поэтому можно сказать, что финансы предприятий выполняют следующие функции:
- Регулирование денежных
потоков предприятия с целью
обеспечения
- выбор организационно-правовой формы, вида, сферы предпринимательской деятельности;
- определение способов
формирования уставного
- формирование организационной
структуры управления
- формирование учетной политики;
- организация договорных отношений;
- инкассация дебиторской задолженности;
- налоговое планирование;
- финансовое планирование;
- учет денежных потоков и контроль за ними.
Формирование капитала, денежных доходов и фондов с целью обеспечения источниками развития предприятия и достижения его финансовой устойчивости:
- формирование уставного капитала;
- привлечение источников на фондовом рынке в целях развития;
- привлечение кредитов, займов
и других видов заемных
- аккумуляция денежных
фондов в результате
- привлечение специальных целевых средств.
Использование капитала, доходов и денежных фондов с целью обеспечения развития предприятия:
- оптимизация вложений;
- обеспечение налоговых
и других обязательных
- вложение средств в наиболее ликвидные активы.
Конкретной реализацией
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2. доходы предприятий сферы
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).
Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
Перераспределение национального
дохода происходит в интересах структурной
перестройки народного