Финансы хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
1.3Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе
2 Содержание и функции хозяйствующих субъектов
2.1Содержание и сущность
2.2Функции финансов хозяйствующих субъектов
3Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов
3.1Состав и источники финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов
3.2Роль и назначение по обеспечению финансовыми ресурсами процесса расширения хозяйствующих субъектов
3.3Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 176.03 Кб (Скачать файл)

- благотворительных и  иных фондов;

- в других формах, предусмотренных  законом.

В свою очередь, в сфере  финансов коммерческих организаций  можно выделить специфическую сферу «финансовых посредников»: коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п. Финансовые посредники выполняют важную роль в аккумулировании и перераспределении средств других хозяйствующих организаций и физических лиц, Они имеют существенное значение для развития рыночной инфраструктуры России, представляя собой финансовый сектор экономики.

Основные формы коммерческих организаций. Государственные и  муниципальные унитарные предприятия. Особое место в сфере финансов коммерческих предприятий занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, находящееся  в государственной собственности, основанное на праве оперативного управления, принимает статус государственного предприятия. Оно имеет специфику  формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные  права, функционирует на основе Устава, утвержденного Правительством РК.

При недостатке собственных  доходов для покрытия затрат, связанных  с выполнением государственных  планов-заказов и планов развития, казенным предприятиям выделяются из республиканского бюджета средства на реализацию плана развития, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов социальной инфраструктуры, на социальное развитие (по ежегодно устанавливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме ее свободного остатка подлежит изъятию в доход республиканского бюджета. До начала перестройки такая система финансирования и распределения прибыли существовала в СССР для всех государственных предприятий.

Финансы некоммерческих организаций формируются за счет средств бюджета, коммерческих предприятий  и населения. Собственник средств  создает организацию, наделяет ее имуществом на праве оперативного управления и  финансирует ее деятельность

Некоммерческие организации  как субъекты права оперативного управления могут оказывать потребителям наряду с бесплатными и платные услуги.

Финансовые ресурсы  некоммерческих организаций формируются  за счет бюджета, доходов от предпринимательской  деятельности, поступления членских взносов, добровольных пожертвований, доходов от сдачи помещений в аренду и т.д.

Коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Общественные и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

 

Заключение 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в  денежной форме, имеют распределительный  характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансы хозяйствующих  субъектов — это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Именно здесь формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в дальнейшем перераспределяются в хозяйственном комплексе страны и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. Финансы хозяйствующих  субъектов функционируют в сфере  общественного производства, где  создается валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных нужд, финансовая стойкость страны.

На макроэкономическому уровне финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов государства через бюджет и внебюджетные фонды. Специфика финансов предприятий и организаций заключается в том, что через них мобилизуются средства и создаются фонды финансовых ресурсов не для дальнейшего перераспределения, как это имеет место в сфере государственных финансов, а для обслуживания процесса производства продукции, выполнение работ и предоставление услуг.

В соответствии с Законом  “О предприятиях и предпринимательской  деятельности в РК” предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения  хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие  выступает юридическим лицом, что  определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия. Рыночные принципы управления экономикой и осуществления предпринимательской деятельности внесли существенные коррективы на трактовку необходимости финансов, которая ранее определялась тремя факторами: существованием государства, наличием товарно-денежных отношений и действием экономических законов.

Финансы обеспечивают кругооборот  основного и оборотного капитала, расширения производственного процесса, инвестиции в экономику и социальный сектор, регулируют отраслевую и территориальную  структуру экономики, стимулируют  развитие производства и т.д.

Финансы коммерческих организаций  являются важной сферой финансовых отношений. Современные условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали  вопросы управления финансами коммерческих организаций. Поэтому приобретают  важность рассмотрение таких вопросов как сущность, функции и принципы, факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций, прибыль  и рентабельность.

Финансовая работа предприятия  в современных условиях приобретает  качественно новое содержание, что  связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики  важнейшие задачи финансовых служб  – это не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организации  финансового менеджмента. То есть разработки рациональной финансовой стратегии  и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  достижения поставленной цели и максимизации прибыли.

Финансовые отношения  предприятия возникают тогда, когда  на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Цель общественных организаций - прежде всего направление инициативы “снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения “всеобщих государственных” интересов и интересов частных, индивидуальных - через форму интереса определенных общественных групп - в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества.

Таким образом, общественные организации одинаково нужны  и государству и бизнесу, так  как они дополняют их, очеловечивают  и уравновешивают, создавая и удерживая  социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами  общественные организации нужны  самому обществу, чтобы возникающие  в нем проблемы и потребности  могли решаться силами гражданских  инициативы, не дожидаясь выделения  на эти цели средств из госбюджета.

Сам механизм некоммерческого  хозяйствования является принципиально  новым для нашей страны и ему  надо учиться.

Условиями формирования гражданского общества в Казахстане 90-годов явились: отмена и резкое сокращение централизованного  финансирования социокультурной и  гуманитарной областей и, как следствие, необходимость самоспасения науки, искусства, культуры, образования, просвещения; резкое ухудшение уровня жизни, потребность в спасении и самоспасении нуждающихся в помощи групп населения.

Применительно к развитию некоммерческих организаций в Казахстане сделан ряд важных шагов: принят Гражданский  кодекс: «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Все  это сейчас способствует созданию и  развитию некоммерческого сектора  в Казахстане, включая благотворительные  и общественные организации, а также  политические партии, профсоюзы, научно-технические  и т.п. организации. Они создаются  для решения крупных социальных проблем и человеческих нужд через  предоставление людям возможности  участвовать в улучшении  благосостояния их сообществ. Вместе с тем, сами по себе законы не работают, и более того, они сами и некоторые их положения подчас вызывают ожесточенные споры по поводу применения. Вместе с этим встает ряд вопросов общего и финансового управления некоммерческими организациями, так как Казахстан не имеет того опыта управления, как, например, богатейший опыт США и Британии. Большинству казахстанских некоммерческих организаций не достает профессионализма и навыков управления, сбора финансовых средств для их деятельности. Не выработаны эффективные способы взаимодействия некоммерческих организаций и государственных структур управления, бизнеса, а также средств массовой информации. Отсутствует полноценная база данных организаций, работающих в некоммерческих сферах 

Правоспособность некоммерческих организаций возникает в момент создания, который во времени совпадает с моментом государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации.     

 Общественные организации имеют специальную правоспособность, то есть вправе совершать только те действия, которые соответствуют сфере их деятельности, предусмотренной в учредительных документах или в уставе. 

На начальных этапах приобретения Казахстаном суверенитета и независимости  уровень развития секторов национального  финансового рынка и их регулирования  крайне рознились между собой. В  этой связи интересы скорейшего формирования и развития отечественного финансового  сектора требовали создания новой  системы государственного регулирования  финансовых институтов, в т.ч. с учётом положительной международной практики.

В рамках реализации данной задачи в конце 90-х годов прошлого века в республике начали формироваться  элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей  методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002г.).

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию  в регулировании финансового  рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций  в центральном банке страны  была промежуточным шагом к созданию  самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения  из Национального Банка Республики Казахстан.

Важным фактором  развития финансового сектора страны стало  начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций (далее - Агентство), за которым законодательно были закреплены следующие  цели и  задачи:

1) обеспечение финансовой  стабильности финансового рынка  и финансовых организаций и  поддержание доверия к финансовой  системе в целом;

2) обеспечение надлежащего  уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке;

4) установление стандартов  деятельности финансовых организаций,  создание стимулов для улучшения  корпоративного управления финансовых  организаций;

5) мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости  финансовой системы;

6) сосредоточение ресурсов  надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности;

7) стимулирование внедрения  современных технологий, обеспечение  полноты и доступности информации  для потребителей о деятельности  финансовых организаций и оказываемых  ими финансовых услугах.

Информация о работе Финансы хозяйствующих субъектов