Финансы хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе государства. Предметом - финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели определены следующие задачи:
1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе государства;
2) Рассмотреть роль и значение финансов предприятия в формировании внебюджетных фондов;
3) Рассмотреть проблемы финансирования Пенсионного фонда России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 стр.
Сущность финансов хозяйствующих субъектов. Место финансов в финансовой системе государства………………………………...........................5 стр.
Роль финансов предприятия и их значение для внебюджетных фондов………………………………………………………………………….…10 стр.
Проблема управления финансами Пенсионного фонда………………….25 стр.
Заключение…………………………………………………………………….…31стр.
Список использованной литературы……………………………………………32 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

Важная роль финансов предприятий проявляется в следующем:

· финансовые ресурсы, концентрируемые государством в значительной степени формируются за счет финансов предприятий;

· финансы предприятий способствуют непрерывности производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;

· финансовые ресурсы предприятий направляются и на потребление, таким образом, с помощью финансов предприятий опосредованно реализуются социальные задачи развития общества;

финансовая система пенсионный фонд

· осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;

· происходит изменение отраслевых пропорций в рыночной экономике, ускоренное развитие отдельных отраслей экономики, создание новых производств и современных технологий;

· финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств (граждан) путем инвестирования их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые предприятиями.

Все три подсистемы финансов страны тесно взаимосвязаны.

Действующее законодательство предполагает разделение предприятий (организаций) - юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие предприятия преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Финансирование некоммерческих организаций осуществляется собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Финансы предприятий представляют собой финансовые или денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов предприятий. Они формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; и средства, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).

Государственное регулирование финансов предприятий является существенным условием их функционирования. Основные способы государственного регулирования финансов предприятий:

· определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;

· определение условий формирования и изменения величины уставного капитала предприятий;

· установление правил формирования и использования денежных фондов и резервов предприятий;

· регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;

· определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;

· определение принципов и режимов налогообложения предприятий;

· регулирование учетной ставки процента и др.

Одним из наиболее эффективных экономических методов государственного регулирования финансов предприятий является налогообложение.

Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения возможен при соблюдении ряда условий:

1) возлагаемое  на предприятия налоговое бремя  не может быть чрезмерным, лишающим  предприятия ресурсов финансирования  расширения и технического перевооружения  производства.

2) количество  взимаемых налогов должно быть  минимальным, а порядок их исчисления  и взимания - простым и понятным  каждому плательщику.

3) необходимы  стабильность ставок и порядка  уплаты налогов на длительное  время.

4) система  налогообложения должна быть  гибкой, создавая при помощи налоговых  льгот предпочтительные условия  развития для тех отраслей, в  продукции которых заинтересовано  общество.

Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти).

Объектами налогообложения на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в т. ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами.

Параллельно с бюджетом функционирует система государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий.

К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в себестоимость продукции, и др.

Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин.

1) у органов  государственной власти появляются  дополнительные средства для  вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в  условиях нестабильной экономики.

2) эти  фонды, будучи автономными от  бюджета, предназначались для решения  новых важных задач, которые требуют  особого внимания со стороны  государства.

3) внебюджетные  фонды могут при определенных  условиях использоваться для  покрытия бюджетного дефицита  через механизм кредита.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

¾   выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

¾   формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

¾   обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;

¾   добровольные взносы физических и юридических лиц;

¾   прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;

¾   другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и Федерального Закона № 167 - ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном страховании в Российской Федерации". Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета - базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Информация о работе Финансы хозяйствующих субъектов