Финансы и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:43, лекция

Описание работы

1. Сущность финансов и их функции.
2. Роль финансов в рыночных отношениях.
3. Финансово - бюджетная политика России.

Файлы: 1 файл

лекции по финансовому менеджменту.DOC

— 775.00 Кб (Скачать файл)
  • производственные запасы;
  • дебиторская задолженность;
  • денежные активы.

Принципы формирования производственных запасов:

    • четкое определение нормативов по производственным запасам;
    • минимум затрат на обслуживание текущих запасов;
    • систематическое вовлечение запасов в годовой оборот;
    • реальное отражение запасов в себестоимости продукции в условиях инфляции.

В условиях инфляции выработана практика расчетов запасов.

  1. FIFO (первый пришел, первый ушел) - стоимость запасов оценивается по ценам первичных закупок, тем самым себестоимость продукции несколько снижается, а прибыль получается выше.
  2. LIFO - запасы списываются с производства по ценам последних закупок. Этот метод позволяет получить реальную оценку, себестоимость повышается, прибыль снижается.

Дебиторская задолженность.

 

В управление дебиторской  задолженностью входит следующее:

    • необходимо оценить размер дебиторской задолженности и ее удельный вес в общей сумме оборотных активов;
    • желательно иметь картотеку дебиторской задолженности по возрастным группам в днях;
    • необходимо рассчитать средний период погашения дебиторской задолженности;
    • дебиторская задолженность разбивается на нормальную, просроченную и безнадежную.

Управление  денежными активами.

 

С точки зрения финансового  менеджмента управление денежными  активами - управление платежеспособностью. Платежеспособность на предприятии обеспечивается следующим.

    1. Наличие средств на расчетном счету, в кассе, денежные средства в национальной валюте.
    2. Валютный счет.
    3. Вложение средств в высоколиквидные ценные бумаги.
    4. Депозиты в банке.

Управление денежными  активами включает в себя следующие  расчеты:

    • некий минимум денежных средств;
    • расчет среднего остатка денежных средств, обеспечивающего платежеспособность (в месяц, квартал, год);
    • оборачиваемость денежных активов;
    • расчет коэффициентов платежеспособности.

 

Показатели  использования оборотных средств.

 

  1. Доля оборотных средств в активах предприятия.

 

Текущие активы (т. е. I и II разделы баланса)

---------------------------------------------------------------------------------------

Все хозяйственные средства + все  активы (I, II и III разделы баланса).

 

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

 

Выручка от реализации.

-------------------------------------- (количество  оборотов в год)

Норматив оборотных средств.

 

  1. Длительность оборота.

 

365

--------------------------- (дней)

Количество оборотов.

 

Одним из самых отрицательных  факторов в экономике России является кризис неплатежей, продолжающийся уже около 5 лет. Он вызван следующим.

    1. Низкая конкурентоспособность российской продукции.
    2. Хроническая нехватка собственных оборотных средств.

В настоящее время  объем взаимных долгов составил около 300 млн. долларов. На момент вхождения в рыночную экономику сразу обнаружился недостаток денежных средств в России. Для сравнения можно привести следующий пример: ВВП США обеспечивается реальной денежной массой на 80%, а ВВП России - только на 10%. При общей нехватке средств получается замкнутый круг: неплатежеспособные предприятия вовлекают в свой оборот деньги благополучных предприятий, причем эти предприятия становятся за определенный период также неблагополучными (то есть неплатежеспособными).

    1. Классическая формула движения денежных средств определяется:
      • капитал - товар - доход (ранее);
      • капитал - деньги (банки, ценные бумаги) - доход (в настоящее время).
    1. Нехватка денежных средств в настоящее время возмещается «квази-деньгами» (бартер, векселя, коммерческий кредит).
    1. Существовавшая до настоящего времени (до 1.01.97 г.) система авансовых платежей отвлекала определенное количество оборотных средств.
    2. Неэффективная политика коммерческих банков, которые используют тяжелое финансовое положение предприятий, выдавая ссуды под высокий процент.

 

Лекция 7.

 

 


Факторинг как  метод финансового обеспечения  предпринимательской деятельности.

 

План.

 

  1. Понятие и значение факторинга.
  2. Механизм фактор-обслуживания.
  3. Правовая основа взаимоотношений в факторинге.

 

1. Понятие и  значение факторинга.

 

Росссийская рыночная экономика  приняла и использует многие новые  термины, показатели и формы финансирования. Одной их таких форм финансирования является факторинг. Суть этой формы в том, что банки берут на себя обязательство профинансировать реализацию товаров, услуг за счет коммерческого кредита. Такая услуга имеет огромное значение в условиях рынка, в условиях замедления товарно-денежных потоков, кризисе неплатежей. В таком случае в тяжелом положении оказываются поставщики.

В отличие от банковского кредита, который дает средства во временное пользование, при факторинговой сделке не только финансируется поставщик, но (самое главное) с покупателя получают причитающиеся платежи.

Слово «фактор» означает «посредник», «маклер».С экономической точки зрения, факторинг - посредническая операция по взыскиванию денежных средств с должников клиента. Факторинг дает поставщику следующие преимущества.

    1. Поставщик получает 100%-ую гарантию того, что получит по всем счетам.
    2. Поставщику не надо делать никаких усилий для получения средств, т. к. За относительно небольшую плату это делает фактор-фирма.
    3. Поставщик получает своеобразную гарантию устойчивого финансового положения.

 

 

 

2. Механизм  фактор-обслуживания.

 

Фактор-обслуживанием  занимаются специализированные фактор-фирмы, тесно связанные с определенными банками, либо фактор-отделы банка. Кроме оплаты счетов-фактур, фактор-фирмы оказывают (по желанию заказчика) дополнительные услуги:

  • постановка бухгалтерского учета;
  • подготовка разнообразной статистической документации;
  • определенная информация о клиентах.

В фактор-операциях участвуют 3 стороны:

  1. фактор-фирма;
  2. клиент (фирма-поставщик);
  3. фирма-покупатель.

Основной принцип  фактор-операции состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов счета-фактуры и в течение 2-3 дней оплачивает их в размере 70-90% от требований, а остающуюся сумму выплачивает после получения средств у покупателя.

Факторинговые услуги предоставляются:

    • с финансированием (в этом случае клиент вправе требовать немедленной оплаты в независимости от срока платежей);
    • без финансирования (оплата счетов-фактур будет произведена в срок наступления платежей).

Для оформления факторингового обслуживания потенциальный клиент подает в банк заявку. Получив эту  заявку, фактор-фирма тщательно изучает  финансовое положение, сферу деятельности, виды продукции, покупателей, с которыми имеет дело клиент. Только после благоприятного вывода фактор-фирмы может быть подписан договор.

В мировой практике стоимость факториноговых услуг складывается из двух элементов:

    1. комиссионных за услугу;
    2. процента, взимаемого при досрочной оплате.

Комиссия устанавливается  в проценте от суммы счета-фактуры (1,5 - 2,5%). Процент при досрочной  оплате несколько выше ставки банка  на краткосрочный кредит.

В Российской Федерации  факторинг начал развиваться как услуга банка с 1988 года. Первые факторинговые операции провел Промстройбанк. В настоящее время существует инструкция Центробанка (выпущенная в конце 1989 года) «О порядке осуществления операций по услуге банка поставщикам на получение платежей по платежным требованиям».

 

Объем фактор-операций за 1990 - 1993 гг.

 

1990 г. - 0,9 млн. руб

1991 г. - 67 млн. руб.

1992 г. - 40 млн. руб.

1993 г. - 25 млн. руб. 

1994 г. - 7,5 млн. руб.

 

3. Правовая  основа взаимоотношений в факторинге.

 

Основой осуществления  факторинговых операций является договор факторинга. Он может быть открытым и закрытым.

Открытый договор - покупателя ставят в известность о наличии фактор-договора, а кроме того, в фактор-договоре могут быть обозначены дополнительные условия. Закрытый договор - в случае подписания договора покупателя не извещают о его наличии.

Различают договор о полном обслуживании. Такой договор обеспечивает 100%-ую защиту клиента. Единственной обязанностью поставщика является полный учет сделок с фактор-фирмой. Также может существовать и договор о предварительной оплате. Его основным преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика в зависимости от роста оборота клиента. Предварительная оплата предполагает также, что поставщик незамедлительно получает 70-80% от сумм счетов-фактур.

Практика предварительного незамедлительного авансирования  поставщика предполагает тщательные расчеты и определение уровня риска фактор-фирмы. Существует 3 метода установления кредитных сумм.

    1. Каждому поставщику устанавливается лимит оплаты счетов. Если сумма задолженности покупателя перед поставщиком превышает сумму лимита, то банк требует, чтобы вся сумма платежей поступала в фактор-фирму, и после того, как долги уплачены, идет оплата поставщику сверх лимита.
    2. Сумма выплат напрямую связана с определением ежемесячных объемов отгрузки.
    3. Страхование по отдельным сделкам. Этот метод применяется в случае разовых нерегулярных поставок.

Интересно, что в договоре факторного обслуживания специально оговаривается, что фактор-фирма (или банк) не несут ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции.

Каждый их участников фактор-договора может хранить техническую, коммерческую и финансовую тайну.

Широкое признание факторингового обслуживания в Западной Европе, США и Японии обеспечивается тем, что предприниматели либо принадлежат банкам, либо работают в тесном контакте. Банки, в свою очередь, имеют обширную информацию обо всех предприятиях и четко отслеживают элементы недобросовестности, наличие убытков.

У банков есть свои рычаги давления. Если предприятие замечено в невыполнении своих финансовых обязательств, оно попадает в «черные списки». Это приводит к тому, что оно лишается банковской поддержки, доверия в своей стране или за рубежом. Положительным моментом фактор-обслуживания является то, что клиент, заключивший договор со соей фактор-фирмой, регулярно информируется о том, как оплачивают счета его покупатели.

Банки, изучив своих клиентов, могут оказывать им и другие услуги, вкладывать свои средства в их предпринимательскую деятельность, давать предварительную информацию о возможных покупателях. Банк может поставить клиента на трастовое обслуживание.

 

Лекция 9.

 

Налоговая система  Российской Федерации.

 

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги (87 - 90%).

1996 г.

НДС -    126,3 трл. руб. (около 45% в общей налоговой массе);

налог на прибыль -  55,5 трл. руб. (около 20%);

акцизы -   44 трл.

 

Расчет налога на прибыль.

 

Налог на прибыль является общепризнанным налогом на юридических лиц во всех странах мира. В России введен с 1-го января 1992 года с первоначальной ставкой 42% (в настоящее время ставка налога на прибыль - 35%). С момента введения налог ежегодно уточняется, дополняется и изменяется. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами и осуществляющими коммерческую деятельность.

Информация о работе Финансы и их функции