Финансы и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:43, лекция

Описание работы

1. Сущность финансов и их функции.
2. Роль финансов в рыночных отношениях.
3. Финансово - бюджетная политика России.

Файлы: 1 файл

лекции по финансовому менеджменту.DOC

— 775.00 Кб (Скачать файл)

 

После представления  этих документов руководитель или главный  бухгалтер заполняют стандартное  заявление на открытие счета и  обслуживание. Однако, обращение в  банк за кредитом не всегда гарантирует его получение. Выдача кредита - ответственная банковская операция.

Для определения надежности клиента ведется расчет показателей: рентабельности, оборачиваемости оборотных  средств, ликвидности, суммы кредиторской задолженности. Эти расчеты снижают  риск как для банка, так и для самого клиента.

Существуют определенные условия выдачи кредита.

 

  1. Кредит должен носить целевой характер.
  2. Определение срочности.
  3. Возможность возврата суммы и процента.
  4. Банк в договоре о кредите может поставить условие об изменении процента.
  5. В кредитном договоре обязательно должна быть указана валюта, в которой получают и возвращают средства.
  6. В договоре о выдаче кредита определяется обязательство, что сумму кредита возвращает получивший деньги.

 

Различают кредиты: краткосрочные (от нескольких дней до полугода), среднесрочные (от года до 2-х - 3-х лет), долгосрочные (до 8, 10, 15 лет).

Особенно велик спрос  на краткосрочные кредиты. Оформление краткосрочных ссуд сводится к тому, что банк определяет уровень платежеспособности и ликвидности предприятия, составляет кредитный договор и выдает ссуду. Обеспеченность краткосрочных ссуд предполагает, что у предприятия - заемщика есть в наличии товарно-материальные ценности, отгруженная продукция, ценные бумаги и др.

Получение среднесрочных займов требует специального залога. В качестве залога используются товарно-материальные ценности, складские помещения, товары, готовая продукция высокого качества.

Долгосрочные кредиты обеспечиваются недвижимостью. Долгосрочные займы связаны с техническим переоснащением, строительством, реконструкцией. Ссуды, выдаваемые на эти цели, называются ипотеками. Под залог идет все имущество предприятия, включая уставной фонд.

Получая кредит, предприятие  стремится не перейти границу  допустимого, то есть своих возможностей по погашению кредита. Существует несколько коэффициентов, определяющих платежеспособность фирмы.

 

К1 = собственный капитал / весь капитал.

К2 = заемный капитал / весь капитал = 1 - К1.

К3 = (заемный капитал / собственный капитал) * 100 %.

 

Весь капитал = собственный + заемный.

Для К1 и К2 существует определенный норматив: 40 - 50 % (причем в  США - 60 %, в Японии - 80 %).

 

Процент банка - плата за кредит, а также за получение денег предприятием в точно назначенный срок.

 

Лекция 7.

 

Кредит бывает:

 

  • государственный;
  • банковский;
  • коммерческий.

 

3. Эффект финансового  рычага.

 

 

Предприятие А

Предприятие Б

Сумма вложения, т. р., в  том числе:

1000

1000

собственный капитал

1000

500

заемные средства

-

500

рентабельность

20 %

20 %

прибыль

200

200

% за кредит (15 %), т. р.

-

75

налогооблагаемая прибыль

200

125

рентабельность собственных  средств

20 %

25 %


 

Найдем рентабельность собственных  средств для обоих предприятий.

 

rсоб.А = (200 / 1000) * 100 % = 20 %

rсоб.Б = (125 / 500) * 100 % = 25 %

 

Эффект финансового рычага = rсоб.Б - rсоб.А = 25 % - 20 % = 5 %.

Эффект финансового  рычага работает в условиях краткосрочного кредита.

 

Операции с  ценными бумагами.

 

План.

 

  1. Виды ценных бумаг.
  2. Доходы по ценным бумагам.

 

1. Виды ценных  бумаг. 

 

Ценная бумага - денежный документ, удостоверяющий право собственности по отношению к лицу, выпустившему эту ценную бумагу. Все ценные бумаги проходят через рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг расширяет и дополняет систему банковского кредита. На рынке ценных бумаг существует спрос, предложение и устанавливается равновесная цена.

Поставщиками (вкладчиками - кредиторами) средств, которые могут  быть вложены в ценные бумаги, являются:

 

  • население;
  • банковская система;
  • корпорации.

 

Для условий России основными  потребителями средств через  выпуск ценных бумаг являются:

 

  • государство;
  • корпорации;
  • страховые компании;
  • банки;
  • отдельные физические лица.

 

По последним данным, в России в настоящее время  около 680 мультимиллиардеров.

Все инвесторы, индивидуальные и корпоративные, стремятся достичь  определенных целей, помещая свои сбережения в те или иные виды ценных бумаг. Основные цели - безопасность вложений, доходность вложений, прирост вложений и ликвидность вложений.

Ценные бумаги могут  существовать в следующем виде:

 

  • обособленные документы;
  • в виде записи на счетах.

 

Не относятся к  ценным бумагам кредитные договора, долговые расписки, завещания, страховые полисы и т. д.

Все ценные бумаги можно  разделить на 3 группы:

 

  • акции;
  • облигации;
  • производные ценные бумаги (казначейские обязательства, сберегательные и депозитные сертификаты, фьючерсы, опционы, варранты, ваучеры, векселя).

 

I. Акции. Различают акции обычные, привилегированные, конвертируемые, золотые, именные, на предъявителя. В России также существуют акции трудового коллектива, акции предприятия, акционерного общества. У всех акций нет определенного срока действия.

Акции трудового коллектива не дают права на участие в управлении предприятием.

Обычная акция дает право на участие в собрании акционеров, на право голоса.

Привилегированные акции распространяются только среди высшего эшелона управления предприятием. Дают право на фиксированный процент.

Золотая акция дает право "вето" на решение собрания акционеров (на срок до 3-х лет).

Именная акция - только на имя владельца.

 

II. Облигации. Это ценные бумаги, подтверждающие право держателя на возмещение стоимости облигации и фиксированного процента. Облигации выпускаются на определенный срок. Эмитентами являются государство, корпорации, а в некоторых странах - и банки. Различают облигации именные, на предъявителя, процентные, беспроцентные, свободно обращающиеся и обращающиеся на определенный период времени.

Процентная облигация имеет указание о проценте.

 

III. Использование акций  и облигаций порождает производные ценные бумаги. Они имеют разнообразную специфику в разных странах.

ГКО (государственные казначейские обязательства) - выпускаются государством под определенный процент ( в России - под 20 %), размещаются только у юридических лиц. Предприятие может ими расплачиваться, уплачивать налоги.

Сберегательные и депозитные сертификаты банка. Это инструменты денежного рынка, выпускаемые банками. Срочный депозитный сертификат имеет фиксированную дату наступления платежа.

Фьючерсы, варранты, опционы - ценные бумаги, дающие право покупать ценные бумаги (иногда и товары) по определенной цене, в определенное время, а также продавать по определенной цене в определенное время.

Вексель удостоверяет денежное обязательство векселедателя уплатить векселедержателю при наступлении срока определенную сумму денег. Различают простой и переводной вексель. Переводной позволяет передавать его от владельца к владельцу.

 

2. Доходы по  ценным бумагам. 

 

Выпуск ценных бумаг (акций  и облигаций) обеспечивает привлечение  дополнительных финансовых ресурсов. Владение ценной бумагой дает право на дивиденды или фиксированный процент (фиксированные платежи), процентные ставки, доход от индексации стоимости ценной бумаги, доход за счет снижения номинала, доход от спекулятивной игры на бирже.

 

Рынок ценных бумаг в  России.

 

Ведет отсчет времени своего существования с 1992 -1993 гг. Приватизация положила начало созданию ценных бумаг. В настоящее время на рынке ценных бумаг размещаются акции крупных российских акционерных компаний Лукойл, Газпром, Норильск - Никель, Сургут - Нефтегаз и др. На 1-е мая 1996 года в обращении находятся ГКО и облигации финансового фонда на 127 трл. рублей. Самыми привлекательными на российском рынке ценных бумаг являются государственные краткосрочные облигации. В отдельный период они давали до 300 % дохода (в настоящее время Центробанк довел доходность до 50 %).

В последние годы на российском рынке широко развивается вексельное обращение. Также выпускаются фьючерсы и опционы.

Пятилетний срок существования  российского рынка ценных бумаг  показал, что рынок в целом сформировался; появились законодательные документы - Закон о ценных бумагах и Закон об акционерных обществах. Главными инвесторами в ценные бумаги в условиях Росси являются банки.

Существует проблема мелкого инвестора. Нельзя купить ГКО, государственные краткосрочные обязательства. Отсутствует полноценная регистрация ценных бумаг. В основном работают краткосрочные казначейские обязательства, закрывая дефицит бюджета.

 

 

Лекция 8.

Рынок ценных бумаг.

 

На рынке ценных бумаг  существуют поставщики и потребители инвестиционного капитала.

 

Поставщиками инвестиционного  капитала являются:

 

  • сбережения населения;
  • доходы предприятий;
  • пенсионные фонды;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • иностранный сектор.

 

Потребителями капитала являются:

 

  • федеральное производство;
  • местные организации;
  • предпринимательский сектор.

 

Преимущества выпуска  собственных ценных бумаг перед  получением кредита банка.

 

  1. Банк дает средства на короткое время (как правило).
  2. Большая привлекательность.
  3. Постоянный доход.

 

Управление  портфелем ценных бумаг.

 

Предприятие в своей  деятельности может привлекать денежные ресурсы за счет выпуска ценных бумаг или вложения средств в другие ценные бумаги, стремясь извлечь из  этого дополнительную прибыль. В результате у предприятия создается так называемый портфель ценных бумаг. Если он исчисляется многими десятками различных ценных бумаг, появляется необходимость управления портфелем ценных бумаг.

Управление портфелем  ценных бумаг предполагает следующие мероприятия:

 

  • планирование состава портфеля;
  • анализ состава портфеля;
  • регулирование состава портфеля;
  • поддержание его ликвидности;
  • получение дохода.

 

Прежде чем составлять портфель ценных бумаг, ставят определенную цель:

 

  • получение постоянного дохода (для этого привлекаются надежные ценные бумаги);
  • приращение капитала (привлекаются ценные бумаги молодых компаний, которые не всегда надежны, но обещают (и выплачивают, по крайней мере сначала) высокие проценты по облигациям);
  • снижение риска от вложения средств (привлекается много различных ценных бумаг).

 

В российских условиях предприятие  преследует следующие цели при формировании портфеля ценных бумаг.

Информация о работе Финансы и их функции