Финансы и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:43, лекция

Описание работы

1. Сущность финансов и их функции.
2. Роль финансов в рыночных отношениях.
3. Финансово - бюджетная политика России.

Файлы: 1 файл

лекции по финансовому менеджменту.DOC

— 775.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3.

Финансовые ресурсы предприятия.

 

Финансовые  отношения на предприятии.

 

Финансы предприятий  характеризуются теми же чертами, которые  характерны и для финансов государства, однако предприятия имеют свои специфические  черты, и это отражается на финансах предприятий. Субъекты хозяйственной деятельности, занимаясь многообразными мероприятиями, вступают в различные финансовые отношения, которые требуют наличия финансовых ресурсов.

Первая специфическая  черта финансов предприятий - многообразие. Финансовые отношения возникают:

 

1) между администрацией  предприятия и трудовым коллективом;

2) между подразделениями  внутри предприятия;

3) с поставщиками и  покупателями;

4) между предприятием  и кредитной системой;

5) между предприятием  и общественными организациями;

6) между государством и предприятием.

 

1 - отношения по поводу  оплаты и стимулирования труда.  Обязательным условием является формирование фонда оплаты труда. Обязательным условием является формирование фонда оплаты труда и фондов стимулирования.

2 - внутрипроизводственные отношения охватывают такие расчеты, которые связаны с выделением определенных сумм из фонда амортизации, из фонда развития предприятия, фонда социального обеспечения и т. д.

3 - все субъекты предпринимательской  деятельности выступают с одной  стороны как покупатели, с другой - как поставщики. Для того, чтобы эти отношения носили стабильный, нормальный характер, необходимы фонды денежных средств (оплата закупок, получение сумм реализаций).

4 - погашение ссуд, уплата  процентов, пени и штрафов;  получение процентов за хранение денег. Сюда же относятся кассовые операции по наличным и безналичным денежным средствам, хранение и накопление денег.

5 - профсоюзные взносы, благотворительные суммы, отчисления  на экологию и тому  подобное. 

6 - налоговые платежи,  отчисления во внебюджетные фонды и возможное бюджетное субсидирование самого предприятия.

Вторая специфическая  черта финансовых отношений, складывающихся на предприятиях, связана с необходимостью формирования и постоянного восполнения производственных фондов - основных и оборотных. Именно наличие этих фондов позволяет осуществлять капитальные вложения, обновлять продукцию, осуществлять экономическое стимулирование.

Рыночные условия существенно  изменили формирование финансовых ресурсов предприятия. Основным методом хозяйствования является метод самофинансирования. Основным источником финансовых ресурсов предприятия является выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Помимо выручки существуют и другие источники, связанные с  возможностью выпуска ценных бумаг, получения средств от спонсоров, кредитных ресурсов и т. д.

 

Схема финансовых ресурсов предприятия.

 

I. Образуемые за счет  собственных и приравненных к  ним средств. 

 

1. Прибыль от основной  деятельности.

2. Прибыль от НИОКР. 

3. Прибыль от строительно-монтажных работ.

4. Амортизационные отчисления.

5. Выручка от реализации  выбывшего имущества. 

6. Устойчивые пассивы  (временно свободные денежные  средства, существующие ежемесячно).

7. Паевые взносы.

8. Мобилизация внутренних  резервов.

9. Прибыль от финансовых операций.

 

II. Мобилизуемые на  фирме. 

 

Продажа ценных бумаг  и кредитные инвестиции.

 

III. Поступающие в порядке  перераспределения. 

 

1. Страховые возмещения  по наступившим рискам.

2. Финансовые ресурсы,  поступающие от головной организации. 

3. Финансовые ресурсы, получаемые от совместной деятельности.

 

Фонды денежных средств.

 

Финансовые ресурсы  предприятия могут формироваться  и использоваться в двух формах - фондовой и нефондовой. Большая часть средств связана с формированием и использованием денежных фондов целевого назначения. Использование же финансовых ресурсов на выплату налогов, отчислений, процентов осуществляется в нефондовой форме.

Рассмотрим формирование фондов специального назначения. Получена выручка от реализации продукции, работ, услуг. Формируются три основных фонда: фонд накопления, фонд потребления, фонд возмещения. 

 

Фонд возмещения.

 

1. Фонд возмещения  материальных ресурсов.

2. Фонд возмещения  износа основных средств.

3. Фонд возмещения  прочих затрат.

 

Фонд возмещения является наиболее значительной частью  выручки от реализации, на него приходится порядка 70-ти процентов денежных ресурсов. На объем этого фонда влияет рост цен, увеличение производства, оборачиваемость оборотных средств, темпы инфляции и т. д.

Фонд возмещения износа связан с балансовой стоимостью основных фондов, нормой амортизации, с методами амортизации, с государственной инвестиционной политикой.

 

Фонд потребления.

 

  1.  Фонд оплаты труда рабочих.
  2. Фонд оплаты труда инженерно - технических работников (ИТР).
  3. Фонд социального страхования.

 

На формирование этого  фонда влияет численность рабочих, система оплаты труда, система материальной заинтересованности, ставки подоходного налога и т. д.

 

Фонд накопления.

 

  1. Фонд развития производства.
  2. Фонд материального поощрения.
  3. Фонд социального развития.
  4. Резервный фонд.
  5. Фонд для выплаты дивидендов.

 

На фонд накопления влияет: увеличение объемов производства, уровень  цен, уровень издержек производства, качество и обновление продукции, ставки налога на прибыль, ставки налога на имущество.

 

При формировании денежных фондов у российских предприятий  возникает много сложностей. Особенно это касается фонда возмещения, который  связан с оборотными средствами.

Инфляция положила конец  нормальному кругообороту оборотных  средств предприятия (имеет место хроническая нехватка оборотных средств). Предприятие, увеличивая свои издержки, снижает прибыль.

Следующий фактор, который  также снижает прибыль предприятия, связан с уплатой процента за кредит. Есть существенная разница в нормированном проценте за кредит и проценте, который берут коммерческие и инвестиционные банки. Нормированный процент разрешается включать в себестоимость, а все то, что платится сверх нормы, покрывается за счет прибыли (например, государственная норма - 80 процентов, банк выдает кредит под 100 процентов. 100 - 80 = 20 процентов покрывается за счет прибыли).

Третья специфическая  черта финансовых отношений, складывающихся на предприятиях, связана с учетом издержек, определении системы учета затрат, входящих в себестоимость продукции. У предприятий с длительным производственным циклом это особенно ярко выражено в связи с тем, что они не имеют возможности объективно оценивать динамику нарастания цен на материалы и сырье.

На Западе выработаны новые методы учета ценозакупки: LIFO, FIFO, учет по среднестатистическим фактическим ценам. 

LIFO оценивает поступающие  товарно-материальные ценности по  ценам последних закупок.

FIFO позволяет оценивать  закупки по ценам старых поступлений.  Тем самым издержки занижаются, а прибыль увеличивается. Это требует тщательного контроля и анализа.

 

Лекция 4.

 

Прибыль как  результат предпринимательской  деятельности.

 

План.

 

  1. Понятие и функции прибыли.
  2. Планирование прибыли.

 

Прибыль - вновь созданная стоимость, необходимая прибыль + прибавочная прибыль (базовое определение). Прибавочная прибыль дает развитие предприятия.

 

1. Понятие и  функции прибыли. 

 

Прибыль - многозначное понятие. Наиболее употребимое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно - исследовательской, торговой, спекулятивной деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность, даже если она сопряжена с риском. Как правило, прибыль отождествляется с денежным успехом. Долгое время марксисты считали, что, поскольку прибыль создается трудом работников, то капиталист не имеет права на прибыль. Однако, сейчас эта точка зрения изменилась, т. к. прибыль создается не только трудом работников, но и тем изначальным капиталом, который вложен в бизнес. Прибыль как экономическая категория является результатом всей производственно - хозяйственной деятельности. Она выполняет следующие функции.

    1. В обобщенной форме отражает конечный результат деятельности.
    2. Используется как стимулирующий фактор предпринимательской деятельности.
    3. Выступает источником финансирования расширенного воспроизводства, стимулирования работников.

Однако, то, что было бесспорно  для капиталистического рынка, в  социальной экономике отвергалось и принижалось. Считалось, что прибыль - чисто капиталистическая категория; только с 1965 года прибыль вошла в полноценный показатель и из прибыли стали создаваться три фонда. На прибыль влияют следующие основные факторы: цена, себестоимость, объем продаж.

 

Виды прибыли.

 

Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов, учета факторов, влияющих на нее. Эти факторы рассматриваются достаточно глубоко и тщательно, и в результате на предприятии складываются следующие виды прибыли.

 

    1. Прибыль от реализации.
    2. Балансовая (валовая) прибыль.
    3. Чистая прибыль.
    4. Нераспределенная прибыль.

 

Прибыль от реализации - результат полученной выручки от реализации за минусом полных издержек.

Валовая (балансовая) прибыль - прибыль от реализации + доходы от реализации других видов имущества, а также внереализационные доходы и расходы. Валовая прибыль рассчитывается как прибыль от реализации с добавлением следующих доходов.

 

    1. Доходы от реализации основных фондов.
    2. Доходы от реализации нематериальных активов.
    3. Реализация излишков сырья и материалов.
    4. Доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.
    5. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий.
    6. Доходы от сдачи в аренду.
    7. Полученные штрафы, пени, неустойки.
    8. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
    9. Суммы кредиторской задолженности, срок по которой истек.
    10. Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности за прошлые годы.
    11. Положительная курсовая разница по валютным отчетам и операциям в иностранной валюте.

 

Существуют следующие внереализационные расходы, влияющие на объем валовой прибыли.

    1. Затраты на производство, не давшее продукции.
    2. Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей.
    3. Судебные издержки и арбитражные сборы.
    4. Штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые данным предприятием.
    5. Убытки от списания безнадежных долгов.

 

Налогооблагаемая  прибыль. Исчисление налогооблагаемой прибыли заключается в корректировке валовой прибыли на доход по разным видам деятельности и исключение из расчета субприбыли, имеющей льготы по налогообложению.

После того, как предприятие  выплачивает из валовой прибыли  налоги и платежи, остается чистая прибыль.

 

2. Планирование  прибыли. 

 

Методы планирования (прогнозирования) прибыли.

 

В основе планирования прибыли  лежит: объем производства, объем продаж, себестоимость.

В предпринимательской  деятельности процесс планирования прибыли необходим, т. к. Это определяет финансовое обеспечение предприятия. В условиях социалистической экономики этот процесс осуществлялся довольно просто: объем производства, объем продаж, себестоимость, цена. В настоящее время этот метод себя не оправдывает, так как не дает объективной оценки.

Информация о работе Финансы и их функции