Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:01, реферат
Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.
Важнейшим среди законодательных
актов России по регулированию
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф –
это систематизированный
Таможенный тариф применяется
как при ввозе товаров на территорию
РФ, так и (в отличие от большинства
стран мира) при вывозе их из России.
Соответственно имеются импортный
и экспортный таможенные тарифы. Таможенный
тариф выполняет функции
Государство посредством
изменения таможенных пошлин имеет
возможность изменять характер импорта
и экспорта в нужных направлениях.
Достоинства таможенно-
во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
В условиях сохраняющейся
разбалансированности внутреннего
рынка и экономики в импортной
политике России целесообразно
импорт – традиционный
источник таможенного дохода государства,
но он не должен определяться сугубо фискальными
соображениями. Чрезмерное обложение
импорта и усложненная
регулируя импорт, ограничивая
ввоз в страну продукции, которая
может нанести ущерб
III.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИМПОРТА
3.1 Значение импорта для экономики России
Угрозу экономической безопасности страны нужно искать не в импорте как в таковом, который в специфических условиях России лишь уравнивает разницу между внутренним спросом и предложением, а в последствиях пореформенной деградации отечественной экономики (в 1991 г. импорт закрывал лишь 14% розничного товарооборота) действительно вызывающей в нынешней монетаристской политике "стерлизации" доходов все то, о чем пишет "Российская газета".
В самом деле, в условиях открытой рыночной экономики рост импорта, во-первых, закономерен при повышательной конъюнктуре развития любой страны и ускорении ее экономического роста. Такой же наплыв импортных товаров наблюдается ныне и в Индии, и в КНР, а делать из этого трагедию в России не надо хотя бы потому, что в отношении ВВП доля импорта у нас отнюдь не "взрывается", а остается относительно устойчивой в 16-17%.
Во-вторых, с точки зрения
как теории, так и практики международной
торговли, импорт должен расти и
расширяться по номенклатуре по мере
вовлечения страны в международное
разделение труда и ее специализации.
Например, США постепенно уходят из
производства бытовой электроники,
компьютеров, цифровых фотокамер, мобильных
телефонов, не говоря уже об одежде,
обуви, галантереи и игрушках, спрос
на которые покрывают Юго-
Конечно, по своим размерам и переживаемому моменту наша страна имеет свою очевидную специфику. Для нас, в-третьих, импорт закрывает те сегменты производственного и потребительского спроса, которые пока не только конкурентно, но и просто физически не могут заполнить отечественные производители. Например, по отношению даже к продовольственно-дефицитным 1986-1990 годам забой скота и птицы в России ныне составляет лишь 53% и 85%, надои молока - 57%, производство яиц - 79%, шерсти - 22%. Из всех видов продовольствия этот уровень превышен только по меду, а по маслу и молоку страна вообще откатилась к показателям 1960 г. Конкретно, в 2006 г. отечественный агробизнес покрывал лишь 33% потребностей страны в говядине (1960 г. - 43%), 32% в свинине (34%), 3% в баранине (4%) и 30% в мясе птицы (18%).Аналогично, в машиностроении, где при нынешнем росте инвестиций в основной капитал предприятий материально-техническое наполнение этих капиталовложений было бы невозможно, либо явно нецелесообразно на старой технической базе и потому соответствующий импорт возрос с 2000 по 2007 гг. более чем в 7 раз. И чем более инновационным стремилось быть предприятие, тем выше была доля импорта в приобретаемом им оборудовании, вплоть до 70% его общего объема.
Рост доли импорта во внутреннем
потреблении отмечается практически
во всех модернизирующихся отраслях,
и, таким образом, он выступает в
современной отечественной
Согласно таможенной статистике, расширение импорта в последние годы отмечается по большинству укрупненных товарных позиций, в т.ч. машинам, оборудованию, транспортным средствам, текстилю, обуви, продовольствию, химикатам, бытовой электронике и т.д., а по многим видам оборудования он даже сознательно поощряется, в интересах модернизации производственных фондов, снижением или даже временной отменой импортных таможенных пошлин.
В целом импортная продукция реально конкурирует лишь с 37% совокупного объема производства в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве России, т.е. отечественным производителям здесь монопольно остается более половины объема внутреннего рынка, и проблема состоит лишь в том, в какой степени они в состоянии его заполнить. Например, потребности страны в препаратах крови (альбумин, иммуноглобулины) покрывается отечественным производством на 5-15%, а факторы свертывания (коагулянты) вообще не производятся в промышленном масштабе. В 2009 г. в г. Киров намечено пустить завод по переработке до 600 т донорской плазмы, стоимость сооружения которого гораздо дешевле многолетнего импорта этих препаратов. Но и он будет в состоянии закрыть потребности страны только по иммуноглобулину, оставив для импорта ничем не обеспеченные ниши в 42% по альбумину и от нуля до 60% по коагулянтам.
Специфическим направлением импорта в последние годы, в-четвертых, стал массовый ввоз узлов, частей и агрегатов для доукомплектации отечественной, в т.ч. экспортной, продукции, и сейчас, в порядке технологической кооперации, их используют до 40% предприятий страны. В частности, половина велосипедов в стране собирается из китайских частей (хотя на них и ставится клеймо "Сделано в России"). Функционирует целая индустрия "промышленной сборки" из импортных деталей автомашин зарубежных марок с выпуском около 1 млн шт. в год. Новинка российского авиапрома "Суперджет-100" на 80% состоит из импортных компонентов, и даже в ОПК к настоящему времени утеряны технологии производства 36% видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружений и военной техники иностранная элементная база составляет до 65%, а перспективные разработки обеспечены российскими компонентами и деталями лишь на 40-50%.
В-пятых, отечественные предприятия,
особенно модернизирующиеся, не так
уж и бессильны перед лицом
внешней конкуренции и, хотя и
неравномерно, позиционируются на импортозамещении.
"Наличие конкуренции, прежде всего,
с импортом, - отмечают эксперты ГУ ВШЭ,
- стимулирует предприятия к
В-шестых, рыночная экономика
имманентно подразумевает конкуренцию,
в т.ч. импортную. Для России она
важна для того, чтобы прежняя
монополия государства не трансформировалась
в сеть частных (или государственно-частных)
монополий, а сама эта экономика
не стала бы, по известному выражению
Президента Торгово-промышленной палаты
России, бывшего Председателя Правительства
страны Е.М. Примакова, "командно-рыночной".
Уже сейчас российский потребитель
платит не менее 2/3 цены товара не производителям,
а посредникам, тогда как импорт
проходит через меньший их круг,
расширяет ассортимент
Наконец, в-седьмых, с позиций торгового и платежного баланса страны нет оснований беспокоиться об "импортной угрозе" при столь громадных размерах их положительного сальдо и золотовалютных резервах в более чем в 500 млрд долл., способных профинансировать семнадцатимесячный импорт страны при международно-принятых рекомендациях по объемам таких резервов в три-шесть месяцев. В 2000-2007 гг. эти резервы увеличивались, несмотря даже на опережающий (в 1,33 раза) рост импорта над экспортом. С воспроизводственной точки зрения это подводит, наоборот, к необходимости увеличения импорта, ибо сальдо и резервы фактически представляют собой природные ресурсы и овеществленный труд страны, вывезенные за границу без получения оттуда какого-либо товарного или интеллектуального эквивалента, и кредит тем иностранным государством, в валютах которого они номинированы. Таким образом, данный поток внешней торговли Росси явно имеет свою диалектику - выступая как угроза для отдельных секторов хозяйства, он при квалифицированном наполнении и управлении может одновременно выступать и как фактор обеспечения экономической безопасности для других секторов и народного хозяйства страны в целом. В более широком плане, попытка самообеспечить страну всеми необходимыми продуктами вела бы к неэффективному использованию общественных ресурсов, так как наряду с отраслями, развитие которых может быть достигнуто с разумными затратами, пришлось бы дотировать заведомо неконкурентоспособные.
Сказанное выше, разумеется, отнюдь не умаляет необходимости совершенствования товарной структуры и управления импортом, ибо пока она носит не только инвестиционный, а "проедаемый" характер.
При объяснимом росте ввоза
машин и оборудования, продовольствие,
текстиль и ширпотреб все еще
устойчиво составляют нем порядка
1/4. Если же учесть, что позиция "машины
и оборудование" включает в себя
еще и ввоз легковых автомобилей,
то неинвестиционная доля в российском
импорте в 2007 г. достигла 2/5. Это существенно
отличается в худшую сторону от других
"переходных экономик", решающих
сходные с российскими проблемы
развития, и при коэффициенте соотношения
инвестиционных (и промежуточных) и
потребительских товаров в