Финансы таможенных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 171.45 Кб (Скачать файл)

Важнейшим среди законодательных  актов России по регулированию внешнеэкономической  деятельности является Федеральный  закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (1995г.), определяющий принципы её осуществления и регулирования.  Другим основополагающим документом в  области внешнеторгового регулирования  стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области  экспортного контроля, представляющего  собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических  и военных интересов.

Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.

Таможенный тариф –  это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при  пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы  различия в национальных системах регулирования  не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют  свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного  сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной  торговой палатой для использования  в мировой торговле.

Таможенный тариф применяется  как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства  стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный  и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры  и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника  поступления финансовых средств  в государственный бюджет. В настоящее  время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран  относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный  показатель оценивается в 10-12%.

Государство посредством  изменения таможенных пошлин имеет  возможность изменять характер импорта  и экспорта в нужных направлениях. Достоинства таможенно-тарифного  регулировнаия проявляются в  следующем:

во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки

во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта  и экспорта различных видов товаров

в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние  на экономические интересы импортеров и экспортеров.

В условиях сохраняющейся  разбалансированности внутреннего  рынка и экономики в импортной  политике России целесообразно руководствоваться  следующими принципами:

импорт – традиционный источник таможенного дохода государства, но он не должен определяться сугубо фискальными  соображениями. Чрезмерное обложение  импорта и усложненная бюрократическая  процедура могут привести к его  резкому сокращению и удорожанию, что подхлёстывает инфляцию и  усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта  оправдан дифференцированный подход в  зависимости от экономической и  социальной значимости того или иного  товара;

регулируя импорт, ограничивая  ввоз в страну продукции, которая  может нанести ущерб национальному  производству, необходимо учитывать  конкурентообразующее и антимонопольное  значение импорта.  Протекционизм  должен применяться в оптимальных  формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке  и в производстве, с тем, чтобы  максимально защитит отечественных  производителей реального сектора  экономики, прежде всего, от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. Именно эти задачи призван решать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИМПОРТА

 

3.1 Значение импорта  для экономики России

Угрозу экономической безопасности страны нужно искать не в импорте как в таковом, который в специфических условиях России лишь уравнивает разницу между внутренним спросом и предложением, а в последствиях пореформенной деградации отечественной экономики (в 1991 г. импорт закрывал лишь 14% розничного товарооборота) действительно вызывающей в нынешней монетаристской политике "стерлизации" доходов все то, о чем пишет "Российская газета".

В самом деле, в условиях открытой рыночной экономики рост импорта, во-первых, закономерен при повышательной  конъюнктуре развития любой страны и ускорении ее экономического роста. Такой же наплыв импортных товаров  наблюдается ныне и в Индии, и  в КНР, а делать из этого трагедию в России не надо хотя бы потому, что  в отношении ВВП доля импорта  у нас отнюдь не "взрывается", а остается относительно устойчивой в 16-17%.

Во-вторых, с точки зрения как теории, так и практики международной  торговли, импорт должен расти и  расширяться по номенклатуре по мере вовлечения страны в международное  разделение труда и ее специализации. Например, США постепенно уходят из производства бытовой электроники, компьютеров, цифровых фотокамер, мобильных  телефонов, не говоря уже об одежде, обуви, галантереи и игрушках, спрос  на которые покрывают Юго-Восточная  Азия и, особенно, КНР. Сама же Россия, например, вполне сознательно отказывается от производства в будущем широкофюзеляжных лайнеров большой пассажировместимости для дальних расстояний, предпочитая  их импорт и лизинг, и намеревается сосредоточиться на выпуске узкофюзеляжных лайнеров для региональных линий. Наконец, практически все развитые страны выносят со своей территории экологически опасные и загрязняющие, а также  трудоемкие и ресурсоемкие производства, предпочитая импорт их продукции, и  на тот же путь постепенно вступает Россия.

Конечно, по своим размерам и переживаемому моменту наша страна имеет свою очевидную специфику. Для нас, в-третьих, импорт закрывает те сегменты производственного и потребительского спроса, которые пока не только конкурентно, но и просто физически не могут заполнить отечественные производители. Например, по отношению даже к продовольственно-дефицитным 1986-1990 годам забой скота и птицы в России ныне составляет лишь 53% и 85%, надои молока - 57%, производство яиц - 79%, шерсти - 22%. Из всех видов продовольствия этот уровень превышен только по меду, а по маслу и молоку страна вообще откатилась к показателям 1960 г. Конкретно, в 2006 г. отечественный агробизнес покрывал лишь 33% потребностей страны в говядине (1960 г. - 43%), 32% в свинине (34%), 3% в баранине (4%) и 30% в мясе птицы (18%).Аналогично, в машиностроении, где при нынешнем росте инвестиций в основной капитал предприятий материально-техническое наполнение этих капиталовложений было бы невозможно, либо явно нецелесообразно на старой технической базе и потому соответствующий импорт возрос с 2000 по 2007 гг. более чем в 7 раз. И чем более инновационным стремилось быть предприятие, тем выше была доля импорта в приобретаемом им оборудовании, вплоть до 70% его общего объема.

Рост доли импорта во внутреннем потреблении отмечается практически  во всех модернизирующихся отраслях, и, таким образом, он выступает в  современной отечественной экономике  как ее важный компенсирующий материально-технический  ресурс и средство балансирования растущего  внутреннего спроса и все еще  недостаточного предложения.

Согласно таможенной статистике, расширение импорта в последние  годы отмечается по большинству укрупненных  товарных позиций, в т.ч. машинам, оборудованию, транспортным средствам, текстилю, обуви, продовольствию, химикатам, бытовой  электронике и т.д., а по многим видам оборудования он даже сознательно  поощряется, в интересах модернизации производственных фондов, снижением  или даже временной отменой импортных  таможенных пошлин.

В целом импортная продукция  реально конкурирует лишь с 37% совокупного  объема производства в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве России, т.е. отечественным производителям здесь монопольно остается более  половины объема внутреннего рынка, и проблема состоит лишь в том, в какой степени они в состоянии его заполнить. Например, потребности страны в препаратах крови (альбумин, иммуноглобулины) покрывается отечественным производством на 5-15%, а факторы свертывания (коагулянты) вообще не производятся в промышленном масштабе. В 2009 г. в г. Киров намечено пустить завод по переработке до 600 т донорской плазмы, стоимость сооружения которого гораздо дешевле многолетнего импорта этих препаратов. Но и он будет в состоянии закрыть потребности страны только по иммуноглобулину, оставив для импорта ничем не обеспеченные ниши в 42% по альбумину и от нуля до 60% по коагулянтам.

Специфическим направлением импорта в последние годы, в-четвертых, стал массовый ввоз узлов, частей и  агрегатов для доукомплектации  отечественной, в т.ч. экспортной, продукции, и сейчас, в порядке технологической  кооперации, их используют до 40% предприятий страны. В частности, половина велосипедов в стране собирается из китайских частей (хотя на них и ставится клеймо "Сделано в России"). Функционирует целая индустрия "промышленной сборки" из импортных деталей автомашин зарубежных марок с выпуском около 1 млн шт. в год. Новинка российского авиапрома "Суперджет-100" на 80% состоит из импортных компонентов, и даже в ОПК к настоящему времени утеряны технологии производства 36% видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружений и военной техники иностранная элементная база составляет до 65%, а перспективные разработки обеспечены российскими компонентами и деталями лишь на 40-50%.

В-пятых, отечественные предприятия, особенно модернизирующиеся, не так  уж и бессильны перед лицом  внешней конкуренции и, хотя и  неравномерно, позиционируются на импортозамещении. "Наличие конкуренции, прежде всего, с импортом, - отмечают эксперты ГУ ВШЭ, - стимулирует предприятия к более  активным реструктуризации и инновационной деятельности".Так, в сфере агробизнеса страна уже обеспечивает себя пшеницей и в возрастающей степени - растительными маслами, сахаром, мясом птицы, солодом, биодобавками и отдельными видами молокопродукции. Часть импорта пива, кондитерских изделий, молокопродуктов уже заменена внутренним производством на базе иностранных инвестиций. В целом, при росте ввоза продовольствия с 2000 по 2007 гг. более чем вдвое, его отечественное производство также расширилось примерно наполовину. В отраслях обрабатывающей промышленности то же происходит по автомобилям, тракторам, сельхозтехнике, а при общем увеличении ввоза машинотехнической продукции за тот же период в шесть раз, производство продукции отечественного общего машиностроения выросло более, чем в полтора раза, приборов оптики и электроники - на 2,5 раза и т.д.

В-шестых, рыночная экономика  имманентно подразумевает конкуренцию, в т.ч. импортную. Для России она  важна для того, чтобы прежняя  монополия государства не трансформировалась в сеть частных (или государственно-частных) монополий, а сама эта экономика  не стала бы, по известному выражению  Президента Торгово-промышленной палаты России, бывшего Председателя Правительства  страны Е.М. Примакова, "командно-рыночной". Уже сейчас российский потребитель  платит не менее 2/3 цены товара не производителям, а посредникам, тогда как импорт проходит через меньший их круг, расширяет ассортимент предложения  и внедряет в товаропроводящие сети культуру торговли. Без импорта и  связанной с ним конкуренции  мы ныне вряд ли имели бы, например, относительно дешевую мобильную  связь, аналоги импортных автомобилей, новые формы страхования, достойную  косметику, многие виды лекарств и т.д.

Наконец, в-седьмых, с позиций  торгового и платежного баланса страны нет оснований беспокоиться об "импортной угрозе" при столь громадных размерах их положительного сальдо и золотовалютных резервах в более чем в 500 млрд долл., способных профинансировать семнадцатимесячный импорт страны при международно-принятых рекомендациях по объемам таких резервов в три-шесть месяцев. В 2000-2007 гг. эти резервы увеличивались, несмотря даже на опережающий (в 1,33 раза) рост импорта над экспортом. С воспроизводственной точки зрения это подводит, наоборот, к необходимости увеличения импорта, ибо сальдо и резервы фактически представляют собой природные ресурсы и овеществленный труд страны, вывезенные за границу без получения оттуда какого-либо товарного или интеллектуального эквивалента, и кредит тем иностранным государством, в валютах которого они номинированы. Таким образом, данный поток внешней торговли Росси явно имеет свою диалектику - выступая как угроза для отдельных секторов хозяйства, он при квалифицированном наполнении и управлении может одновременно выступать и как фактор обеспечения экономической безопасности для других секторов и народного хозяйства страны в целом. В более широком плане, попытка самообеспечить страну всеми необходимыми продуктами вела бы к неэффективному использованию общественных ресурсов, так как наряду с отраслями, развитие которых может быть достигнуто с разумными затратами, пришлось бы дотировать заведомо неконкурентоспособные.

Сказанное выше, разумеется, отнюдь не умаляет необходимости  совершенствования товарной структуры  и управления импортом, ибо пока она носит не только инвестиционный, а "проедаемый" характер.

При объяснимом росте ввоза  машин и оборудования, продовольствие, текстиль и ширпотреб все еще  устойчиво составляют нем порядка 1/4. Если же учесть, что позиция "машины и оборудование" включает в себя еще и ввоз легковых автомобилей, то неинвестиционная доля в российском импорте в 2007 г. достигла 2/5. Это существенно  отличается в худшую сторону от других "переходных экономик", решающих сходные с российскими проблемы развития, и при коэффициенте соотношения  инвестиционных (и промежуточных) и  потребительских товаров в нашем  импорте в 1,4 раза в пользу первых, в Польше этот показатель, по подсчетам  экспертов ВНИКИ, равен 3,8, Мексике - 5,2, Бразилии - 7,0, Южной Корее -7,1 Индии - 16,0 и КНР -10,9 раза. В основном производственным (в отличие от российского туристско-потребительского) является импорт услуг.

Информация о работе Финансы таможенных организаций