Финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Исходным моментом методики анализа финансового состояния является оценка динамики и структуры активов и пассивов. Ниже приведена форма баланса в агрегированном виде, а также условные обозначения итоговых величин по разделам баланса и наиболее важным группам статей внутри разделов. Изображенное в таблице параллельное расположение статей и разделов актива и пассива называется также балансом в форме счета. Обозначения из этой таблицы будут использованы ниже при записи формул преобразований и показателей анализа.

Файлы: 1 файл

кр финансы софа.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

    Прибыль от продаж (или чистая прибыль) / выручка-нетто

  • текущих расходов

Прибыль от продаж / расходы, связанные с  производством и реализацией  продукции

 

     Разновидностью  рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги):

 

(Цена продукции - себестоимость продукции ) / себестоимость продукции

 

    К показателям деловой активности относят показатели оборачиваемости  и периода оборота активов  и пассивов.

    Оборачиваемость активов как показатель деловой  активности предприятия можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, оборачиваемость характеризует, качество самих активов, которые с разной скоростью могут быть «потреблены» в ходе хозяйственной деятельности. С другой стороны, оборачиваемость активов характеризует интенсивность использования активов и средств, вложенных в их приобретение (одни и те же активы в разных организациях позволяют получить разные объемы товарооборота).

    Расчет  указанных показателей может  проводиться как по укрупненным  группам имущества и источников его формирования (активы, оборотные и внеоборотные активы, собственный и заемный капитал), так и по большинству более мелких статей актива и пассива (например, по товарам, дебиторской или кредиторской задолженности).

    Формулы расчета показателей оборачиваемости  и периода оборота можно универсально представить так:

 

Объем реализации или  использования ресурсов в рублях / Сумма по группе активов или пассивов

 

Продолжительность отчетного периода / Оборачиваемость по группе активов в днях (пассивов)

 

    Чаще  всего в числителе показателя оборачиваемости используется товарооборот или выручка от реализации продукции, работ, услуг однако в расчетах периода оборота по отдельным группам нередко используются показатели характеризующие объемы затрат. В расчетах оборачиваемости основных средств (фондоотдачи) используется стоимостная оценка объема производства.

    Величины, включаемые в знаменатель формулы  оборачиваемости должны быть определены как средние за рассматриваемый  отчетный период. В литературе встречается  две формулы для расчета этого показателя.

    Показатель  оборачиваемости активов, пассивов и их конкретных групп  показывает, какое количество оборотов делает капитал, чтобы обеспечить достижение за конкретный период определенного объема выручки; выручку, которую можно получить на каждый рубль вложений. Период оборота – это время необходимое для возмещения авансированного капитала за счет поступления выручки.

    Рост  оборачиваемости по группам активов и собственному капиталу свидетельствует об улучшении использования авансированного для производственно-хозяйственной деятельности капитала, а по заемному капиталу и кредиторской задолженности - об ужесточении условий привлечения средств извне.

    Характеристики  периодов оборота более разнообразны.

  1. Период  оборота запасов отражает средний срок, за который средства вложенные в запасы окупается за счет реализации товаров. Знаменатель показателя оборачиваемости – выручка от продаж по оплате.
  2. Период оборота материальных запасов характеризует среднюю продолжительность их хранения. В расчетах используется стоимость потребленных за период материальных ресурсов.
  3. Период оборота незавершенного производства может рассматриваться как средняя продолжительность процесса производства. В расчетах используется общая себестоимость произведенной продукции.
  4. Период оборота готовой продукции – среднее время ее хранения. Применяемый показатель – себестоимость проданной продукции (без коммерческих расходов).
  5. Период оборота дебиторской задолженности  соответствует времени нахождения средств в расчетах и средней продолжительности коммерческого кредита, предоставляемого покупателям. Применяемый показатель – выручка от продаж по отгрузке.
  6. Период оборота заемных средств показывает за сколько дней в среднем предприятие может  покрыть поступлениями выручки свои обязательства перед кредиторами.
  7. Период оборота кредиторской задолженности  отражает среднюю продолжительность коммерческого кредита, предоставляемого предприятию его поставщиками. Используется сумма оплаченных за период счетов кредиторов (приблизительно равна расходам организации за вычетом амортизации).

    Наиболее  важными разделами в анализе  показателей рентабельности и деловой  активности являются оценка их динамики (изменения) за отчетный период и определение  влияния основных факторов на итоговый результат.

    Для диагностики работы фирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Достаточно важной для характеристики деятельности предприятия является оценка влияния на общую рентабельность продаж рентабельности отдельных видов продукции, товаров или их  групп (например, промышленные и продовольственные или высоко и низко рентабельные). Рассматриваются 2-а фактора:

    Влияние структурных изменений в реализации товаров

 

D Rстр = å Ddi *Ri0

 
 

где i - вид товара  (продукции);

 Ddi - изменение его доли в совокупной выручке, в долях единицы

 Ri0 - его рентабельность в %.

    Влияние изменений рентабельности  товаров 

 

D RR = å DRi * di1

 

 где DRi - изменение рентабельности конкретного вида товаров, продукции в %

    di1 - его доля в совокупной выручке, в долях единицы.

    Наиболее  важные характеристики содержатся в  факторных моделях показателей  рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый показатель отражает наиболее общие аспекты  доходности бизнеса, а последний - эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей.

    Для рентабельности активов факторная  модель может иметь вид:

 

    Rак = Rпр * Оак;

 

    где Rпр - рентабельность продаж

          Оак - оборачиваемость активов  (Выручка от продаж / Имущество по балансу).

 

    В литературе эта модель получила название модели Дюпона (компании «Дюпон»).

    1-й  фактор характеризует среднюю  долю прибыли в цене каждой  единицы товара.

    2-й  фактор характеризует количество  товаров, продаваемое при имеющихся  торговых (производственных) мощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи.

    Модель  Дюпона показывает возможности роста  рентабельность бизнеса. К ним можно  отнести:

    • увеличение цены продажи (торговой надбавки)
    • снижение текущих расходов (издержек обращения)
    • расширение продаж при имеющихся мощностях.

    Реализация  их одновременно маловероятная, но желательна, т.к. именно в этом и заключается  задача управления. При выборе стратегии  обычно применяют вариационное моделирование, основанное на оценках торговых возможностей и предполагаемой реакции рынка на изменение цен и объемов продаж.

    В долгосрочном плане всегда выигрывает вариант, в котором сочетается средний  уровень рентабельности продаж  и оборачиваемости активов.

    Рентабельность  собственного капитала имеет формулу:

 

    Rск = Rак  / Ка;

 

где Ка - коэффициент  автономии (отношение собственного капитала к совокупному)

    Рентабельность  собственного капитала является индикатором  риска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций  акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента.

    На  основе этих двух моделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:

 

 

где Н - коэффициент использования внеоборотных активов (ВОА на 1 рубль товарооборота)

       М - коэффициент использования  оборотных активов (ОА на 1 рубль  товарооборота);

    В связи с особенностями формирования финансовых результатов в торговле для анализа рентабельности продаж часто используют 3-х факторную  модель следующего вида:

 

 

    Факторный анализ этой модели выполняется методом  цепной подстановки в последовательности: ТО – D – ИО.

 

    Основная  модель для оборачиваемости является  2-х факторной. В ходе ее решения  определяется влияние на изменение  оборачиваемости изменения выручки от продаж и изменения капитала, вложенного в активы. При этом могут использоваться формулы, аналогичные тем, что используются при факторном анализе фондоотдачи, включая расчет условных величин экономии капитала и прироста объемов производства.

    Показатели  деловой активности широко используются в факторных моделях рентабельности, в методиках комплексных и  рейтинговых оценок финансового  положения организации.

    Анализ  оборачиваемости товарных запасов  является одним из важнейших разделов анализа в торговле и выполняется в следующей последовательности:

  • анализ влияния структуры товарооборота на период оборота товаров;
  • анализ влияния объема товарооборота и среднего товарного запаса на период оборота товаров.

    Влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение периода оборота  товаров определяется формулой:

 

DПОСТР = ПО0,1 - ПО ,        

 

    Влияние прочих факторов будет определяться формулой:

 

DПОПР = ПО1 - ПО0,1,           

 

 где ПО0 и ПО1 – периода оборота товаров в базисном и отчетном периодах соответственно;

       ПО0,1- базисный период оборота товаров при отчетной структуре товарооборота.

      Последний показатель рассчитывается по формуле:

 

 

где ПОi0 – период оборота товаров конкретной группы в базисный период.

di1 – доля конкретной группы товаров в общем отчетном товарообороте.

 

Таблица

 

Исходные  данные

 
  Товарооборот, млн. руб. Средние товарные запасы, млн. руб.
Группы  товаров Месяцы (возможны и другие периоды)
  Базисный Отчетный Базисный Отчетный
А 1 2 3 4
Продовольственные 1620 1260 160 150
Непродовольственные 1980 2140 535 510
В целом по предприятию 3600 3400 695 660

 

Таблица

 
Влияние структуры товарооборота на период оборота товаров
   
Структура
 
Период  оборота,
 
Процентные
Базисный период оборота при
Группы товарооборота, % дней  числа отчетной структуре
товаров  
Базисный
 
Отчетный
 
Базисный
 
Отчетный
(гр.2*гр.3) товарооборота, дней
  период период период период по строкам (гр.5 в целом/100)
А 1 2 3 4 5 6
Продовольственные 45,00 37,06 2,963 3,571 109,804 -
Непродовольственные 55,00 62,94 8,106 7,150 510,205 -
В целом по предприятию 100,0 100,0 5,792 5,824 620,009 6,200

Информация о работе Финансы