Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.
ВВЕДЕНИЕ
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.
Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 90-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Кассовое исполнение бюджетов осталось без должного контроля со стороны государства. Чрезвычайно актуальным стало обеспечение учёта, подконтрольности, защищённости и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что любая деятельность имеет в своем составе контрольные действия, направленные на то, чтобы надежно обеспечить выполнение поставленных задач. Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов всех уровней власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства и бюджетных учреждений. Как в процессе, так и по окончании заданной работы контрольным органам необходимо дать правильную оценку фактически сделанному и достигнутому, выявить неблагоприятные отклонения от цели и связанные с этим негативные последствия, обнаружить новые возможности и резервы. Одной из важнейших функций управления является контроль.
Учитывая, что деньги, выделенные из федерального бюджета, могут быть использованы не по назначению или временно отвлечены банками или кредитными организациями, необходимо существование финансовых органов, наделенных правом осуществлять контроль за движением бюджетных средств. Посредством контроля одновременно достигаются предупреждение, выявление и пресечение хозяйственных правонарушений, сущность которых заключается в нарушении действующего законодательства – гражданского и уголовного. Одним из органов, осуществляющих жесткий контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, является Отделение федерального казначейства, на которое возложены задачи организации, осуществления и контроля исполнения бюджета, управления доходами и расходами, исходя из принципа единства кассы.
Существование федерального казначейства позволяет предотвращать попытки незаконного использования денежных средств, выделенных из федерального бюджета, а также своевременное и полное доведение до бюджетополучателей денежных средств. Совершенствование деятельности органов федерального казначейства и контроля за государственными финансовыми потоками является чрезвычайно актуальной проблемой на сегодняшний день.
Объектом исследования курсовой работы является Отделение федерального казначейства МФ РФ по Барабинскому району Новосибирской области.
Целью курсовой работы является: показать значимость и необходимость существования органа исполнительной власти - Органа федерального казначейства. С помощью каких форм и методов Федеральным казначейством осуществляется жесткий контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета в процессе исполнения федерального бюджета.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Анализируется работа отделения за последние 3 года: 2000, 2001, 2002, при этом для сравнения используются отчётные данные Отделения федерального казначейства по Барабинскому району НСО. Приведены показатели финансирования, доведённые Отделению федерального казначейства из УФК, а также расходование средств бюджетополучателями. При расходовании средств бюджетополучателями документы подвергаются контролю со стороны работников Отделения федерального казначейства. Описан механизм предоставления документов и методы осуществления контроля.
В ходе написания курсовой работы изучались и использовались законодательные и учебные материалы, опубликованные в периодической литературе статьи экономистов и ученых, занимающихся вопросами бюджетно-финансового контроля, исполнением бюджетов: Шохина С.О.,
Ворониной Л.И., Дробоздиной Л.И., Бурцева В.В., Фисенко А.И., Белобжецкого И.А. и др.
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Сущность финансового контроля
Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов и призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.
Финансовый контроль, будучи одним из звеньев управления, имеет определенную специфику практики применения и целевую направленность, которые отличают его от других видов контроля. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Назначение финансового контроля - содействовать успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов [24,с.13].
Организация и функционирование четкой системы финансового контроля – обязательный и непременный элемент финансовой политики. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием государственных средств.
Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в законах и подзаконных актах.
Сущность контроля как одной из функций управления можно определить так: «Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органам» [10,с.5]. Контроль обеспечивает систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Контроль во многом позволяет избежать ошибок, которые в экономике очень дорого обходятся[10,с.8].
Финансовый контроль, объективно присущий экономике, используется всеми развитыми странами в той мере, в какой диктуется политическими и экономическими задачами. В качестве объекта финансового контроля выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов.
Финансовый контроль проводится на макро- или микроуровне. Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его задачами являются:
Объектом контроля на этом уровне выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении. Различные финансовые и некоторые производственные показатели смет, планов и отчетов анализируются, обобщаются и на основании этого разрабатываются предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.
Бюджетный контроль представлен следующими видами ревизионной и аналитической деятельности: контроль за выполнением основного финансового плана страны – государственного бюджета по доходам и расходам; сбор, накопление финансовой информации, в том числе результатов налогового контроля, анализ этой информации и разработка предложений по дополнительному привлечению ресурсов в бюджет; обеспечение эффективного, рационального расходования средств государственного бюджета путем совершенствования нормирования расходов, контроля за выполнением установленных норм и нормативов расходов; искоренение и профилактика нецелевых расходов. Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях, организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного сектора, которые осуществляют работы, оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета. На практике бюджетный контроль возложен на органы казначейства, финансовые управления региональных администраций, счётные и контрольно-ревизионные палаты, плановые и бюджетно-финансовые комиссии, Департамент финансового контроля и аудита МФ РФ, органы ведомственного контроля.
Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности.
Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами.
Финансовый контроль как один из элементов управления существует столько, сколько существует государство. Ревизионная деятельность имела место в Вавилоне и Древнем Египте – при оценке правильности уплаты налогов, в средние века в сфере торговли. В ХVI веке во многих странах был введен правовой контроль учетных книг [20, с.192]. Если проанализировать историческую литературу, в России государственный контроль, к сожалению, никогда не был развит так, как в других государствах. Был слабо развит предварительный контроль, отдельные же учреждения были вне сферы контроля. Во времена социализма государственный контроль был более формален, чем реален [13,с.31].
Как свидетельствуют опубликованные в печати материалы контрольных органов, в настоящее время нередки нарушения финансовой дисциплины, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств. Крайне слабый контроль за распределением финансовых ресурсов проявляют министерства и ведомства, субъекты РФ, администрация которых сама допускает серьезные нарушения [13,с.31].
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяется государственным устройством. Задачи и функции различных контрольных органов исполнительной и представительной ветвей власти в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов в значительной степени переплетены, характеризуются элементами дублирования и параллелизма.
Функции финансового контроля законодательных органов федерального уровня: