Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.
Ежедневно ОФК получают в кредитных организациях выписки из счета 40101 с приложением экземпляра платежного документа на уплату плательщиком доходов. Данные выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации (КБК). При распределении доходов ОФК определяют отдельно по видам (КБК) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты разных уровней согласно установленным нормативам. При поступлении из ИМНС заключений ф.21 ОФК осуществляет операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов, исходя из сумм ежедневных поступлений. При недостаточности средств допускается частичное исполнение заключений ИМНС ф. 21. Неисполненные заключения учитываются при распределении доходов между бюджетами на следующий день. ОФК так же осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней в пределах сумм однодневных поступлений. При недостаточности средств операция перераспределения исполняется частично.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОФК МФ РФ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1. Результаты проверок ОФК МФ РФ по Барабинскому району за исполнением федерального бюджета
Комплексные проверки проводятся по планам соответствующих органов и планам проведения совместных проверок, утверждаемых руководителями территориальных органов. В ходе совместных проверок:
1) органы Федерального казначейства, налоговой службы, и финансовые органы проводят совместно и индивидуально по согласованному плану проверки соблюдения платёжной дисциплины кредитными организациями и другие проверки по мобилизации доходов в бюджетную систему РФ, правильности возмещения из соответствующих бюджетов уплаченных налогов;
2)по материалам проверок органы Федерального казначейства направляют предписания в налоговые органы на взыскание с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в целевые бюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, и штрафов за такие нарушения; штрафов, направляемых на финансово-кредитные организации.
Территориальные органы федерального казначейства при осуществлении предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета ежегодно охватывают проверками 100% организаций, финансируемых из федерального бюджета через лицевые счета органов федерального казначейства. Выход на проверку с целью выяснения дальнейшего использования средств, по целевому ли назначению они были использованы – это уже стадия последующего контроля. Проверками целевого использования средств занимается отдел ревизий. Кроме проверок нецелевого использования средств, отдел ревизий осуществляет проверки доходов от сдачи в аренду государственного имущества и проверки фонда борьбы с преступностью. Наиболее распространённым видом нарушений является нецелевое использование средств. Так, Барабинским отделением федерального казначейства проводилась работа по организации и осуществлению проверок бюджетополучателей по вопросам целевого использования средств федерального бюджета, а также кредитных организаций по вопросам полноты и своевременности перечисления и зачисления средств налогоплательщиков в доход федерального бюджета.
Общая сумма нецелевого использования средств федерального бюджета составила за 2002 г. 212 т.руб., в том числе оформлено уведомлений на уменьшение ассигнований на сумму – 204,7 т.руб. За 2001 г. сумма нецелевого использования средств составила – 1,93 т. руб. и представлена в таблице 3.1.
Период |
Количество проверок всего |
Количество нарушений |
Процент нецелевого использования средств от общего числа проверок |
Начислено штрафных санкций |
Сумма нецелевого использования средств |
2000 |
3 |
--- |
21,4% |
--- |
--- |
2001 |
26 |
2 |
88,2% |
1,54 |
1,93 |
2002 |
27 |
4 |
80,1% |
76,55 |
212 |
По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета начислено штрафных санкций в размере 5,84 т. руб. Возмещено в доход федерального бюджета сумма использования и штрафных санкций в размере 41,05 т. руб. или 49% от общей суммы, подлежащей возмещению.
3.2.Повышение эффективности финансового контроля в ОФК МФ РФ по Барабинскому району НСО
В 1998 году завершен процесс формирования территориальных органов федерального казначейства. На начало 1999 г. функционирует 87 учреждений федеральных казначейств по субъектам РФ. 2218 отделений федерального казначейства исполняют федеральный бюджет по доходам и расходам. Лицевые счета органов федерального казначейства на 63 процента обслуживаются учреждениями ЦБ РФ; 34,5 процентов – Сбербанком РФ и только около 2,5 процентов – коммерческими банками.[21,с.190] Правительство РФ считает приоритетной задачу полного перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. С целью обеспечения эффективного проведения бюджетной политики Правительством РФ разработан проект Федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы, реализация которой позволит успешно решать стоящие перед казначейством задачи.
В ходе государственного
финансового контроля
особое значение
имеет порядок
взаимодействия
Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.
В ныне действующем законодательстве имеются такие пробелы, которые позволяют бесчестным людям фактически бесконтрольно, а стало быть и безнаказанно использовать огромные государственные средства сугубо в своих интересах, не установлена какая бы то ни была ответственность за их нецелевое использование. Отсутствие должной нормативно-правовой базы не позволяет с необходимой эффективностью решать задачи по пресечению финансовых правонарушений, борьбе с коррупцией, создают проблемы для правоохранительных органов при проведении документальных ревизий.
Следующей важной проблемой, так или иначе связанной с государственным финансовым контролем, является отсутствие единых нормативов, применяемых при составлении бюджетов. В связи с этим, для решения проблем государственного финансирования, повышения эффективности использования бюджетных средств большое значение имеет осуществляемая в настоящее время разработка государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов, что позволит оптимизировать финансовые потоки, решить комплекс социальных проблем, повысить эффективность использования бюджетных ассигнований. Необходимо выделить и такую проблему, как контроль за поступлением средств в бюджет.
Помимо этого необходимо
усилить профилактическую
направленность
Не менее значимым для решения проблем бюджетно-финансового контроля является обеспечение полноты текущего финансирования и оптимизации принципов распределения бюджетных средств. Одним из способов усиления контроля за бюджетными средствами, поступающие на текущие бюджетные счета, органы исполнительной власти видят в активной поддержке функционирования системы уполномоченных банков, разумеется при возложении на эти банки определённых обязанностей по обеспечению контролируемости и управляемости потоков бюджетных средств.
На органы федерального казначейства возложены функции организации и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, управлением средств на счетах казначейства. ОФК предоставлено право производить в бюджетных организациях и в банках проверки денежных документов, регистров бухгалтерского счёта, отчётов, планов, смет и иных документов.
3.3. Проблемы финансового контроля ОФК МФ РФ по Барабинскому району НСО за исполнением федерального бюджета
Федеральное казначейство ведёт сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации учёта получателей средств федерального бюджета устанавливается МФ РФ. Главная книга казначейства ведётся на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Записи в главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджета. Данные главной книги казначейства являются основой для формирования отчётов об исполнении федерального бюджета.
Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год. Органы федерального казначейства имеют право проводить проверки различных денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов приостанавливать операции по счетам в банках. Органы федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки ЦБ РФ, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Органы федерального казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
Казначейские органы на федеральном, региональном и местном уровнях являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. Этот принцип предусматривает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счёт бюджета и осуществление расходов также с единого счёта.
Операции прихода и расхода по лицевому счету органа федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает Отделение федерального казначейства по Барабинскому району НСО. В свою очередь органы федерального казначейства по Барабинскому району оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. На каждого бюджетополучателя заведено юридическое дело по оформлению счета.
В связи с тем, что бюджетные организации стали больше получать финансирования из федерального бюджета и следовательно в их распоряжении находится больше денежных средств, осуществляется чаще оплата расходов, поэтому количество платежных поручений на оплату расходов возрастает. Кроме этого, рост числа увеличившихся платёжных поручений можно объяснить тем, что организациям не всегда во время доводятся сметы доходов и расходов, лимиты бюджетных обязательств, и поэтому организации не могут погасить имеющуюся у них задолженность или оплатить расходы в необходимом для них объёме. Производится частичная оплата расходов, а затем по мере доведения документов или финансирования производится оставшаяся оплата. Таким образом платежные поручения приходится оформлять дважды.
Кроме того, ОФК по Барабинскому району осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета у всех бюджетополучателей. С этой целью проверяются все бухгалтерские и финансовые документы, подтверждающие право и законность произведенных расходов. Кроме того, специалисты органов федерального казначейства могут быть привлечены к проверкам совместно с Прокуратурой, Государственной налоговой инспекцией, контрольно-ревизионным учреждением МФ РФ и другими органами исполнительной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование ОФК МФ РФ направлено на решение задач по исполнению федерального бюджета. Применяемые ОФК МФ РФ по Барабинскому району методы контроля позволяют предотвращать нарушения в расходовании средств бюджетополучателями.