Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.
1.2. Виды финансового контроля
Бюджетным кодексом РФ главой 26 разделом IX предусмотрен государственный и муниципальный финансовый контроль. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов, направленный на:
Финансовый контроль осуществляется финансовыми органами исполнительной власти [20,с.5].
Финансовый контроль
исполнения бюджета
1.3. Органы, осуществляющие функции финансового контроля
Особое место в системе государственного контроля занимают Министерство финансов РФ, Счётная палата РФ и их нижестоящие органы. Содержание и цели контроля, осуществляемого учреждениями финансово-кредитной системы, определяются практическими потребностями в пределах установленной компетенции.
Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ. Деятельность органов федерального казначейства связана со всеми финансовыми потоками, относящимися к государственным и муниципальным финансам. Поэтому важна оперативность и чёткость исполнения ими соответствующих операций. Все органы федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утверждаемыми Министерством финансов РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.
Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 г. в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня – территориальных органов федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента РФ « О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556 [2] и «Положение о Федеральном казначействе» от 27.08.93 г. № 864.[3]. Таким образом, в РФ установлено казначейское исполнение бюджета. С принятием и введением в действие Бюджетного кодекса РФ с 01.01.2000 г. за органами федерального казначейства остаётся кассовое исполнения федерального бюджета[1].
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Во исполнение Указа Президента № 1556 [2] и Постановления Правительства РФ № 1082 от 28.08.97 г. « О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения бюджета » и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ установлено казначейское исполнение бюджетов и право органов исполнительной власти РФ осуществлять исполнение бюджетов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соответствующих соглашений. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие со средствами соответствующих бюджетов в объёме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.
Структура территориальных органов Федерального казначейства трёхуровневая:
I уровень – Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов РФ. ГУФК осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учёт операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Кроме этого, ГУФК руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них информацию и отчётные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с законодательством.
II уровень – управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу ( руководитель назначается и освобождается от должности начальником ГУФК). УФК обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
III уровень – отделения федерального казначейства (ОФК) по городам и районам, районам в городах. (Руководитель назначается и освобождается от должности начальником УФК.) ОФК осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по его бюджетополучателям. ОФК выполняют учёт операций по движению средств на счетах казначейства в банках и на лицевых счетах бюджтополучателей, открытых в органах казначейства, и предоставляют в УФК информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета.
На федеральное казначейство возложены следующие задачи, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ:
Органы федерального казначейства выполняют следующие функции, предусмотренные Положением о Федеральном казначействе [3] :
Бюджетным кодексом предусмотрены основные принципы и организационно-правовые основы казначейского исполнения бюджетов.
Основными принципами исполнения бюджетов являются: