Финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.

Файлы: 1 файл

1 мая курсовик.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Виды финансового  контроля

 

Бюджетным кодексом РФ главой 26 разделом IX предусмотрен государственный и муниципальный финансовый контроль. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов, направленный на: 

  1. на получение от органов исполнительной власти необходимых материалов при рассмотрении и утверждении бюджетов;
  2. на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;
  3. на утверждение (или отклонение) отчёта об исполнении бюджетов;
  4. на создание собственных контрольно-счётных органов для проведения проверки исполнения и внешнего аудита бюджетов всех уровней в соответствии с их полномочиями;
  5. на иные действия в соответствии с предоставленными им полномочиями по контролю за исполнением бюджета.

Финансовый  контроль осуществляется финансовыми органами исполнительной власти [20,с.5].

 Финансовый контроль  исполнения бюджета осуществляется  Министерством финансов РФ, Федеральным  казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств и главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

 

1.3. Органы, осуществляющие  функции финансового контроля

 

Особое  место в системе государственного контроля занимают Министерство финансов РФ, Счётная палата РФ и их нижестоящие органы. Содержание и цели контроля, осуществляемого учреждениями финансово-кредитной системы, определяются практическими потребностями в пределах установленной компетенции.

    Органы федерального  казначейства представляют  собой единую централизованную  систему, созданную  по территориальному  принципу и входящую  в состав Министерства  финансов РФ.  Деятельность  органов федерального  казначейства связана  со всеми финансовыми потоками, относящимися к государственным и муниципальным финансам. Поэтому важна оперативность и чёткость исполнения ими соответствующих операций. Все органы федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утверждаемыми Министерством финансов РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

   Все развитые страны  осуществляют исполнение  государственных  бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 г. в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти  федерального уровня – территориальных органов федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента РФ « О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556 [2] и «Положение о Федеральном казначействе» от 27.08.93 г. № 864.[3]. Таким образом, в РФ установлено казначейское исполнение бюджета.  С принятием и введением в действие Бюджетного кодекса РФ с 01.01.2000 г. за органами федерального казначейства остаётся кассовое исполнения федерального бюджета[1].

    По решению Правительства  РФ переход на  казначейскую систему  исполнения  федерального  бюджета призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Во исполнение Указа Президента № 1556 [2] и Постановления Правительства РФ № 1082 от 28.08.97 г. « О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения бюджета » и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ установлено казначейское исполнение бюджетов и право органов исполнительной власти РФ осуществлять исполнение бюджетов РФ и местных бюджетов  через Федеральное казначейство на основании  соответствующих соглашений. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через федеральное казначейство на основании соглашений.  При этом полномочия органов федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие со средствами  соответствующих бюджетов в объёме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

  Структура территориальных  органов Федерального  казначейства трёхуровневая:

I уровень – Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов РФ. ГУФК осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учёт операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Кроме этого, ГУФК руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них  информацию и отчётные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с законодательством.

     II уровень – управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, областям, автономным образованиям,   городам Москве и Санкт-Петербургу ( руководитель назначается и освобождается от должности начальником ГУФК).  УФК обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

III уровень – отделения федерального казначейства (ОФК) по городам и районам, районам в городах. (Руководитель назначается и освобождается от должности начальником УФК.) ОФК осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по его бюджетополучателям. ОФК выполняют учёт операций по движению средств на счетах казначейства в банках и на лицевых счетах бюджтополучателей, открытых  в органах казначейства, и предоставляют в УФК информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные  с поступлением в  федеральный бюджет доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита федерального бюджета.

На  федеральное казначейство возложены следующие задачи, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ:

  1. организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
  2. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ  и государственными внебюджетными фондами, финансирование исполнения этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  3. осуществление краткосрочного прогнозирования объёмов  государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими средствами в пределах установленных на соответствующий период  государственных расходов;
  4. управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и  внешнего долга РФ;
  5. обеспечение экономической безопасности исполнения федерального бюджета РФ, точное, своевременное, адресное и полное доведение до получателей бюджетных средств в соответствии с размерами, утверждёнными органами законодательной власти.

Органы  федерального казначейства выполняют следующие  функции, предусмотренные  Положением о Федеральном  казначействе [3] :

  1. осуществляют бюджетное и финансовое исполнение бюджетов и контроль за поступлением и использованием бюджетных средств;
  2. осуществляют по представлениям Межрайонной инспекции  Министерства по налогам и сборам РФ возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
  3. осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов казначейства;
  4. обеспечивают целевое финансирование предприятий за счёт средств федерального бюджета;
  5. обеспечивают полный учёт распорядителей средств федерального бюджета;
  6. осуществляют кассовое исполнение бюджетов;
  7. контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета

Бюджетным кодексом предусмотрены  основные принципы  и организационно-правовые основы казначейского  исполнения бюджетов.   

   Основными  принципами  исполнения бюджетов  являются:

    • исполнение федерального бюджета через систему органов федерального казначейства;
    • принцип единого счёта;
    • принцип единства  кассы;
    • принцип обеспеченности бюджетных расходов и платежей;
    • принцип использования  при исполнении бюджета  бюджетной росписи;
    • принцип иммунитета бюджетов;
    • принцип недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи их в доверительное управление.

Информация о работе Финансы