Финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная необходимость создавать определённые последствия в экономике при их субъективной организации. На практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие научно-обоснованной финансовой политике, эффективному финансовому механизму. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.

Файлы: 1 файл

1 мая курсовик.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

 

2.1.Анализ  и формы финансового  контроля

 

Анализ  финансового контроля  бюджетов различных уровней является одновременно задачей и функцией соответствующего исполнительного органа власти. Порядок и формы осуществления финансового контроля устанавливается Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления.

    Законодательные  органы согласно  Бюджетного кодекса  осуществляют следующие  формы финансового   контроля:

    • предварительного контроля;
    • текущего контроля;
    • последующего контроля. 

    Предварительный финансовый  контроль проводится до совершения хозяйственных операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Предварительный контроль подразумевает оценку финансовых последствий проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам в ходе обсуждения и  утверждения в законодательном органе [26,с.6]. Он предупреждает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне примером контроля является процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов.  Основная цель предварительного контроля – своевременно пресекать незаконное и нерациональное использование средств [16,с18].

    Текущий(оперативный)  финансовый контроль  производится в  момент совершения  денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т.п.  Он предупреждает  возможности злоупотребления   при получении  и расходовании  средств, способствует  соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов. Главная  особенность текущего контроля – систематическое сопоставление затрат с действующими сметами расходов и оперативное отклонение от норм[7,с.1].Текущий контроль осуществляется путём рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов  и отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных, законодательных органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении бюджетов представляет акт последующего контроля [7,с.15].

  Согласно Бюджетного  кодекса последующий  контроль предусмотрен  в ходе рассмотрения  и утверждения  отчётов об исполнении  бюджетов. Последующий   финансовый контроль, проводимый путём анализа и ревизии отчетной, финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми. Последующий контроль связан с предварительным контролем и базируется на его выводах [22,с.107]. 

Государственный финансовый контроль включает контроль за:

  1. исполнением бюджетов;
  2. организацией денежного обращения;
  3. использованием кредитных ресурсов;
  4. состоянием государственного долга;
  5. состоянием государственных резервов.

На  каждого бюджетополучателя  заведено юридическое  дело по оформлению счета. Зачисление денежных средств на лицевые  счета бюджетополучателей производится на основании  распоряжений отдела расходов при финансировании из УФК по реестрам, данные приведены в табл.2.1.1.

                                                                                                               Таблица 2.1.1. Распоряжения  на зачисление  бюджетных средств ОФК по Барабинскому району (руб.)                                                   

Период

Распоряжения  на зачисление средств

Сумма

Количество

2000

11 342 536

173

2001

15 635 165

189

2002

22 402 556

215


    

  Ежеквартально клиентами  предоставляются кассовые планы по установленной форме и сверяются с назначениями, предусмотренными в утвержденных сметах расходов. Сводный кассовый план Отделением федерального казначейства по Барабинскому району НСО представляется в учреждение  Сберегательного банка. В случае перемещения средств по статьям экономической классификации расходов оформляется уведомление. Внутреннее перемещение средств производится на основании распоряжения отдела расходов.

         Отделение федерального  казначейства осуществляет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями. В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции по расчетно-денежным документам бюджетополучателей в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы федерального казначейства в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа.

 

2.2. Анализ исполнения  федерального бюджета  по расходам

 

Отделение федерального казначейства по Барабинскому району НСО ежедневно  получает от учреждения Сберегательного  банка выписки  по текущему счёту  с приложенными к  ним платёжными документами: платёжными и инкассовыми  поручениями, мемориальными  ордерами, квитанциями с объявлениями на взнос наличных денежных средств по произведённым расчётно-кассовым операциям, кредитовые авизо.  

  В установленном  порядке  бюджетополучатели  открывают в органах  казначейства лицевые  счета, на которые  зачисляются выделенные  им средства федерального бюджета. В Бюджетном кодексе дано определение и основные позиции лицевого счета: 

          Лицевой счёт –  регистр аналитического  учёта органа федерального  казначейства, предназначенный  для отражения  в учёте лимитов  бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объёмов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального казначейства. В связи с тем, что завершен переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, и отделение федерального  казначейств по Барабинскому району  эффективно осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств, выделенных из федерального бюджета, организации получают финансирование в большем по сравнению с последними годами объёме. Учитывая, что существуют различные виды расходов, предусмотренные бюджетной классификацией, у организаций может быть от 1 до 2-7 видов расходов, открывается несколько лицевых счетов, поэтому с каждым годом количество лицевых счетов клиентов возрастает, динамика роста показана в таблице 2.2.1.                                  

                                                      

 

                                                                                                          Таблица 2.2.1.

Количество  лицевых счетов получателей  средств федерального бюджета в ОФК  Барабинскому району 

Период

Количество  организаций, получающих финансирование

 

Всего                   через лице-

вые счета

ОФК

Количество  лицевых счетов, открытых в ОФК

Количество  организаций не подлежащих переводу через лицевые  счета ОФК

2000

22             2

4

4

2001

49            30

69

19

2002

76            31

62

45


    

Операции, отражённые на лицевых  счетах, являются объектами бухгалтерского учёта исполнения расходов федерального бюджета и производятся в валюте РФ на основании расчётно-денежных документов и уведомлений.   Согласно ст. 219 Бюджетного кодекса РФ бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета.

На  лицевом казначейском счёте распорядителя  бюджетных ассигнований производится учёт финансирования операций по основной деятельности, а также  по капитальным вложениям  и капитальному ремонту  на основании реестров. До начала финансирования расходов из федерального бюджета распорядители бюджетных ассигнований представляют в ОФК утверждённые сметы доходов и расходов, кассовые заявки на выдачу денежной наличности. Зачисление на лицевой казначейский счёт средств, не относящихся к финансированию расходов из федерального бюджета не допускается. Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, местных органов власти и другие поступления, должны учитываться на расчётных и других счетах организаций и учреждений.

 

2.3. Анализ исполнения  федерального бюджета  по доходам

 

Отдел доходов отделения федерального казначейства            по Барабинскому району состоит из 4 человек: главного казначея – начальника отдела; старшего казначея, ведущего работу по доходной части местных бюджетов и 2 специалистов I категории, занимающихся автоматизированным учетом поступлений и распределения доходов с помощью ПО «КАЗНА».

         Работа отдела строится на  основании квартального плана  работы отдела и заданий, поступающих из УФК.

         В соответствии с законом «О  федеральном бюджете на 2001 год»  от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ ст.9 и ст. 13 зачисление всех налогов и  сборов, являющихся источниками  формирования доходов федерального  бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов, должно осуществляться на счета органов казначейства. Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами, в кредитных организациях открыты балансовые счета 40101 «Налоги, распределяемые органами ФК» с признаком «01» и «02». Разделение платежей между лицевыми счетами осуществляется по следующему принципу:

  • на лицевой счет «01» балансового счета 40101 зачисляются все федеральные налоги и сборы, а также неналоговые доходы федерального бюджета; и региональные и местные налоги  и сборы, по которым предусмотрены нормативы отчислений в ФБ
  • на лицевой счет «02» балансового счета 40101 зачисляются все региональные и местные налоги и сборы, по которым не установлено нормативов отчислений в федеральный бюджет.

     В Новосибирской  области в целях реализации концепции единого счета федерального казначейства МФ РФ на первом этапе с 01.03.2001 г. были закрыты счета 40102 «Доходы федерального бюджета». Данный счет сохранился на уровне Управления федерального казначейства как единый балансовый счет 40102, на который ежедневно с балансового счета 40101 перечисляются налоги и сборы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет. Второй этап перехода на единый казначейский счет предусматривает ликвидацию счетов по доходам в управлении, а на третьем этапе – объединение доходных и расходных счетов. Переход на ЕКС имеет ряд преимуществ:

  • появилась возможность оперативно ежедневно получать информацию об объемах поступлений в ФБ
  • сократились объемы невыясненных поступлений, т.к. прекратились поступления на б/с 40102 налогов, подлежащих уплате на счет 40101. Переброска таких сумм ведется только по заключениям ИМНС, что увеличивает время зачисления средств в бюджет.

Информация о работе Финансы