Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Актуальность темы моей работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Основной целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
1. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным
отношениям………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность и методологические основы социального страхования…..4
1.2. Правовое положение Фонда социального страхования………………6
1.3. Механизм социального страхования в России………………………..8
1.4. Виды социального страхования………………………………………..8
1.5. Взносы по социальному страхованию………………………………...9
1.6. Выплаты по социальному страхованию……………………………...10
1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев....11
1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию………........12
2. Перспективы развития социального страхования…………………….14
2.1. Актуальные проблемы социального страхования…………………..14
2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……………………………………………………………………….14
2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы…..16
Глава 2. Практическая часть
1. Структура расходов и доходов ФСС РФ……………………………….18
2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………………..18
3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ……………………………21
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...29
К нормативным актам, регулирующим деятельность ФСС относят:
1 .Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
2.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
3.Положение о Фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101.
4.Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ».
5.Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184.
6.Инструкция о порядке расходования средств ФСС РФ, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 09.02.01 г. № 11 и другие документы.
Документами, регулирующими обеспечение по государственному социальному страхованию, являются:
1 .Трудовой кодекс РФ.
2.Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями.
3.Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
4.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
5.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1.
6. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан от 19 октября 1994 г. № 206/21.
7.Разъяснение Министерства труда и социального развития РФ и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами».
8.Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей от 21.04.2001 г. № 309 и другие документы. [9]
1.3. Механизм социального страхования в России
В основу работы ФСС РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в ФСС. В случае, если расходы превышают сумму начисленного страхового взноса, то исполнительные органы ФСС выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию. Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.
Налогоплательщик производит уплату налога ежемесячно в сроки получения заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца и должен вести отдельно по каждому работнику учет сумм дохода и суммах налога, начисляемого на этот доход. В отношении плательщиков страховых взносов все предусмотренные Налоговым Кодексом РФ мероприятия налогового контроля (взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов) проводят налоговые органы. Ими же проводится проверка правильности начисления и перечисления страховых взносов. Правильность расходования средств ФСС РФ осуществляется контрольно-ревизионным отделом ФСС.
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний, предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. [1]
1.4. Виды социального страхования
Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.
При страховании на случай болезни взносы производятся в равных долях работником и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Функции страховщика осуществляются больничными кассами.
При страховании от несчастных случаев взносы уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Задачами этого вида социального страхования являются предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в т.ч. помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.
При страховании по безработице принципы уплаты взносов такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит «обложению». Для получения права на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу.
Что касается пенсионного страхования, то возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 60 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 55 лет. Для лиц свободных профессий предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего «чистого» дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которого исчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего «чистого» дохода. Повлиять на размер пенсии практически невозможно, разве что увеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании, размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.
1.5. Взносы по социальному страхованию
Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховым взносом является обязательный платеж на обязательное социальное страхование. [13] С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе страховых взносов, порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. [5]
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование
устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов
страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется
с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также
возможностей исполнения страховых обязательств. Расчетной базой для
начисления страховых взносов является заработная плата, либо иные источники дохода застрахованных граждан, определяемые законодательством РФ. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и источники доходов. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
1.6. Выплаты по социальному страхованию
Средства ФСС направляются на выплату гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Назначение и выплата пособий из средств ФСС производятся, как правило, лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и иным категориям граждан, предусмотренным законодательством, при условии уплаты ими либо за них страховых взносов в ФСС РФ.
В соответствии с п. 10 Положения «О Фонде социального страхования РФ» от 12.02.94 № 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Приказом или распоряжением администрации страхователя определяются ответственные лица за назначение и выдачу пособий; как правило, ими являются работники отделов кадров и бухгалтерий. Контроль за правильным назначением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию осуществляет комиссия по социальному страхованию, образованная из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избранные уполномоченные по социальному страхованию. Спорные вопросы между работником и работодателем по обеспечению пособиями рассматриваются исполнительными органами ФСС, либо в судебном порядке.
Выплата всех видов пособий производится через бухгалтерии работодателей по основному месту работы в счет полагающихся страховых взносов и лишь в исключительных случаях исполнительными органами ФСС, когда, например, пропущен срок обращения за пособием. Организации -плательщики страховых взносов осуществляют выплаты по социальному страхованию в счет начисленного страхового взноса, подлежащего зачислению в ФСС.
Если страхователь имеет задолженность по уплате страховых взносов и не может осуществлять выплату пособий по социальному страхованию ввиду отсутствия средств на своих банковских счетах, вопрос о возможности выделения средств страхователю на пособия для работника решается отделением (филиалом отделения) ФСС на основании представленных страхователем необходимых документов.
1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев
Согласно закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев» от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т.ч. оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Данному виду страхования подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, а также физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. [11]
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. В случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая право на получение страховых выплат имеют его дети, иждивенцы, супруг(а) и другие лица. Обеспечение по страхованию осуществляется: в виде пособия по временной нетрудоспособности; в виде страховых выплат: единовременной либо ежемесячных; в вида оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (приобретение лекарств), посторонний уход за застрахованным, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение (переобучение).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы, результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности. Если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного, - страховые выплаты назначаются лицам, имеющим право на их получение. Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности. При исчислении страховых выплат все пенсии и иные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая не уменьшаются.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день такой выплаты. Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию
Согласно Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию её доставки, осуществляется по его новому месту жительства на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных органами регистрационного учета. [12]
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при условии соблюдения ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а так же иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в первой части закона о трудовых пенсиях. [14]
В РФ установлены следующие 3 вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В случае, если застрахованное лицо составляет заявление о порядке распределения средств с его индивидуального лицевого счета, выплата указанных средств производится лицам, указанным в этом заявлении. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам независимо от их возраста и состояния трудоспособности: в первую очередь - детям (в т.ч. усыновленным), супругу и родителям (усыновителям), во вторую - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в Законе, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития