Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Актуальность темы моей работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Основной целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
1. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным
отношениям………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность и методологические основы социального страхования…..4
1.2. Правовое положение Фонда социального страхования………………6
1.3. Механизм социального страхования в России………………………..8
1.4. Виды социального страхования………………………………………..8
1.5. Взносы по социальному страхованию………………………………...9
1.6. Выплаты по социальному страхованию……………………………...10
1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев....11
1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию………........12
2. Перспективы развития социального страхования…………………….14
2.1. Актуальные проблемы социального страхования…………………..14
2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……………………………………………………………………….14
2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы…..16
Глава 2. Практическая часть
1. Структура расходов и доходов ФСС РФ……………………………….18
2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………………..18
3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ……………………………21
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...29
В проекте бюджета Фонда предусмотрено увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.
Будет увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляются страховые взносы по максимальной ставке.
Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в 2009 году – 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на 2008 год в размере 38500 рублей, в 2009 году – 41000 рублей и в 2010 году – 43500 рублей.
Проект бюджета Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.
Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.
В составе трансфертов, перечисляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации запланированы ассигнования на: выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).
3. Анализ бюджетных показателей расходной части
бюджета ФСС РФ
В таблицах 1 и 2 представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части Фонда социального страхования.
Таблица 1.
Горизонтальный анализ бюджетных показателей
расходной части ФСС
Статьи расходов | Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб. | Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб. | Темп роста, % | Сумма расходов на 2010 г., тыс.руб | Темп роста, % |
1) Общегосударственные вопросы | 3427,8 | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3427,8 | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
2) Образование | 17123502 | 17120287,5 | 99,9 | 18147507,1 | 106 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 578307,1 | 615897 | 106 | 652850,9 | 106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 42465,9 | 45226,1 | 106 | 47939,7 | 106 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16545194,9 | 16504390,5 | 99,8 | 17494656,2 | 106 |
3) Социальная политика | 358421499 | 338943928,1 | 95 | 371312882 | 109 |
Социальное обеспечение населения | 356928881 | 337356400,7 | 95 | 370236459,6 | 109 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации | 8989699 | 9680090 | 108 | 10387050 | 107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 34351125,6 | 16795276,2 | 49 | 17169184,8 | 102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 45220082,2 | 52220719,8 | 115 | 59032339,6 | 113 |
Пособия при рождении ребенка | 14723016 | 13772000 | 87 | 14062400 | 102 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию | 134059547 | 128267460 | 95,7 | 143236160 | 111,7 |
Пособия по беременности и родам | 39697020 | 33901200 | 85,4 | 38798085 | 114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 16600000 | 17000000 | 102 | 17000000 | 100 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 2395877,4 | 1768181,8 | 74 | 1801006,2 | 102 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 4383536,5 | 4189187,7 | 96 | 4440538,9 | 106 |
Другие вопросы в области соц. политики | 1411508,2 | 1501145,4 | 106 | 984857,4 | 66 |
Итого расходов | 375548428,8 | 356067380 | 94,8 | 389463607,5 | 109,4 |
Таблица 2.
Вертикальный анализ бюджетных показателей
расходной части ФСС
Статьи расходов | Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб | Уд. вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1) Общегосударственные вопросы | 3427,8 | 0,001 | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3427,8 | 0,001 | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
2) Образование | 17123502 | 4,56 | 17120287,5 | 4,8 | 18147507,1 | 4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 578307,1 | 0,15 | 615897 | 0,17 | 652850,9 | 0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 42465,9 | 0,01 | 45226,1 | 0,01 | 47939,7 | 0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16545194,9 | 4,4 | 16504390,5 | 4,64 | 17494656,2 | 4,49 |
3) Социальная политика | 358421499 | 95,44 | 338943928,1 | 95,19 | 371312882 | 95,34 |
Социальное обеспечение населения | 356928881 | 95,04 | 337356400,7 | 94,75 | 370236459,6 | 95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации | 8989699 | 2,39 | 9680090 | 2,72 | 10387050 | 2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 34351125,6 | 9,15 | 16795276,2 | 4,72 | 17169184,8 | 4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 45220082,2 | 12,04 | 52220719,8 | 14,67 | 59032339,6 | 15,16 |
Пособия при рождении ребенка | 14723016 | 3,92 | 13772000 | 3,87 | 14062400 | 3,61 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию | 134059547 | 35,7 | 128267460 | 36 | 143236160 | 36,78 |
Пособия по беременности и родам | 9697020 | 10,57 | 33901200 | 9,52 | 38798085 | 9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 16600000 | 4,42 | 17000000 | 4,77 | 17000000 | 4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 2395877,4 | 0,64 | 1768181,8 | 0,5 | 1801006,2 | 0,46 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 4383536,5 | 1,17 | 4189187,7 | 1,18 | 4440538,9 | 1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики | 1411508,2 | 0,38 | 1501145,4 | 0,42 | 984857,4 | 0,25 |
Итого расходов | 375548428,8 | 100 | 356067380 | 100 | 389463607,5 | 100 |
Общая сумма расходов на 2008 год составляет 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: обязательное социальное страхование составляет 264771853 тыс. рублей (130,6 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2009 год расходы Фонда составляют 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), из них: обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).
На 2010 год расходы Фонда предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Структура расходов Фонда на 2008-2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов: по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год - 3218,4 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» - на 2008 год - 17123502 тыс. рублей, на 2009 год - 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год - 18147507,1 тыс. рублей; по разделу 10 «Социальная политика» - на 2008 год - 358421499 тыс. рублей, на 2009 год - 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год - 371312882,0 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышение квалификации кадров и оздоровление детей.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусматривались расходы ФСС на оздоровление детей застрахованных граждан в 2008 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010 годах предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительных лагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс. детей).
Основным видом расходов ФСС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).
Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2008 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.
Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.
В соответствии с Направлениями, основными мероприятиями и параметрами приоритетного национального проекта «Здоровье», утвержденными президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2008-2010 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2006 году данные расходы составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2007 год они запланированы в сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количества работников - 3448276 человек.
Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.
2) В расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008-2009 годах включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого вида расходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития