Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Актуальность темы моей работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Основной целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
1. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным
отношениям………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность и методологические основы социального страхования…..4
1.2. Правовое положение Фонда социального страхования………………6
1.3. Механизм социального страхования в России………………………..8
1.4. Виды социального страхования………………………………………..8
1.5. Взносы по социальному страхованию………………………………...9
1.6. Выплаты по социальному страхованию……………………………...10
1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев....11
1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию………........12
2. Перспективы развития социального страхования…………………….14
2.1. Актуальные проблемы социального страхования…………………..14
2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……………………………………………………………………….14
2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы…..16
Глава 2. Практическая часть
1. Структура расходов и доходов ФСС РФ……………………………….18
2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………………..18
3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ……………………………21
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...29
Списание средств, учтенных на индивидуальном счете умершего кормильца, и закрытие его счета - техническая операция, которая не влияет на объем прав членов семьи. Она осуществляется, видимо, в связи с тем, что в этой пенсии отсутствует накопительная часть. Правда, неясно, почему закрывается счет, если в специальной его части содержатся данные о пенсионных накоплениях, судьба которых еще не решена. На мой взгляд, счет нужно закрывать, лишь после определения судьбы пенсионных накоплений.
2. Перспективы развития социального страхования
2.1. Актуальные проблемы социального страхования
Следует отметить ряд моментов, которые в последнее время высказывают в отношении социального страхования представители Минтруда России, государственных внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты.
Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники финансирования средств на выплату страховой части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.
Во-вторых, назрела необходимость, и появились экономические возможности повышения уровня пенсионного, медицинского и социального страхования. В качестве первого шага ученые и специалисты высказывают предложения по доведению уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами ЕС. Так, фактический уровень замещения пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56% прожиточного минимума пенсионера, в то время как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей задачей пенсионного страхования в ближайшей среднесрочной перспективе является поэтапное повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.
В-третьих, в системе социального страхования не нашел ещё воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.
2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования
В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд задач: завершить формирование законодательной базы; оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов; повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования; создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.
Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.
Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.
Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:
1)минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
2)средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;
3)максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.
Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.
Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.
2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы
Подписанный 25 ноября 2008 года Президентом России Д.А. Медведевым Закон «О бюджете Фонда социального страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает в будущем году значительное повышение размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию.
В данном законе установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на 2009 г., который составил 22464 руб., и максимальный размер пособия по беременности и родам, составивший 30468 руб. В 2008 году эти суммы составляли соответственно 20700 и 28080 руб.
Также с 01.01.2009г. законом установлена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент 1,085. Это касается размеров пособий по беременности и родам, выплачиваемых женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет.
Тем же законом увеличена сумма, из которой будет исчисляться размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 г. размер единовременной страховой выплаты установлен в сумме 56200 руб., в 2010 г. - 60100 руб., в 2011 г. - 64200 руб. Увеличен также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 г. - до 43230 руб., в 2010 г. - до 46260 руб., в 2011 г. - до 49410 р. [10]
Финансовый кризис не заставит государство сокращать расходы на исполнение социальных обязательств и в области пенсионного страхования. Для нынешних пенсионеров в 2011 году средняя пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума пенсионера (сейчас минимум равен 4,1 тысячи рублей), в 2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры примерно соответствуют пенсии, выплачивавшейся в советское время, которую многие считают «справедливой». Кризис не станет помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это должно произойти в 2010 году, когда вместо ЕСН по ставке 26% предприятия будут отчислять от годовой зарплаты сотрудника страховые взносы в размере 34% до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тысяч рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тысячи рублей. Работникам, которые получают большую зарплату (а таких, по подсчетам Минздравсоцразвития, около 20%), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно.
1. Структура расходов и доходов ФСС РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению налоговые и неналоговые доходы.
К налоговым доходам относятся: единый социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ; доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 5%, налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%; к неналоговым: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления; межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
2.Анализ изменения структуры доходов и структуры
расходов ФСС РФ в 2008-2010
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.
Представленный проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.
Расходы Фонда предусмотрены – в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.
Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития